НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

Вот такая аутентификация пользователей госуслуг: бюрократия крепчает!

Андрей Колесов
08.03.2014 11:13:00

На днях Валерий Васильев в своем посте по поводу УЭК (универсальная электронная карта) привел замечательный и очень наглядный пример, чем наша бюрократия отличается от заокеанской:

Цитата
Два приятеля, один из США, а другой из России, будучи в Прибалтике, лишились своих паспортов (а тот, кто был из США, заодно и рюкзака с бумажником).

Когда они обнаружили пропажи, гражданин США взял такси, добрался до посольства, объяснил ситуацию. Ему помогли расплатиться за такси и тут же за минуты выдали справку о его американском гражданстве. Правда, перед этим он назвал свои ФИО и поклялся на библии, что не соврал. Справку ему через день заменили на новый паспорт, который по его просьбе выслали в другой город (соседней страны).

Гражданину России "повезло" – он путешествовал с родственниками. Они помогли ему добраться до российского посольства. Там ему сообщили, что для замены паспорта потребуются три свидетеля – гражданина РФ с паспортами, готовые письменно засвидетельствовать его личность. После процедуры освидетельствования ему предложили лично явиться в посольство через три дня, имея при себе 100 долл. "для покрытия расходов на оформление".


При этом он сделал, на мой взгляд, довольно неожиданный вывод о том, что в условиях нашей гипертрофированной бюрократии удобнее иметь много разных документов...

Я привел там привел некоторые доводы в пользу совсем обратного тезиса, но мой оппонент в качестве решающего довода привел народную мудрость: "Не клади все яйца в одну корзину". Хотя честно говоря, к реализации этого совета на практике я бы походил все же очень осторожно: в моем представлении все же, купив десяток яиц удобнее и безопаснее (и для яиц, и для себя, и для окружающих) нести их домой в подходящей картонной упаковке, чем рассовывать по всем имеющимся у тебя карманам.

Что же касается персональных документов, то наше государство идет по традиционному пути бюрократической системы: спектр их продолжает расти.

Уже несколько лет как я попал в категорию граждан страны имеющих льготу на бесплатный проезд в пригородных поездах.

Реализовать ее было достаточно просто: для этого в билетной кассе нужно было предъявиться социальную карту москвича, в памяти которой прописано наличие у меня такой льготы. Даешь карту кассиру, он прикладывает к считывающему автомату, выдает билет.

Года два назад система изменилась: неожиданной в кассе стали требовать еще и паспорт. Зачем это нужно – никто объяснить не может. Ведь на карте москвича имеется фото, по которому вполне можно удостовериться, что карта принадлежит именно мне.

В результате теперь в велопоездку за город с использованием электрички нужно не забыть брать с собой паспорт.
Вопрос к ИБ-специалистам: как изменилась моя личная информационной безопасности от такого нововведения? На мой делитантский взгляд – конечно же, снизилась, ведь чем больше таскаешь документов с собой, тем выше вероятность их потерять или забыть (а на велосипеде еще и очень неудобно, потому что некуда сунуть паспорт, а в кармане веломайки он может попасть под дождь).

Но любая система, чтобы безбедно существовать должна постоянно развиваться. Разумеется, это относится и к бюрократии.

Сегодня рано утром беру билет на Аэроэкспресс в Домодедово. Заранее достаю два документа – социальную карту и паспорт (очень неудобно, поскольку они лежать в разных местах), подаю в кассу.

"Нет, - говорит кассир. – Этого недостаточно! Нужна еще отдельная справка о наличии у вас этой льготы".

"Как так! – восклицаю я. – Я ведь уже несколько лет езжу с социальной картой, на ней все прописано! Всего месяц назад я этим пользовался..."
"Месяц назад был так, а сейчас – иначе. Вот читайте, новое постановление о порядке предоставления льготы", – резонно отвечает милая кассирша.

Я думаю, что спорить в данной ситуации было бесполезно, к тому же до отхода поезда оставалось пять минут, а самолет ждать не будет.... Пришлось расстаться с 340 рую. (в одну сторону).





Вот такая информационная безопасность с яйцами, разложенными по разным карманам и приобретенным у разных поставщиков: паспорт – МВД/ФМС, справка о федеральной льготе – в Пенсионном фонде, карта москвича – в региональном отделе социального обеспечения.

Наверное, следуя этой логике нужно продолжить "раскладывать яйца" по разными карманам. Ту же социальную карту москвича вполне можно разделить на несколько разных документов – банковскую карту, карту для получения скидок в магазинах (можно даже отдельные карты для разных магазинов), проездной на наземном транспорте (опять же можно отдельно для разных видов транспорта), проездной для метро...

Кстати, вот какой вопрос интересен: как соотносится этот нынешний порядок (как я понимаю, установленный РЖД) с Законом о госуслугах, запрещающим требовать от граждан справки о данных, которые уже хранятся в государственных реестрах?

Вернусь из краткосрочного отпуска домой – надо будет заняться изучением этого вопроса...

Комментариев: 2

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

08.03.2014 15:35:48

Льготы на Аэроэкспресс предоставляются в том числе участникам войны, блокадникам, инвалидам, но даже имея на руках все упомянутые бумажки, получается, что они не могут заказать и заблаговременно получить (распечатать) билет на сайте Аэрокспресса (в отличие от крепких и здоровых граждан). Если бы это были не бумажки, а данные, поступающие по электронным каналам из соответствующих госреестров автоматически (как и предписывает закон о Госуслугах), заслуженным людям не пришлось бы терять время в кассе.

12.03.2014 12:14:04

Интересно, а как показывать справку автомату по продаже билетов на Аэроэкспресс?

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии