НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

А нужен ли Портал Госуслуг как таковой?

Собственно, вопрос на подобную тему уже задавался: Правильная ли архитектура используется для создания системы госуслуг? Вопрос этот не получил ответов (в формате комметариев-дискуссии), и пока не очень понятно, как расценивать молчание: понять, что как согласие, но с чем – "да" или "нет"?

А обуждение построения системы госуслуг и продолжающегося (расширяющегося) потока деклараций о намерениях со стороны Минкомсвязи нужно, как я уверен, начинать именно с этого.

Получилось так, что последние пару дней я занимался подготовкой к очередным поездкам: изучал предложения по гостиницам, авиабилетам, наземным трансферам, страховкам… Все этом сопровождалось конкретными услугами-операциями (заказы, покупки…). В общем, все как обычно. И как обычно: появляется неотступная мысль: почему в коммерческом секторе все работает надежно, удобно, безбумажно и эффективно, а как только переходишь в наш гос-Интернет-сферу, все ставится через, как бы это помягче выразиться, "колено". Начиная с того, что я могу круглосуточно позвонить в службу техподдержки неизветсно где расположенного коммерческого банка и получить ответ на нужный вопрос за 5 минут, а в свою местную Управу, в 500 метрах от моего дома, в рабочее время дозвониться не могу в принципе (телефон на сайте есть, но только трубку никто не поднимает). И заканчивая, неудобной системой регистрации, Web-интерфейсом…

Почему так?

Ответ тут видится довольно очевидным: речь идет не о каких-то технических аспектах, "отдельных ошибках" и пр. Речь идет о некоторых системных проблемах. И они хорошо известны: принципиальное неверные подходы к реализации подобных сложных систем. Централизация, монополизация… И все это умножено на то, что за руководство и реализацию проекта берутся структуры, изначально не предназначенные для этого (я, в частности, имею в виду конкретно МКС).

Но все же вернемся к теме заголовка поста: нужен ли нам портал госуслуг, как таковой? Наверное, какая-то такая штука нужна, но лишь в качестве некоторого прототипа или на "всякий пожарный случай"…

А принципиальный подход к реализации "услужливых" проектов для людей должен быть совсем иным.

Из чего состоит такая система? Известное дело:
Идея банально простая (и давно известная): нужно четко отделить пользовательский интерфейс от функционала и данных, сформировав соответствующий слой API (возможно, в виде Web-сервисов).



И нет сомнений, что такой API-слой в нынешней системе существует. Но только сегодня этот слой является закрытым, спрятанным в ведомственных недрах.
Почему он спрятан – это другой вопрос (хотя очень важный – это нужно понять, чтобы решить проблему). Но принципиальным является то, что его нужно открыть…

Собственно, ничего нового в этих предложениях нет. Как и нет посягательств на устои государства. Хочу просто напомнить о подписанной год назад Россией "Хартии G8 по открытым данным".

Речь там идет не просто об открытости правительства, а о четком разделении функций государства и бизнеса: государство предоставляет свои данные (о тех же штрафах ГАИ), а пользовательским интерфейсом (в том числе) занимают другие – все желающие.

Конечно, МКС тоже может попробовать силы в создании Web-портала. Но только в конкуренции с бизнес-разработчиками, пусть лучше выступает как-нибудь за свой счет, за счет сугубо собственных источников финансирования.

Колесов Андрей
Ты очень точно сформулировал разницу в подходах
Одни делают, чтобы клиенты приходили к ним, а другие (госы) - чтобы народ разбегался от них. :(  
Голубев Сергей
Так и я этим же занимаюсь. С гостиницами ни разу не попадал, но достоверные случае известны. При интернет-покупке могут запросто положить не то, доставить не так, а в случае предоплаты — вообще про тебя забыть.
Голубев Сергей
Разумеется. Иначе они тупо встанут и вообще перестанут хоть что-то делать.