НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

А нужен ли Портал Госуслуг как таковой?

Андрей Колесов
23.02.2014 10:02:16

Собственно, вопрос на подобную тему уже задавался: Правильная ли архитектура используется для создания системы госуслуг? Вопрос этот не получил ответов (в формате комметариев-дискуссии), и пока не очень понятно, как расценивать молчание: понять, что как согласие, но с чем – "да" или "нет"?

А обуждение построения системы госуслуг и продолжающегося (расширяющегося) потока деклараций о намерениях со стороны Минкомсвязи нужно, как я уверен, начинать именно с этого.

Получилось так, что последние пару дней я занимался подготовкой к очередным поездкам: изучал предложения по гостиницам, авиабилетам, наземным трансферам, страховкам… Все этом сопровождалось конкретными услугами-операциями (заказы, покупки…). В общем, все как обычно. И как обычно: появляется неотступная мысль: почему в коммерческом секторе все работает надежно, удобно, безбумажно и эффективно, а как только переходишь в наш гос-Интернет-сферу, все ставится через, как бы это помягче выразиться, "колено". Начиная с того, что я могу круглосуточно позвонить в службу техподдержки неизветсно где расположенного коммерческого банка и получить ответ на нужный вопрос за 5 минут, а в свою местную Управу, в 500 метрах от моего дома, в рабочее время дозвониться не могу в принципе (телефон на сайте есть, но только трубку никто не поднимает). И заканчивая, неудобной системой регистрации, Web-интерфейсом…

Почему так?

Ответ тут видится довольно очевидным: речь идет не о каких-то технических аспектах, "отдельных ошибках" и пр. Речь идет о некоторых системных проблемах. И они хорошо известны: принципиальное неверные подходы к реализации подобных сложных систем. Централизация, монополизация… И все это умножено на то, что за руководство и реализацию проекта берутся структуры, изначально не предназначенные для этого (я, в частности, имею в виду конкретно МКС).

Но все же вернемся к теме заголовка поста: нужен ли нам портал госуслуг, как таковой? Наверное, какая-то такая штука нужна, но лишь в качестве некоторого прототипа или на "всякий пожарный случай"…

А принципиальный подход к реализации "услужливых" проектов для людей должен быть совсем иным.

Из чего состоит такая система? Известное дело:
Идея банально простая (и давно известная): нужно четко отделить пользовательский интерфейс от функционала и данных, сформировав соответствующий слой API (возможно, в виде Web-сервисов).



И нет сомнений, что такой API-слой в нынешней системе существует. Но только сегодня этот слой является закрытым, спрятанным в ведомственных недрах.
Почему он спрятан – это другой вопрос (хотя очень важный – это нужно понять, чтобы решить проблему). Но принципиальным является то, что его нужно открыть…

Собственно, ничего нового в этих предложениях нет. Как и нет посягательств на устои государства. Хочу просто напомнить о подписанной год назад Россией "Хартии G8 по открытым данным".

Речь там идет не просто об открытости правительства, а о четком разделении функций государства и бизнеса: государство предоставляет свои данные (о тех же штрафах ГАИ), а пользовательским интерфейсом (в том числе) занимают другие – все желающие.

Конечно, МКС тоже может попробовать силы в создании Web-портала. Но только в конкуренции с бизнес-разработчиками, пусть лучше выступает как-нибудь за свой счет, за счет сугубо собственных источников финансирования.

Комментариев: 15

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

23.02.2014 20:04:24

Цитата
почему в коммерческом секторе все работает надежно, удобно, безбумажно и эффективно, а как только переходишь в наш гос-Интернет-сферу, все ставится через, как бы это помягче выразиться, "колено"


Это не совсем так. Известны ли тебе случаи, когда человек оформлял загранпаспорт через Госуслуги, всё у него приняли, а паспорта не выдали? А вот случаев отсутствия мест в «забронированных» гостиницах, доставки не того товара или вообще никакого и т.п. описано довольно много.

