НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

Как обеспечить подлинность и юридическую значимость ИТ-сервисов?

Андрей Колесов
10.01.2014 11:39:54

Именно в такой формулироваке вопроса мне хотелось бы продолжить тему, поднятую Владимиром Митиным в недавнем посте Инцидент с Eviterra.com показал всю относительность юридической значимости электронных документов.

Насколько я понял, суть инцидента заключается в том, что сервис-посредник продал клиентам авиабилеты, которые оказались недействительными. Т.е. люди деньги за услугу (авиаперевозку) заплатили, а саму услугу не получили.
Скажу сразу, что я не увидел в этой истории (и в ее изложении в посте) никакой "относительности юридической значимости э-документов". Более того, она как раз демонстрирует высокий уровень этой значимости. Реализовать "дело", которое бы штамповало фиктивные бумажные авиабилеты, собирая при этом вполне реальные деньги, -- намного проще, чем в электронном случае.

Но вопросы все же остаются:

1) Как можно убедиться в подлинности сервиса? Проще говоря: заплатив деньги, получить оплаченную услугу?
2) Что и как делать, в случае, если услуга не была предоставлена? Как и на основе каких документов разбираться с провайдером, в том числе, и в суде, как в некоторой конечной инстанции?

Я хочу обратить внимание, что речь идет совсем не только об авиабилетах. Речь идет о любой сделке, когда вы сначала платите деньги (или хотя бы просто бронируете, как некоторой гарантии, что вы получите товар или услуга), а получаете товар (услугу) потом. В случае, когда вы совершаете сделку "из рук в руки" (правой рукой отдаете продавцу деньги, а левой – берете у него товар) – все понятно. А что делать, если "деньги утром, а стулья вечером"? (Кстати. напомню, что и доэлектронные времена были проблемы: монтер Мечников не выполнил взятые на себя обязательства – передал Остапу Бендеру только часть обещанных стульев).

В случае с авиабилетами все как раз достаточно просто. В уведомлении о покупке авиабилета должна быть ссылка на собственно "электронный билет", которых хранится в базе данных самой авиакомпании. Вы заходите по ссылке и видите свой билет уже у самого перевозчика.

Если такой ссылки нет, то это повод для беспокойства. В этом случае можно написать по почте или позвонить в авиакомпанию и все выяснить.

А вот как быть в случае с Интернет-магазином, да еще китайским? Покупку нужно оплатить сразу. А где гарантии, что покупка будет вам доставлена? Что это вообще – действительно магазин, а не просто ширма-лохотрон (в стиле "Ва-Банк II" или "Афера")?

Комментариев: 6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

10.01.2014 23:52:28

Цитата
Насколько я понял, суть инцидента заключается в том, что сервис-посредник продал клиентам авиабилеты, которые оказались недействительными.


Напомню: они не сразу оказались недействительными, а лишь спустя некоторое время (от нескольких дней до нескольких месяцев).
К тому же аннулированы они были не продавцом (Эвитеррой) и даже не авиакомпаниями, а авиабилетным дистрибьютором. Одним словом, в данном случае бизнес-процесс построен так, что возможны новые обманы клиентов, которые оплатили свой проезд через других авиабилетных партнеров второго уровня. Проще говоря -- в данном конкретном случае дело в несовершенстве информационной системы и несовершенстве российского законодательства. И едва ли уроки из этого инцидента можно будет обобщить на небилетные бизнесы...

11.01.2014 03:02:26

Было бы хорошо, если бы кто-то все же описал - в чем суть инцидента.
Совершенно не понимаю, что значит, "оказались недействительными не сразу". Можно все последовательно рассказать?

10.01.2014 23:59:26

Соглашусь, не в юридической значимости тут дело, а в качестве самого сервиса.

Сама пока что не прибегала к покупке билетов в сети, но если бы и стала, то начала бы с непосредственно с сайта перевозчика. Кстати, та же ситуация и с бронированием гостиниц - чаще все-таки идешь на сайт самого отеля и бронируешь там, нежели в на других сайтах, которые сообщают о наличии свободных мест. Сама сталкивалась с тем, что эта информация оказывается недостоверной или несвоевременно обновляемой.
Ну, а уж когда требуется предоплата или тем более оплата всей стоимости билета, вообще сложно доверять незнакомому или малознакомому "посреднику".

Так что, бумажные билеты, купленные на вокзале или в кассах города, еще не скоро потеряют свою актуальность у широкого круга потребителейsmile;-) Так оно надежнее!
Поездка никак не должна сорваться по причине отсутствия билета, когда человек заплатил за него.

11.01.2014 03:04:30

Я никак не пойму, при чем тут электронные или бумажные документы. Отпечатать любую бумагу также просто, как отправить е-письмо.

12.01.2014 00:33:06

Имела ввиду билеты, купленные в на вокзалах или в аэропорту, надежность которых сомнению не подлежит.

P.S. Чего-то не пойму как и где этот пост отображается. Если зайти в блог, то его как самый верхний лично мне не видно.

12.01.2014 01:44:47

Но при чем тут формат документа - бумажный или электронный? Речь идет о надежности продавцов, а не о формате взаимодействия с ними.
Наверное, Сбербанк - надежнее других банков. Но как с ним вести операции - через операциониста в офисе или через Интернет - какая разница.

Я думаю, что бумажные авиабилеты уже давно потеряли всякую актуальность. И нисколько бумажные билеты не надежнее...
То, что ты считаешь бумажным билетом - это ровно то же самое, что ты получаешь по э-почте: это всего ли "маршрутная карта".

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии