НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

К вопросу об ответственности за блокировку банковских карт и об использовании их в зарубежных (в том числе, интернет-) магазинах

Андрей Колесов
20.10.2014 20:22:56

Как мы и прогнозировали, попытка взыскать гражданином Александром Московкиным деньги через суд за моральный ущерб с MasterCard оказалась провальной, на прошлой неделе Мещанский суд Москвы отказал ему в иске. Об этом деле мы писали в начале августа ("Кто должен отвечать за невозможность использования банковских карт при оплате покупок? Сам клиент…"): держатель карты MasterCard, выпущенной СПМ банком, не смог ей воспользоваться во время покупки во время зарубежной поездки 21 марта, когда на пару дней эта платежная система (одновременно с Visa) ввела блокировку карт нескольких российских банков, попавших в первый санкциональный список. Гражданин решил предъявить претензии платежной системе (на сумму 500 рублей), на что в суде получил вполне очевидный ответ (мы об этом писали): у истца нет прямого договора с американской компанией, поэтому нет и оснований для претензий к ней. Впрочем, г-н Московкин решил продолжить свою PR-компанию (конечно, иск затеян только с целью посветиться в СМИ), заявив о намерении обжаловать решение суда в городской инстанции.

Вполне очевидно, что в подобных ситуациях ущерб нужно требовать с банка, с которым вы подписывали соглашение об обслуживании банковских карт, хотя шансов на выигрыш тут тоже крайне мало: никакой банк не гарантирует, что его карта будет обслуживаться, где угодно. Реальные шансы на победу в суде появляются только в случае, если вы не смогли воспользовать картой в банкомате самого банка, хотя и тут нужно будет доказать, что вы понесли от этого материальный ущерб. С таким же успехом жители столицы могут подавать каждый день иски в Сбербанк на то, что они не смогли получить деньги в отделении банка (с 14 до 15 во многих отделениях касса закрывается на обед), из-за чего получили моральный ущерб в виде некупленных дефицитных шлепанец, продававшихся в соседнем магазине.

Однако, хотел бы привести пример некоторой реальной проблемы, связанной с конвертацией средств при покупках в зарубежных магазинах.

Недели две назад, мой приятель брал в аренду велосипед во Франции. Посчитав потом курс конвертации он увидел, что транзакция прошла по цене 52 руб. за евро, при том, что в Сбербанке в тот момент был курс 50,5. В чем дело?

Ответ заключается в том – где именно была произведена конвертация. Обычно, зарубежный банк (которые обслуживает магазин) направляет счет в наш банк в исходной валюте покупки, в евро. Соответственно, конвертация выполняется в Сбербанке. Но иногда за границей попадаются "умные банки", которые видят, что получателем счета является Россия, поэтому сами выполняют конвертацию в рубли по собственному курсу, которые обычно выше, чем в России.

По этому поводу можно дать совет: если вы делаете покупку на зарубежном сервисе и там есть возможность выбора "рубли или евро/доллары", то выбирайте всегда иностранную валюту – это будет несколько делевле.

Проблема же в иностранных магазинах заключается в том, что вы узнаете о том, на какой стороне произведена конвертация, только уже получив СМС-оповерщение о выполнении транзакции. Само неприятное, когда при этом выполняется двойная конвертация: вы даете для оплаты карту в "евро", местный банк видит только то, что это российский банк, производит конвертацию в рубли, а московский банк переводит рубли в евро. В результате недельная аренда велосипеда получается 92 евро вместо 85 евро… К счастью, такие "умные банки" в Европе попадаются крайне редко (в США их нет в принципе, там вообще не знают о существовании иных валют кроме доллара).

"Вот к чему приводит использование хваленых тобой карт, - посетовал мой приятель. – Надо было расплачивать наличными! Перед поездкой я купил евро по 50 рублей". Я его успокоил: не спеши расставаться с евро: скоро сможешь продать их много дороже!

Комментариев: 2

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

20.10.2014 22:43:23

Есть ещё такой момент — обычно сумма с карты списывается не сразу, а через несколько дней, причём по курсу этого дня, а не когда была сделана покупка.

Ещё на амазоне по умолчанию включено использование рублей, правда, курс там сразу указывается и он сильно выше российского. Поэтому нужно выбирать покупку в долларах (или евро, если европейский амазон).

Ещё в Европе можно нарваться на другую засаду — с карты списывают не в евро, а в долларах, конечно, тоже по курсу европейского банка.

20.10.2014 22:52:09

Про списание в другой день - это само собой, но тут уже повезет - курс может и понизится.
Про остальные случаи я как раз и написал.
Да, со списанием ав долларах тоже в Европе приходилось сталкиваться. Неприятно.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии