НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

Если «звезды» не зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?

Кажется, что ИТ окружили нас со всех сторон. Особенно если понимаешь, какая сложная инфраструктура стоит буквально за каждым действием, где компьютеры не видны: звонком по телефону, движением самолетов и поездов, прослушиванием музыки, банковской транзакцией… И технологизация эта произошла очень быстро — лет за 15-17. Причем проектов становится все больше, и на рынке труда снова появляются признаки кадрового «голода», столь характерные для докризисного ИТ. Почему же  квалифицированные инженеры не находят возможности для самореализации? [spoiler] Как рынок труда влияет на темп создания «облачных» решений? Могут ли сами специалисты как-то изменить ситуацию на этом рынке? Из таких вопросов и родилась эта заметка — об «облачности», квалифицированных ИТ- и телеком-специалистах, да и рынке труда в целом.

У неудовлетворенности инженеров есть объективная основа. Давно прошел период, когда всё в построении ИТ-систем было новым и незнакомым. Теперь же велика доля проектов, где раз за разом решаются сходные задачи, применяются одни и те же решения — вплоть до полной типизации. А проектов высшего уровня сложности, бросающих вызов коллективу инженеров, совсем мало. «Мастерам» на таком рынке скучновато.

Время от времени монотонное развитие рынка  нарушают смены парадигм, например, так было, когда в корпоративной среде стали применять архитектуры, стандарты, технологии и подходы, родившиеся в Интернет. С появлением «облачных» проектов на рынке снова сложилась перспективная ниша для талантливых и творческих инженеров, которым хочется изобретать и создавать, а не настраивать системы «по готовым прописям». Но, одновременно, с приходом «облачности» тот же ИТ- и телеком-рынок снова почувствовал дефицит квалифицированных специалистов, которые могли бы двигать вперед сложнейшие проекты по виртуализации, занимаясь, в том числе, и научно-исследовательской работой.

Сегодня в России только очень узкий круг профессионалов способен вывезти на себе качественный телеком-проект по виртуализации сервисов. Потому что только профессионалы высшего класса могут реализовать систему, которая будет «облачной» не по одной-двум, а по всем техническим характеристикам. Ведь им необходимо построить широкую геораспределенную сеть ресурсов, обеспечивающую доступность услуги в любой точке мира, реализовать систему с очень высокой производительностью и эластичностью, создать инфраструктуру для коммутации, маршрутизации и обработки вызовов, и, при этом, заранее предусмотреть все необходимые инфраструктурные возможности  для предоставления заказчикам массы дополнительных услуг (ибо допуслуги — один из пресловутых китов «облачности»). Им нужно адекватно решить задачи ИБ и так далее… И сделать все это нужно красиво и экономично!

И если дефицит мастеров ощущается уже сейчас, когда «облачных» проектов в нашей стране не так много, то чего ждать через несколько лет, когда новая модель станет привычной, а выжидательная позиция заказчиков сменится созидательной?

Быстро научиться чему-то действительно сложному можно только у мастера, работая с ним бок о бок. Беда (для рынка, конечно!) в том, что сложившимся профессионалам-«облачникам» незачем готовить себе «смену», которая через несколько лет станет конкурировать с «наставниками».

Но ведь рынок «облачных» проектов не просто существует, а активно развивается, — нередко возражают мне. Значит ли это, что кадровый дефицит — не такой уж критичный фактор для развития «облаков», как кажется? К сожалению, нет. Те, кто так считают, забывают о том, что ключевым драйвером движения в «облака» является Запад. А Россия пока — лишь последователь основных западных внедрений, которые она и осуществляет с задержкой года в три-четыре. Наших «облачников» спасает то, что им есть за кем следовать, что у них есть возможность общаться в западных сообществах, перенимая уже сложившийся и активно используемый опыт, и затем применяя его у себя — сначала экспериментально, а потом и в полную силу. Многие из них становятся «экспертами поневоле» — «политически» донося до владельцев бизнеса выгоды, скажем, той же виртуализации в ИТ и телекоме.

Но ставка на самообразование не доведет до добра российские технологии. Потому что «запал» специалиста не вечен, даже если его старательно поддерживать. Такая система может дать талантливых энтузиастов очень высокого уровня, но она не может «ритмично» выпускать специалистов прогнозируемой и проверенной квалификации — поколение за поколением.

В пользу систематического выращивания своих «звезд» говорит и то, что утечка российских «ИТ-мозгов» сегодня стала намного меньше, так как большинство крупных западных компаний в начале 2000-х сами пришли в Россию. Западу стало выгоднее «покупать мозг» здесь, на месте, нежели привлекать и перевозить его к себе. Так что наметился переход от «утечки» мозгов к их «оседанию». И это выгодный тренд и отличное время для российских компаний, чтобы начать систематически обучать и продвигать собственных ИТ- и телеком-специалистов.

Причем, внутрикорпоративное обучение «облачников» должно носить системный характер, а упор делаться на практические компетенции технических специалистов. Одновременно с прохождением обучения человеку необходимо работать в «родном» проекте, над своими задачами, незамедлительно пытаясь применить полученные знания и навыки на практике. А результаты работы над проектом должен оценивать не только прямой руководитель, но и топ-менеджер, отвечающий за ключевые процессы компании, и HR-специалист. Да, таким образом ИТ- или телеком-эксперт «привязывается» к конкретному месту и отрасли, но эта привязка в то же время дает ему шанс постепенно стать хотя и «узким», но очень востребованным специалистом.