24.02.2014 09:32:54

Конечно, в посте вопрос поставленен в несколько утрированном виде. Есть некоторые вещи, которые по определению должны только органы власти, имея в виду и общение с гражданами.

Но! Не нужно путать оказание госуслуг и создание пользовательского интерфейса, некоторого посредника.

Выдача паспорта - это функция ФМС, она ее никому не должна передавать.

Ты сам получал получал паспорт?

Ты сравни дня начала как реализована эта услуга у нас и как реализована совершенно подобная услуга получаения, скажем, шенгенской визы в посольства Франции, или визы США. Все будет очень хорого видно - как можно разделить фунциии, чтобы каждый занимался своим делом. И делал дело хорошо.

24.02.2014 09:50:04

Загран получал. Потребовалось две поездки (правда, без очередей — всё делалось быстро). Шенген не получал. А сколько поездок надо для этого?

24.02.2014 10:08:15

Т.е. у нас это не дистанционная услуга, электронной услугой является только запись на прием.
А как ты узнал о готовности паспорта? Пришла СМС?


Я прикидывал в свое время: по мои оценка. 1 визовый центр Франции оформляет примерно столько же виз (возможно в 3-10 раз меньше, но порядок числа примерно одинаков) сколько загранпаспартов по всем Москве.
У них там сейчас (год назад) не менее 50 окон для работы с клиентами.

Получение визы Франции
1. Записывается на время приема
2. Отвозишь документы (но документов на визу нужно по определению больше, чем на паспорт - авиабитет, бронь гостиницы, справка о доходах, в США никаких документов обязательно не нужно - только по желанию)
3. Получаешь через 4-5 дней (приходит СМС, можно посмотреть на сайте, позвонить).

Строго говоря: один визит - сдать документы.
Но тут есть одна фишка - нужно обязательно сдать свой паспорт (для получаени заграна действующий паспорт сдавать не нужно).
Паспорт по электронной почте не отправишь.

ПОлуаение - или тебе досталяет курьер (за деньги) или призжаешь и забираешь сам.
США - примерно также, но они работают через агенстство Пони Экспресс (около 10 офисов в Москве).
Услуги платные.

НО!
Конечно, правильнее, смотреть, как организована выдача паспортов за границей.

В США (давным давно, в до ПК-эру): отправляешь документы по обычной почте и по этой же почте получаешь новый паспорт. В Англии также. В Израиле за 5 минут в офисе меняют вклейку с новой датой действия в том же паспорте.

24.02.2014 12:08:19

Цитата
Т.е. у нас это не дистанционная услуга, электронной услугой является только запись на прием.
А как ты узнал о готовности паспорта? Пришла СМС?


Не совсем. Дистанционно у нас готовятся документы. Мне их пришлось переписывать раз пять. Если бы без сайта, то столько раз пришлось бы ходить ногами. А о готовности сообщили по почте, разумеется электронной.

24.02.2014 12:29:44

Я вообще не понимаю, в чем тут проблема с этой услугой. Я получаю загранпаспорт с 1993 года. Значит, уже 5 раз получал.

Два последних раза помню хорошо: проезадая мимо местного ФМС зашел на 15 минут, чтобы сдать анкету (+фото+квитанция об оплате), а потом также за 15 минут получил все обратно. Безо всяких записей на прием и переписыванием анкеты.

24.02.2014 12:35:20

Так и я не понимаю smile:). Конечно, хотелось бы совсем дистанционно, но это вряд ли возможно. Скажем так — я не уверен, что бизнес смог бы организовать это дело лучше.

24.02.2014 12:50:27

На чем основана неуверенность? Я же в посте написал - как раз постоянно занимаюсь подобными вопросами с коммерческими компаниями - банковские операции, заказы гостиниц и билетов, Интернет-покупки.

Все организовано НАМНОГО лучше. Тут даже сомнений нет.

24.02.2014 12:56:45

Так и я этим же занимаюсь. С гостиницами ни разу не попадал, но достоверные случае известны. При интернет-покупке могут запросто положить не то, доставить не так, а в случае предоплаты — вообще про тебя забыть.

