НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

Жизнь без Google: масштаб трагедии

Сергей Голубев
13.01.2015 12:55:51

В самом конце прошлого года несколько информационных агентств сообщили о блокировке GMail на территории Китая. И сразу после этого несколько моих знакомых задали мне один и тот же вопрос: «Что делать, если то же самое произойдёт в России?». Интересно, что примерно половина из них — не домашние, а самые настоящие корпоративные пользователи. Причём, работающие в принадлежащих к «реальному сектору экономики» фирмах, существующих больше десяти лет.

Признаться, я и раньше предполагал, что существуют компании, у которых фактически нет собственной ИТ-инфраструктуры (у кого — из-за бедности, у кого — из-за ненадобности, а у кого — по обеим причинам сразу), но не думал, что их так много. И значительная их часть, на мой взгляд, использует сервисы Google. Даже не потому, что они лучшие, а потому, что появились раньше остальных. А потом не было причин что-то менять.

Первым делом, я попытался оценить масштаб возможной трагедии. Её вероятность, понятное дело, не обсуждается — «меня не интересуют их намерения — меня интересуют их возможности». А возможности есть, что уже доказала компания Intel.

Во-первых, сама почтовая база. Хорошо, если сотрудники по-старинке использовали POP3. В этом случае вся переписка хранится на локальной машине. А если уже успели перейти на «прогрессивный» IMAP, да ещё и отказались от почтовых клиентов в пользу веб-интерфейса, то работы предстоит много. Причём, «без отрыва от основного производства».

Во-вторых, адресная книга. Тут, вроде, проблем не предвидится — экспорт-импорт через CSV работает на всех сервисах. Но не исключено, что при переносе перепутается порядок полей. При внушительном списке контактов это потребует дополнительной ручной работы.

В-третьих, оповещение всех партнёров. Причём, с адреса GMail, поскольку письма с нового и пока неизвестного им адреса могут запросто уйти в спам. Или в папку «посмотреть потом», что на практике примерно то же самое. А к массовым рассылкам Google относится не очень хорошо.

В-четвёртых, к Google-аккаунт привязан Google Play — магазин приложений Android, без которого планшет становится подставкой под чашку. По крайней мере,понятие мобильного сотрудника превращается в полную абстракцию.

Вот такой набор головных болей получает компания, которая когда-то давно выбрала GMail в качестве корпоративного стандарта. Конечно, пока только потенциально получает, но кто готов поручиться за то, что взаимные санкции уже завершились? На мой взгляд, они пока ещё толком и не начинались.

Но самое большое удивление ждало меня, когда я «зашёл» на сайты наших отраслевых ассоциаций, активно призывающих к импортозамещению. Я был уверен, что там наверняка можно найти готовую инструкцию по переходу с иностранного GMail на какой-либо отечественный сервис. Тем более, что такие сервисы есть — «Яндекс», «Рамблер», Mail.ru…

И не нашёл. Нашёл обращения к правительству, маршрутную карту, всевозможную аналитику о том, что импортозамещение совершенно необходимо… А вот практическую помощь пользователям, желающим «импортозаместиться», никто почему-то оказывать не спешит.

Странно, не правда ли?

Комментариев: 97

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

13.01.2015 15:11:42

Что делать?
Требовать отмены данного решения. А если это не поможет, то ставить в Думе вопрос о доверии правительтву.

13.01.2015 15:18:07

Какого решения? Обязать Думу принять закон, запрещающий иностранным государствам забижать наших граждан? Думаю, даже наша Дума, при всей её интеллектуальной мощи, такого делать не будет smile:).

Тем не менее, дело в другом. Отрасль хотела импортозамещения. Так она его уже получила. Только реакции что-то не видно.
Я понимаю, что отрасль не может разработать национальную ОС без поддержки государства. Но почему она не хочет делать то, что без поддержки государства сделать можно?

14.01.2015 09:33:06

Если Дума не отвечает требования общества, то нужно избрать другую Думу.