Обучение не станет «лишней нагрузкой» или «бессовестной эксплуатацией», так как любой зрелый технический специалист приходит к тому, что должен постоянно учиться. До 30% его рабочего времени и так занимает исследовательская работа. В тех же Соединенных Штатах есть масса исследовательских институтов, позволяющих на дотационные деньги развивать новые технологии, экспериментировать и получать результаты. В этих центрах, кстати, работает много россиян, которые были вынуждены уехать туда и развивать не российскую, а американскую науку, потому, что «уперлись» в России в потолок, попали в профессиональный тупик. Та же Силиконовая долина — по сути главный «исследовательский институт» такого рода. В России же, возврат к формату НИИ (в современном его виде) желателен, но сейчас практически невозможен. По экономическим причинам, по причинам демографическим, образовательным — по многим. Да, когда-нибудь у нас будет пресловутое Сколково, но на это нужно время. А у ИТ-отрасли его просто нет, так как технологии устаревают с невероятной быстротой. Нет его и у «облачного» рынка, который сверхдинамичен и, одновременно, сверхнеустойчив. Рынка, который может «перевернуться» и кардинально измениться в любой момент.

К сожалению, даже если российские компании озаботятся системой внутреннего обучения сейчас, это только приглушит остроту вопроса, но не снимет его. По меньшей мере, в ближайшие 5-10 лет дефицит просто квалифицированных ИТ- и телеком-кадров, не говоря уже о «звездах» для «облачных» проектов, будет только нарастать.
Александр
   Тут дело не в облачном или не в облачном. Дело впринцмпе в нехватке кадров и в том, что кадровику, какой бы он не был замечательный сложно понять знает что-то человек и разбирается в чём-то или нет, а до начальника отдела кадровик абы кого не допустит. Это же нетолько в коммуникациях или вообще в ИТ сфере. Эта проблемма везде. Сидит какой-нибудь начальник участка, и у него реально некому работать, всё самому приходиться делать или на всё забивать на что только можно , если эксплуатация например. И присылают ему тех "специалистов" , которые ему не нужны, но зато "хорошие". Ведь у начальника участка (подразделения/департамента) одни требования, а у кадров (HR) другие. Начальнику подразделения даже иногда неважно есть ли у человека диплом или нет, а важно что бы он знал или мог понять и научиться, умел использовать техдокументаццию, и разбираться с её помощью в оборудовании (и/или ПО) установленном в подразделении. Работник же кадровой службы, чем больше , тем лучше дипломов сертификатов, обязательно разговорный иностранный зачемто,хотя зачастую техспециалисту достаточно читать, а сейчас вообще уметь пользоваться онлайн переводчиком и интернет спецификациями и другой онлайновой документацией по оборудованию и/или софту. Да,ну и почти обязательно опыт, опыт и опыт. А опыт как известно сын ошибок, а где же человек наберётся опыта, если уже везде с опытом требуются ? Вы возьмите грамотного сисадмина, который кластер может собрать и настроить под разные нужды, то-есть разной специализации. Даже если он облаками ниразу не занимался, он скорее всего за неделю разберётся по достаточному минимуму, а за месяц уже почти во всём, и почти во всём значит , не почти во всём из тогго функционала , что нужен вашей компании, а почти вов сём, что может та или иная среда или программно аппаратный комплекс впринципе. Конечно желательно ещё не терять и не прятать в сейфах техдокументацию по аппаратуре и программным комплексам (ПО), что тоже случается. Сведущий человек конечно скорее всего в сети найдёт что нужно, но проще и вам и ему и быстрее, если документация у него на руках, покрайней мере на рабочем месте. И ему не надо каждый день идти к вам или начальнику подразделения кляньцить её из сейфа, ну так далее и тому подобное. Ведь документация дл ятого и прилагается к оборудованию или софту,что бы ею пользоваться и изучать, а не хранить как зеницу ока в сейфе, а поотом выбросить при смене оборудования на помойку. Вобщем как правило не хватает не кадров, а взаимопонимания между кадровиками и и теми, чьи запросы они по идее должны удовлетворять. Хотя бывают и другие случаи, попадаются например нерешительные соискатели, их хотят взять , но они нерешаются. Но всё равно нерешительных соискателей меньше, чем грамотных людей надеюсь. Нелюблю слово специалист, точнее узкую специализацию. Помойму у человека может быть просто специализация, или даже несколько специализаций, но узкая специализация -это что-то странное. Шаг вправо или влево для такого специалиста, уже "обвал" сервера или "зависон" сети к примеру банкоматов. Вот как-то так.
Александр
     Да это просто сервисы. Надо просто выбрать платформу, виндоус сервер или другую и правильно определить конфигурацию, и вперёд. Полная виртуализация - и на уровне кластера и на уровне приложений нужна далеко не всегда. То-есть не всегда "овчинка стоит выделки" и "колпак по Сеньке". Но даже если есть таккя необходимость всё это уже описано и разработано, и нуждается даже не во внедрении, а просто в установке и настройке. В суперпровессиональных кругах мы не отстаём, агде-то в чё-то бывает иопережаем, в том числе и в виртуализации сервисов и вычислений. Но вот на уровне бизнеса мы отстаём не на несколько лет, а лет на 10. Например виртуальный хостинг, причём с возможностью бесплатного временного пользования (для ознакомления), и приличными ёмкостями на сервере существовал на западе уже в конце девяностыхых , начале 2000-ных. Правды ради надо сказать что тогда это была новейшая экпериментальная разработка находящаяся в стадии бета тестирования, но работавшая уже успешно и достаточно функционально. например первое что позволяет сделать грамотно организованный облачный хостинг, - экономить деньги. Так как гибок, и позволяет использовать ресурсы только по мере необходимости.