НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

Нужны ли нам ТАКИЕ электронные госуслуги?

Разумеется, я ни в коей мере не могу претендовать на полное знание картины мира, но все же должен сказать, что тема "электронные госуслуги" изначально находится в моем поле зрения. Конечно, не знаю всего, но все же стараюсь следить за темой.

Так вот: опубликованная на днях статья "Ивановские первоклашки тестируют госуслуги" лично для меня является уникальной: это первая статья, написанная подготовленная мной и кажется вообще прочитанная мной (хотя возможно, что-то забыл или пропустил), в которой описывается вполне реальный пример (не личный, одного человека, а на уровне региона) использования электронных госуслуг.

Вам это не кажется странным? [spoiler]Про работы по электронным госуслугам говорим уже, как минимум, 2-3 года, а рассказов про их конкретное применение практически нет? До сих пор я слышу только самые общие разговоры о том как это здорово, о том, что планы в очередной раз сдвигаются, и еще – совершенно непонятные рапорты Минкомсвязи о "готовности". И ничего конкретного...

И вот рассказ из Ивановской области – "Ивановские первоклашки тестируют систему электронных госуслуг". Прежде всего: большое спасибо участникам этого проекта, которые решили рассказать о нем. Точнее, даже "решились", потому что до сих пор мои неоднократные усилия узнать что-то конкретное про то, как обстоят дела с электронными госуслугами, упирались в железобетонную стену молчания...

Поскольку за темой слежу давно, то у меня и до того было ощущение (по имеющимся у меня данными), что дела с этим проектом идут не очень хорошо. Но, признаться не думал, что не хорошо до такой степени.

Итак, сервер системы упал (будем называть вещи своими именами) сразу после начала "боевого" использования госуслуги. Из этого сразу можно сделать вывод, что нагрузочного тестирования система не проходила. Его решили провести на реальных людях. Вы приходите бриться в парикмахерскую, и вас выходит брить ученик, впервые взявший в руки бритву. Слава богу, не опасную...

Но еще более поразительное: сервер упал не при сотнях тысяч, и даже не десятках тысяч обращений. А всего – несколько сот.
И тут становится понятно, что дело даже не нагрузочном тестировании, а в банальных архитектурных проблемах. Потому что для таких нагрузках, все основные параметры производительности просчитываются, что называет, "на бумаге", с помощью простейших математических моделей.

Вообще, я и раньше слышал о том, что создаваемые у нас электронные госсервисы часто делаются в варианте "действующего макета", т.е. для демонстрации руководству, но не для реального применения, но признаться, все же не думал, что этот тезис насколько близок к истине.

Далее из ивановского примера видно, что созданный сервис только наполовину можно считать электронным. Электронного в нем – только запись в очередь, а документы нужно идти сдавать "ногами". Так же и в случае с загранпаспортами, и наверное, со многими другими госуслугами...

Т.е. вместо просто "похода ногами", а вас получается "предварительная запись" + "поход ногами".
Ну, когда речь идет о визите к врачу, то тут без "похода" не обойтись (хотя как знать: по моим наблюдениям чуть ли не половина походов связана или получением направления на анализ, или для получения результатов анализа). Но зачем нужен "поход" для сдачи документов?

Но тут нужно обратить на очень важный момент: как утверждают разработчики Ивановской системы, в ней реализован вариант электронной подачи документов. Но только на практике он "не катит". По очень простой причине: для этого заявителю нужно использовать электронную подпись, да не простую, а квалифицированную. А пользоваться ею нужно уметь, и, кроме того, еще нужно сначала купить в каких-то удостоверяющих центрах. Причем действовать она будет всего года.

Короче говоря, тут мы подходит с больной теме использования ЭПЦ.
Ситуация тут выглядит так: есть несколько предположений кто и с какой целью создавал наши законы по работе с электронными документами:
- или это люди, больные манией преследования (из разряда тех, что даже на морской пляж ходят в бронежилете);
- или люди, больные ИТ-фобией, и потому делающие все, что никто не пользовался ИТ;
- или это ИБ-мафия, желающая подзаработать;

В общем, законы у нас сделаны так, что люди электронными документами не пользовались...

И вот тут нужно задать несколько вопросов:

А зачем вообще нужны эти электронные услуги? В том виде, как они реализуются сейчас? Например, нужны ли они в таком виде гражданам – если вместо похода на запись в школу, не только ходить туда, но и заниматься записью в очередь?

Что от этого получает государство? Это приводит к снижению себестоимости услуг, к сокращению сроков их выполнения? Давайте, например, посчитает стоимость ИТ-проекта по записи в школы Ивановской области и разделим их на число клиентов.
Кто-нибудь проводил оценку эффективности проекта?

Почему электронизация госуслуг идет так тяжело, намного тяжелее, чем в коммерческом секторе? При том, что в нашей жизни электронизация услуг (не-гос) уже давным-давно стала реальностью: банковские операции, приобретение авиа- и других билетов, Интернет-покупки, покупки билетов в кино и театры... Обратите внимание: среди этих услуг немало очень важных, например, с финансовыми операциями. Почему же там (в коммерческом секторе) можно вполне обходиться без "квалицированной ЭЦП", а в государственном нельзя? Почему в Биржевой торговле можно отправить скан печатного документа для выполнения важной финансовой операции, а государство не признает такие документы?

Почему так?
Колесов Андрей
Да, тут и подозревать нечего: это вполне очевидно.

Но вот вопрос: почему, вот скажем, в Австрии госсайты работают нормально, а у нас - известно как?
Михаил
Я в Австрии не жил, но подозреваю, что там на прочность нахождения чиновника в кресле в немалой степени влияет, устраивают ли результаты деятельности государственной/муниципальной структуры население.
А у нас чиновнику важно быстро исполнять любую блажь вышестоящих в «вертикали власти» (и по фигу, что «круглые колеса носить, а квадратные – перекатывать»).  Ну, в Москве еще надо, чтобы не было «обоснованных жалоб» на действия именно этого чиновника лично (но если и найдется кто-то «лично», то это будет мелкая сошка, исполнитель, ни на какие решения реально не влиявший).

(PS Если вы сейчас в Москве, посмотрите на погоду за окном. Прогноз был известен заранее... Но г-н Бирюков приказал, приказ пошел вниз — и даже под дождем красили и красят ограды, цоколя. И чиновники разных уровней проверяют, выполняется ли эта абсурдная работа. И наказывают организации, где она не делается. Повторяется подобная дурь не в первый раз (точнее, с каждым разом всё дурнее). Причем результат никого не интересует. Важен процесс.
А с госсайтами почему ситуация должна быть иной? Если они будут просто нормально работать, то ни работа чиновника не видна, ни обосновать плату разработчикам не получится. А вот ежели там будут постоянно вноситься изменения, потом исправления изменений, потом изменяться внесенные исправления... Совсем другое дело ;) )
Колесов Андрей
Могу только согласиться с вами. Вот и я о том же: дело не государстве, вообще, а в нашем конкретном государстве.. Вертикаль власти, понимаешь... Когда для решения вопроса о заделки ямы около дома, нужно выходить на Президента, чтобы он дал распоряжение. Причем, самое забавное (хотя совсем не смешно), то яму все равно не заделают - слишком длинная вертикаль.

Я буду в Москве через три часа. Сейчас в Киеве, в аэропорту, на пересадке...Тихо, спокойно, доброжелательно....