
Много говорено про потенциальные угрозы, готовые вывалиться на нас из IoT. Кое-что уже свалилось через бортовое ПО автомобилей, которые начинают вести себя, как взбесившиеся кони - срываются с коновязи, тормозят там, где нужно ускоряться, ускоряются, там, где нужно тормозить, поворачивают не туда, куда приказывает наездник…
Однако, сейчас хотелось бы обратиться не к проблемам ИБ Интернета вещей (в области ИБ мы, пользователи, традиционно догоняем), а к иным, более, так сказать, первичным из свойственных состоянию IoT в нашей стране и в мире. Сошлюсь при этом на панельную дискуссию, состоявшуюся в Москве на Huawei Network Conference 2015.
Главной нерешенной проблемой российского IoT доктора экономических наук РАЕН Валерий Тихвинский считает отсутствие развитой системы правового и технического регулирования этого направления и национальной технической стандартизации IoT.
IoT может работать как через ведомственные (в том числе технологические) сети, так и через сети общего пользования. Российские операторы связи сообщают о том, что доля SIM-карт, приходящихся на абонентов категории IoT, в нашей пока не превышает 2,5% от общего числа, т.е. живые пользователи SIM-карт у нас все еще существенно преобладают.

Валерий Тихвинский: "Пока не появятся заинтересованные стороны, задачами IoT по-прежнему заниматься будут мало."
Валерий Тихвинский указывает на то, что для IoT нужно обеспечить доступность частот и сетевого адресного пространства. Нам также нужны правила применения устройств и сетевых компонентов IoT, которые бы обеспечили функционирование IoT в сетях общего пользования. При этом следует выделить в специальную категорию взаимодействие M2M, что поможет преодолеть барьеры для поддержки M2M в сетях общего пользования.
Эти задачи ложатся на плечи регуляторов в области связи и организации, занимающиеся стандартизацией. Для этого этим структурам нужна финансовая и экспертная поддержка представителей индустрии связи, в первую очередь ИКТ-производителей и провайдеров услуг.
Поскольку система технического регулирования в нашей стране построена, как выразился Валерий Тихвинский, на инициативном процессе стандартизации, то участникам отрасли предстоит эти инициативы проявить. Начать можно, например, с введения понятий IoT и взаимодействия M2M в закон "О связи". Следует определитьcя, по правилам и законам каких сетей работает IoT – телекоммуникационных или производственных. Это определит подходы к его техническому регулированию.
Уже сейчас в мире (не только в России) ощущаются проблемы с продвижением новых сетей мобильной связи, вызванные наследованием ранних решений для M2M. Так, сети GSM не будут демонтировать до 2025 года, хотя к 2020 году планируют начать распространять сети 5G, которые в значительной части ориентированы на IoT. Причина замораживания GSM заключается в том, что сети 2G неконтролируемо использовались для поддержки взаимодействия М2М, обслуживающего жизненно важные объекты, и непродуманный переход на новый стандарт может привести к катастрофам. В России, как сообщил Валерий Тихвинский, в сетях GSM работает более миллиона устройств, управляющих критически важными структурами.
По мере развития IoT в стране актуализируются задачи управления национальными ресурсами (как непосредственно ИКТ-ресурсами, так и теми, функционирование которых они поддерживают), задачи кибербезопасности, легитимности передачи и обработки данных в IoT, новые вызовы (по отношению к мобильной абонентской связи) создаст маршрутизации трафика IoT при его выходе за национальные границы.