НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Интернет вещей:

Блог

Не все "умные" вещи являются интернет-вещами. И наоборот

Термины, связанные с интернетом вещей (IoT) -- как потребительским (CIoT), так и промышленным (IIoT) -- надо употреблять аккуратно. [spoiler] Дабы не размывать значения этих терминов, не искажать выводы аналитиков (типа того, который вы видите ниже) и не вносить путаницу в головы пользователей.



Соотношение между численностью населения планеты и количеством умных вещей
Источник: Презентация старшего антивирусного эксперта «Лаборатории Касперского» Сергея Ложкина (см. заметку “Интернет вещей глазами антивирусников. Шесть печальных примеров из жизни пользователей”).

Однако с сожалением приходится наблюдать, что это правило нередко нарушается. Вот свежий пример. На сайте D-Russia.ru появилось сообщение (его фрагмент изображен ниже) с названием “Интернет вещей пополнился умной зубной щеткой”


Оно является переводом публикации в The Verge, заголовок которой вы видите ниже.



Обратите внимание: в оригинале заметки (заголовок которой можно перевести примерно так “Новая зубная Bluetooth-щетка приводит стоматолога в вашу ванную комнату”) термины, связанные с интернетом вещей, не употребляются.

И это никак не умаляет потребительские качества двухсотдолларового девайса, не только забавного, но и, возможно, весьма полезного.

Так зачем было причислять аккумуляторную зубную Bluetoth-щетку к лику интернет-вещей? Неужели только ради красного словца?

Справедливости ради необходимо отметить, что между Bluetooth-вещами и интернет-вещами не лежит непроходимая граница. Более того, некоторые особо умные Bluetooth-вещи можно будет считать интернет-вещами. Обратите внимание: считается, что Bluetooth 5 будет ориентирован именно на Интернет вещей.

Также необходимо отметить: не всякая интернет-вещь является умной. К примеру, интернет-шубы, о которых мы рассказывали в сентябре 2015 г. года и которые уже начали пересекать границы Евразийского экономического союза (ЕАЭС), едва ли следует называть умными.

Не назовешь “умными” и посылки, снабженные RFID-метками. Работу с которыми, кстати говоря, “Почта России” почему-то осваивает исключительно медленно. Ну да это тема отдельного разговора.

Для тех, кто забыл историю появления и развития термина IoT, напомню: термин Интернет вещей (Internet of Things) предложил Кевин Эштон (Kevin Ashton, основатель исследовательской группы Auto-ID при Массачусетском технологическом институте) в 1999 г. Произошло это событие на презентации, в которой рассказывалось, сколь радикально широкое внедрение радиочастотных меток (RFID) сможет видоизменить систему управления логистическими цепями. C тех пор RFID-метки сильно поумнели и стали заметно “дальнобойнее”. Поэтому неудивительно, что в настоящее время некоторые “интернет-вещи” нередко называют “умными вещам”. Но разница между этими понятиями все же есть!

К слову: набирает популярность термин “подключенная вещь” (например, Сonnected Сar), под которой понимают “вещь”, так или иначе подключенную к Интернету.

Так например, аналитическая компания GfK (диаграмму одного из отчетов которой вы видите ниже) к подключенным вещам, среди прочего, относит “умные дома” (Smart Home), “умные автомобили” (Connected Cars) и “нательные устройства” (Wearables).


Источник: GfK, май 2016 г.

Умные зубные Bluetooth-щетки в список подключенных вещей GfK не включает. И правильно делает. “Bluetooth-вещь” и “Connected-вещь” – это все же разные категории товаров. И не нужно смешивать их в одном флаконе!