А при чем тут отрасль? Законы принимаются в интересах общества, а не отрасли. А общество никакого импортозамещения точно не хочет. Да и ИТ-отрасль тоже.
И никому национальная ОС не нужна.

Что же касается запретов, то речь идет не о Goggle, а о выработке понятной стратегии государства и защите интересов общества (частных и юридических лиц).

14.01.2015 09:50:42

Цитата
А общество никакого импортозамещения точно не хочет. Да и ИТ-отрасль тоже.


Как не хочет, когда «Отечественный софт» (а это где-то 50 ИТ-компаний) только про это и говорит. Только почему-то дальше разговоров дело не движется. Хотя сейчас для этого самый подходящий момент.
И в данном случае я пытаюсь смотреть на ситуацию не как болельщик, а просто «игру оценивать». Мне кажется, отрасль сейчас должна переходить от обороны в атаку — активнее предлагать пользователям отечественные аналоги западных продуктов. Вот читал, что Microsoft Azure поднимает цены в России чуть не на 50%. Это ж просто новогодний подарок отрасли. Но почему-то не наблюдаю какой-то резко возросшей активности наших «облачников».

14.01.2015 19:54:52

Цитата
Как не хочет, когда «Отечественный софт» (а это где-то 50 ИТ-компаний) только про это и говорит. Только почему-то дальше разговоров дело не движется.


Не стоит воспринимать эту PR-активность (многолетнюю и совершенно безрезультативную) воспринимать всерьез. Я лично придерживаюсь версии, которую сформулировал еще несколько лет назад, в момент образования ОС (Отечественный софт). Это проект Минкомсвязи и никакого отношения к ОТРАСЛИ вообще не имеет.

14.01.2015 20:00:12

А кто тогда имеет? Кто наделён полномочиями представлять отрасль? Кто может говорить от её имени и отвечать за её действие или бездействие?

14.01.2015 20:09:08

Это вопрос из эпохи социализма, которую мы давно покинули, я надеюсь, навсегда. Они (вопросы) не имеют никакого отношения к современной действительности.

14.01.2015 20:16:15

Получается, западный мир живёт в той эпохе, которую мы покинули и этому радуемся? Там почему-то очень много отраслевых ассоциаций, которые решают общеотраслевые вопросы.

14.01.2015 20:34:01

"Решать отраслевые проблемы" и "иметь полномочия представлять отрасль" - это две большие разницы.
Хотелось бы узнать хотя бы об одной проблеме, которую решил "ОтСофт" за многие годы своего существования.

14.01.2015 20:43:59

Не знаю. Потому и интересуюсь smile:).
Только «ОтСофт» — это не группа чиновников. Это объединение вполне конкретных и уважаемых предприятий. Взять хоть Аби, которую вряд ли кто упрекнёт в отсутствии социальной ответственности — свои кафедры в ВУЗе мало кто имеет. В одиночку у них получается. В коллективе единомышленников — никак.

14.01.2015 20:59:01

Я свою версию (небезосновательную) про сущность ОтСофт высказал.
С таким же успехом можно обсуждать деятельность известного персонажа "Золотого теленка" - зиц-председателя Фунта smile:)

14.01.2015 21:46:50

Тут у нас противоположный подход. Я априори считаю все подобные инициативы нужными и правильными. Цели у «ОтСофта» нужные.
А если они делают что-то не так, то надо их стыдить. Но не объявлять организации, в которые входят уважаемые компании, ненужными и негодными. Мысль материальна smile:).

14.01.2015 20:54:51

Кстати: о каких именно зарубежных ИТ-ассоциациях и о каких решаемых ими проблемах идет речь? Может, лучше перейти на конкретные примеры, а не вообще?

14.01.2015 21:12:57

Ну, например, Linux Foundation. Linux Standard Base — вполне хороший проект.

14.01.2015 21:58:28

Это не отраслевая ассоциация, а вполне конкретный практический проект, с конкретными задачами и пр.

14.01.2015 22:08:11

Я читал цели ассоциации. Это именно отраслевая ассоциация.
Кстати, а где неэкстрасенсы smile:) могут почитать официальную информацию о том, что это «вполне конкретный практический проект, с конкретными задачами»?

