НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

Какова действенность российских законов в глобальном облачном мире?

Обсуждаемся в сегодняшних СМИ тема: наш активный ИТ-сенатор Руслан Гаттаров ведет борьбу с Facebook за коррекцию пользовательского соглашения последней в части возможности передачи персональных данных (ПД) клиентов сети. Сейчас там записано, что Facebook может передавать ПД третьим сторона, как спросив разрешение пользователя, так и лишь уведомив их об этом.

Второй вариант, вроде бы противоречит российским законам. Хотя не очень понятно, в чем противоречие, так как пользовать подписывает (кстати, к вопросу о юридической значимости – нажимая кнопка "Согласен", вы делаете вполне себе юридически значимую операцию) и сам соглашается в такими условиями.

Но сенатора это не устраивает,[spoiler] и он отправил письмо в Фейсбук, чтобы те изменили соглашение. Те, сначала молчали, а потом пояснили, что речь у них идет только о передаче данных дочерним структурам или партнерам-подрядчикам по совместным работам. С очень жесткими условиями по предотвращению распространения ПД. Но сенатор все же настаивает на изменениях формулировок, а Фейсбук, вроде бы, готов переписать русский вариант соглашения в более понятном для сенатора виде.

Кстати, я как раз вчера сам столкнулся в примером такой передачи данных в Фейсбуке. В магазине Google я нашел "независимую" примочку, которая позволяет более гибко управлять процессом приглашения друзей на мероприятие, созданное в ФБ, в среде браузера Chrome. Понятно, что такая примочка получает доступ к инфо моего аккаунта и должна иметь права на это. Либо от меня, или через ФБ.
Кстати, по поводу этой моей операции, я сразу же получил запрос от давнего знакомого – "не боишься, что список твоих друзей утечет на сторону?" Я ответил – не боюсь.

Но вернемся к теме Сенатор-Фейсбук. Не знаю, насколько она актуальна для пользователей Фейсбука.

Однако так есть другой принципиальный момент: ФБ – это американская компания и не должна подчиняться российским законам. При этом ни она, ни российские пользователи российских законов не нарушают, поскольку где и как хранить собственные данные решает исключительно владелец этих данных. А именно – конкретный пользователь, которые и подписывает соглашение с кем угодно.

И тут возникает закономерный вопрос: чего стоят все эти наши Интернет-законы, если они не очень (скажем так) соответствуют мировой юридической практике, и при этом их можно обходить банально просто в современной Интернет-действительности?


Да, еще. Гаттаров в письме в Фейсбук предложил им также открыть в России своей представительство. Наверное, имея в виду, что такая структура будет находиться в зоне российского законодательства.

Но, вообще-то, тут он, кажется, проявляет свое незнание того, как работают представительства инофирм в России. Они тут, в большинстве своем, никакого бизнеса, формально говоря, не ведут. Т.е. к примеру, все деловые договора с российскими партнерами подписывает не московский офис MS, а зарубежные конторы корпорации. Например, по облачным делам – с конторой в Ирландии. Я это к тому, что Office 365 и Azure в любом случае находятся вне зоны действия российских законов.

Так что попытки попытки возведения железных заслонов в Интернете – это бесперспективное дело. Хотя наши законодатели любят заниматься именно такими делами. Ведь чем-то им нужно заниматься…
Колесов Андрей
Абсолютно верное замечание!
Тем более, данные, которые хранятся в учетной записи Фейсбука. Там нет ничего кроме моего почтового адреса.

А вот некоторые наши интернет-магазины при регистрации автоматом в обязательном порядке запрашивают адрес (вроде как для доставки, хотя у них есть и самовывоз).
А ведь физический адрес проживания - это уже весьма серьезная информация.

Не говоря уже о том, что Фейсбуку доверяю намного больше, чем любому нашему интернет-магазину. "Браткам" до фейсбука дотянуться тяжелее.
Колесов Андрей
Вопрос заключается в том, какой юристдикции (обрати внимание, юрисдикция = подсудность) подчиняется Интернет. Ответ тут довольно очевиден - сервис подчиняет законам той страны, где он зарегистрирован. Ты ведь пользуешь просто сервисом через браузер, все.

Страна может контролировать только клиентскую часть, браузерную. Например, российский закон может запретить гражданам использовать зарубежные сервисы, работать только с российскими (что собственно законодатели и пытаются постоянно делать). Т.е. управлять теми, кто находится в российской подсудности.
Вадим Малых
Но вернемся к теме Сенатор-Фейсбук. Не знаю, насколько она актуальна для пользователей Фейсбука.

Меня вообще всегда удивляют вздохи и охи по поводу секьюрности и безопасности в интернете и соц. сетях. Все это несекьюрно и небезопасно изначально, по определению! Смиритесь и живите. Хотите секьюрности, не лезте в соцсети.