НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

Что мы знаем об облаках в России? Да, в общем-то, почти ничего…

Обсуждения, прошедшие на этой неделе в разных частях социальных сетей, довольно наглядно иллюстрируют тот, в общем-то, известных факт, что о состоянии рынка облачных сервисов в России, у нас в общем-то ничего не известно.

Нет, речь идет не об данных аналитических агентств (их то же или нет, или не очень понятно, что означают приведенные там сведения), и не об отчетах компаний о своем бизнесе (их нет по определению). Речь идет о наличии некоторого общественного представления о проблеме.

Например, я не знаю данных о продажах фотоаппаратов Canon или Nikon.[spoiler] И мне их знать не нужно, чтобы быть уверенным, что они пользуются популярностью, кто и для каких дел их применяет.
Более того,  меня, как пользователя, в общем-то, и не интересует, как самоцель, продаются или нет эти фотики (и по типам моделей). Меня интересуют другие, сугубо личные вопросы, а именно – какую модель мне нужно выбрать, когда подходит время покупок, как эффективнее ей пользоваться, как решать возникающие проблемы.

Вот в поисках ответов на такие практические вопросы я обращаюсь "к рынку", в основном через Интернет. И по получаемым ответам сужу, лучше всякого Росстата или IDC о наличии или отсутствии рынка.

Представьте себе: приходите на Преображенский рынок в поиске некоторого товара. Ну, то, что Росстат не знает об ассортименте товаров на этом рынке – это можно понять. Но если о таком товаре не знают продавцы в ларьках, охранники, полицейские, постоянные покупатели, уборщики и местные мелкие жулики, то вывод довольно однозначный…

1. На этой неделе возник вопрос – что там у нас с облачной платформой Ростелекома (не просто какого-то поставщика, а платформы, нацепившей на себя, с помощью заказчика-министерства, статус "национальная")?
Выясняется – никто не знает ничего. Не знает IDC, не знают представители облачной профессиональной Ассоциации, не у знают разного рода активные представители ИТ-бизнеса, заказчики просто молчат.

2. Второй вопрос появился в другом части Фейсбука: "Коллеги, кто в курсе, где можно найти аналитику по рынку Office 365 в России?
Отклики на вопрос есть. От людей, которые изначально следят за темой, в том числе по своему профессиональному положению. Обобщенный ответ такой: о положении дел в этим дело (а это – один из самых "громкий" облачных сервисов в России) ничего не известно, при том, что существует более полутора лет.

3. Вчера я задал вопрос – для чего может реально применяться "облачный хостинг" (на конкретном примере), кому это реально нужно? Ответы, в том числе вот тут в облачной группе Фейсбука, показывают – ответов нет. Знание примерно на том же уровне, что и 3-4 года назад, на уровне, общетеоретических рассуждений…

Выводы получаются довольно однозначными…

Сергей Голубев
А в блоге Калошина - очень конкретные ответы, после которых пропадает интерес задавать вопросы :).
Митин Владимир
А никто такие общие вопросы и не задает.

Заголовок поста как звучит? А звучит он так: "Что мы знаем об облаках в России?"
IDC эти "облака" в первом приближении делит на SaaS, IaaS и PaaS. И даже приводит соотношение продаж между этими "подоблаками"...

Поэтому правильнее ставить не один вопрос "Что мы знаем об облаках в России?", а три:

"Что мы знаем о SaaS в России?"
"Что мы знаем о PaaS в России?"
"Что мы знаем о IaaS в России?"


Можно и ещё один вопрос к этой куче добавить: Какие ещё "облака" вы знаете?

Причины неосведомленности об облаках "широкой общественности" тоже понятны.
Несколько дней назад в заметке  “Модель SaaS ещё не получила достаточного распространения” отмечалось (на примере транснационального софтверно-корпоративного реселлера), что в регионе EMEA контракты на оказание SaaS-услуг имеют лишь около 1% заказчиков. Иными словами, если опросить 100 ИТ-директоров, то окажется, что лишь один из них эти самыее SaaS-услуги (со SLA и прочими атрибутами) использует. Это в EMEA. А в России, чтобы набрести на реального SaaS-пользоваателя, вероятно, надо опросить не менее тысячи ИТ-директоров....  
Колесов Андрей
Текст не производит впечатление глубиной. Идет сравнение автомобиля с велосипедом. В зависимости от поставленной задачи а могу легко доказать, что автомобиль лучше велосипеда. А если задача будет иной - наоборот.

Или другое сравнение: покупать авто, арендовать или использовать такси?
Что лучше?
Вот его анализ - это как раз бессмысленные сравнения этих разных вариантов, не имея конкретной постановки задачи.

Ну, я уже не говорю, что он рассматривает только одни вариант облаков - аренду инфраструктуры.