3. Оценка состояния дел
4. Успехи и проблемы
После появления первых двух частей я написал пост Передаем слово участникам проекта "электронные госуслуги", в котором рассказал о непростой многолетней истории в реализации этой затеи по подготовке обзора.
Сейчас нужно сделать некоторое послесловие.
[spoiler]
Я очень рад, что обзор все же получился, что в нем приняли участие реальные специалисты… Но в содержательном плане, я лично, не очень доволен. В моем видении, дело с переводом госуслуг в электронный вид, как было темным, так темным и остается…
За этим проектов, в меру своих сил, я слежу изначально и до сих пор у меня было устойчивое впечатление, что речь идет действительно о некотором важном гигантском всероссийском проекте, но при этом у меня было не менее устойчивое впечатление, что все это сильно напоминает известное Вавилонское СтолпоТворение, когда есть только заманчивая идея-цель (построить Столп до Небес), но нет ни ТЗ, ни эскизного проекта,… И при этом уже все участники процесса говорят на разных языках…
Получается, что-то вроде процесс ради процесса, а не ради достижения результатов… Никто не может сформулировать, что же и в какие сроки должно получиться в результате, в какой точке реализации проекта находится он сейчас (10% объема работ или 90%). Вопросы об оценке эффективности (себестоимость услуг, сроки их выполнения вообще) не ставятся. Совершенно непонятной выглядит организационная структура проекта.
Второй важный момент: полная закрытость проекта для общественности. А ведь речь в нем идет не только о реорганизации внутренней работы государственного аппарата (что, вообще, общественность, тоже обязана знать), но об услугах для внешних клиентов (граждане и организации). Каково мнение клиентов, на средства которых, собственно и реализуется все это дело? На этот вопрос ответа, кажется, никто и не ищет.
В целом, конечно же, вопрос о том, нужно ли заниматься совершенствованием процессов государственного управления и повышать эффективность взаимодействия граждан госорганами, не стоит. Конечно, нужно.
Вопрос в другом: насколько эффективно ведется эта работа, где результаты, сколько они стоят? Пока понятных ответов не видно…
Когда я попытался выяснить, почему некоторая услуга федеральной службы отсутствует на портале Госуслуги - единственное, что удалось добиться от техподдержки, что содержимое каталога полностью определяет данная служба. И у пользователя портала нет прямой возможности обратиться в данную службу, чтобы прояснить ситуацию.
То есть, по проблеме, связанной с порталом Госуслуги - нужно обращаться не на портал Госуслуги.