24.02.2014 12:35:10

Опять же в налоговой, сдавал документы на налоговый вычет.
Заполнить бланк заявления самом - совершенно нереальная задача. Но она решается банально просто: приходишь в ФНС и там под руковдством оператора заполняешь ее за 5-0 минут. Кстати, такое заполнение "под руководством", вполне можно реализовать в удаленном режиме, в варианте совместной работы с документом с использованием звуковой связи.
Какая разница через монитор общаться или через стеклянное окно?

24.02.2014 12:40:02

Я как-то пытался выяснить это у знакомых в ЖЭК. Мне популярно объяснили, что если они будут принимать заявки дистанционно, то им за день заявок накидают на год вперёд. А ногами придут только те, у кого уже реально край.

24.02.2014 12:51:38

Ты очень точно сформулировал разницу в подходах
Одни делают, чтобы клиенты приходили к ним, а другие (госы) - чтобы народ разбегался от них. smile:(

24.02.2014 12:58:05

Разумеется. Иначе они тупо встанут и вообще перестанут хоть что-то делать.

24.02.2014 11:59:24

Цитата
А принципиальный подход к реализации "услужливых" проектов для людей должен быть совсем иным.
Из чего состоит такая система? Известное дело:
Идея банально простая (и давно известная): нужно четко отделить пользовательский интерфейс от функционала и данных, сформировав соответствующий слой API (возможно, в виде Web-сервисов).


Так сейчас точно так и сделано, веб интерфейс с простой функцией подачи заявлений на предоставление госуслуг связан с СМЭВ(данная система и есть набор веб сервисов , под системой проверки аутентификации). Из СМЭВ заявка попадает в ответственное ведомство и там предоставляется услуга. Схема не видится сложной, сложность есть в её реализации когда нужно учесть все детали.

Цитата
И нет сомнений, что такой API-слой в нынешней системе существует. Но только сегодня этот слой является закрытым, спрятанным в ведомственных недрах.
Почему он спрятан – это другой вопрос (хотя очень важный – это нужно понять, чтобы решить проблему). Но принципиальным является то, что его нужно открыть…


API не спрятан, найти форматы обращения к сервисам в СМЭВ общедоступны и опубликованы на советующих сайтах(http://reestr.210fz.ru ). На любые вопросы отвечает служба поддержки СМЭВ. Наверно, автор и не общался с теми кто реально пытаются работать с СМЭВ.

Цитата
Речь там идет не просто об открытости правительства, а о четком разделении функций государства и бизнеса: государство предоставляет свои данные (о тех же штрафах ГАИ), а пользовательским интерфейсом (в том числе) занимают другие – все желающие. Конечно, МКС тоже может попробовать силы в создании Web-портала. Но только в конкуренции с бизнес-разработчиками, пусть лучше выступает как-нибудь за свой счет, за счет сугубо собственных источников финансирования.


Сама МКС ничем не занимается, практически все работы по построению электронного правительства выполняют субподрядчики выбранные на конкурсной основе, в том числе и разработку, сопровождение портала госуслуг. Подрядчики выбираются на конкурсной основе, другое дело, что выполнять подобные работы способны единицы компаний.

24.02.2014 12:47:36

Возможно, я что-то формулирую не очень верно, а возможно, что-то не знаю.
Хотя, для начала, давайте определелимся: СМЭВ и система госуслуг - это все же разные вещи. А где спецификации Госуслуг?

Но есть довольно очевидный проблемы
1. Портал реализован, скажем так (мягко), не очень хорошо. Почему так?

2. Организация работы над проектом - тайна покрытая мраком. Кто является руководителем проекта "Госусуслуги" и СМЭВ (конкретно - ФИО, должность)? Кто является подрядчиками? Кто является операторами? Планы, сроки, деньги.... Все это - ТАЙНА!

Простой вопрос: кто является разработчиком портала Госуслуг? Кто является оператором портала?

Что же касается организации ИТ-работ министерством - вот вам свежий пример:
национальная СЭД. Кто занимался этим провалившимся проектом? Почему он провалился?

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии