НовостиОбзорыСобытияIT@Work
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

Как обеспечить подлинность и юридическую значимость ИТ-сервисов?

Именно в такой формулироваке вопроса мне хотелось бы продолжить тему, поднятую Владимиром Митиным в недавнем посте Инцидент с Eviterra.com показал всю относительность юридической значимости электронных документов.

Насколько я понял, суть инцидента заключается в том, что сервис-посредник продал клиентам авиабилеты, которые оказались недействительными. Т.е. люди деньги за услугу (авиаперевозку) заплатили, а саму услугу не получили.
Скажу сразу, что я не увидел в этой истории (и в ее изложении в посте) никакой "относительности юридической значимости э-документов". Более того, она как раз демонстрирует высокий уровень этой значимости. Реализовать "дело", которое бы штамповало фиктивные бумажные авиабилеты, собирая при этом вполне реальные деньги, -- намного проще, чем в электронном случае.

Но вопросы все же остаются:

1) Как можно убедиться в подлинности сервиса? Проще говоря: заплатив деньги, получить оплаченную услугу?
2) Что и как делать, в случае, если услуга не была предоставлена? Как и на основе каких документов разбираться с провайдером, в том числе, и в суде, как в некоторой конечной инстанции?

Я хочу обратить внимание, что речь идет совсем не только об авиабилетах. Речь идет о любой сделке, когда вы сначала платите деньги (или хотя бы просто бронируете, как некоторой гарантии, что вы получите товар или услуга), а получаете товар (услугу) потом.  В случае, когда вы совершаете сделку "из рук в руки" (правой рукой отдаете продавцу деньги, а левой – берете у него товар) – все понятно. А что делать, если "деньги утром, а стулья вечером"? (Кстати. напомню, что и доэлектронные времена были проблемы: монтер Мечников не выполнил взятые на себя обязательства – передал Остапу Бендеру только часть обещанных стульев).

В случае с авиабилетами все как раз достаточно просто. В уведомлении о покупке авиабилета должна быть ссылка на собственно "электронный билет", которых хранится в базе данных самой авиакомпании. Вы заходите по ссылке и видите свой билет уже у самого перевозчика.

Если такой ссылки нет, то это повод для беспокойства. В этом случае можно написать по почте или позвонить в авиакомпанию и все выяснить.

А вот как быть в случае с Интернет-магазином, да еще китайским? Покупку нужно оплатить сразу. А где гарантии, что покупка будет вам доставлена? Что это вообще – действительно магазин, а не просто ширма-лохотрон (в стиле "Ва-Банк II" или "Афера")?
Колесов Андрей
Я никак не пойму, при чем тут электронные или бумажные документы. Отпечатать любую бумагу также  просто, как отправить е-письмо.
Звонарева Ольга
Имела ввиду билеты, купленные в на вокзалах или в аэропорту, надежность которых сомнению не подлежит.

P.S. Чего-то не пойму как и где этот пост отображается. Если зайти в блог, то его как самый верхний лично мне не видно.
Колесов Андрей
Но при чем тут формат документа - бумажный или электронный? Речь идет о надежности продавцов, а не о формате взаимодействия с ними.
Наверное, Сбербанк - надежнее других банков. Но как с ним вести операции - через операциониста в офисе или через Интернет - какая разница.

Я думаю, что бумажные авиабилеты уже давно потеряли всякую актуальность. И нисколько бумажные билеты не надежнее...
То, что ты считаешь бумажным билетом - это ровно то же самое, что ты получаешь по э-почте: это всего ли "маршрутная карта".