14.01.2015 22:40:12

Можно почитать тут: http://ru.wikipedia.org/wiki/The_Linux_Foundation

14.01.2015 21:14:19

Андрей, при всём уважении, я не знаком с тем обществом о котором Вы написали и уверен что Вы его не представляете. Точнее не представляете никакое общество кроме себя лично. Я лично хочу повсеместное импортозамещение. Но я же не ору что "Дума не отвечает требованиям общества", хотя не понимаю почему этот процесс не начался ещё 10 лет назад, как не начался и сегодня. Потому что это моё сугубо мнение, как физического и в прошлом юридических лиц. =)

14.01.2015 22:00:09

Вы сами ответили на свой вопрос: процесс "импортозамещения" не начинался именно потому, что он никому не нужен.

14.01.2015 22:09:12

Серьёзно? Россия сама себя обеспечивает всем необходимым?

18.01.2015 00:06:55

Цитата
процесс "импортозамещения" не начинался именно потому, что он никому не нужен

Кстати - классический пример ложного высказывания. Ведь если кто-то тут же утверждает (кстати, я тоже) что импортозамещение нужно (и полезно), следовательно, определение "никому" как минимум сомнительно.
Тут логичнее задуматься над тем, кому не нужен процесс импортозамещения. Кому не выгодно, чтобы он начался. А?

18.01.2015 08:51:46

Цитата
Ведь если кто-то тут же утверждает (кстати, я тоже) что импортозамещение нужно (и полезно), следовательно, определение "никому" как минимум сомнительно.


Этот довод неверный. Слова и заявления ничего не означают. Значение имеют только дела. "Практика - критерий истинности". Можно говорить годами и много о необходимости той же НацОС, но если слова не реализуются в дела, то это значит, что данная вещь не нужна.

Что же касается, "импортозамещения", то это просто надуманная тема. Надуманная, хотя бы потому, что российские разработчики ПО занимают очень достойную позицию на рынке. А говорят об "импортозамещении" те, кто просто хочет получить бюджетных денег для себя.

18.01.2015 10:28:33

Тут было бы логично привести список используемого тобой ПО, отметить российские продукты и показать, что их явно больше половины.. Может быть, мы действительно не знаем о достижениях нашей отрасли.
А пока получается как в известном анекдоте, когда наш генсек пришёл вторым, а их президент — предпоследним smile:).

19.01.2015 23:42:29

Наш софт занимает на рынке ровно то место, каковы возможности страны. Россия уступает США по ВВП в 7-8 раз, а по объему ИТ-рынка примерно в 15 раз.

Поезжай в Домодедово и посчитай там долю россиийских самолетов. Если это будет 1% - это хорошо.
Выйди на улицу и посчитай долю российских авто. В Москве это будет точно не более 5%.

Поезжай в Германию и проверь там долю немецкого ПО. Я думаю, она будет не больше, чем российского в России. Но там из этого никто трагедии не делает. А Германия более мощная по экономике страна, чем Россия.

Мы все мыслим о себе, как о сверхдержаве, хотя мы сами уже давно причислили к БРИСК. Вот и сравнивай нас с Индией и Южной Африкой.

20.01.2015 10:01:39

Так я про это и пишу smile:).
Если мы бедные, то надо жить, как приличествует бедным. А я смотрю из окна и вижу, что весь двор заставлен дорогущими авто, из которых отечественных, как ты справедливо заметил, значительно меньше 5%. На своё ПО у нас денег нет, а чтобы полететь из Домодедово на иностранном самолёте на иностранный курорт — навалом.
Почитай это обсуждение. Некоторые участники в принципе не понимают, что есть такое слово — экономия.

20.01.2015 10:07:15

Все ровно наоборот: импортные самолеты и машины используются именно потому что они более выгодны с экономической точки зрения.
А в чем проблемы: ты готов сделать более дешевый и качественный программый продукт. Ну, так делай...

20.01.2015 10:16:53

То есть, у нас всё-таки есть конкурентоспособный в мировом масштабе продукт, продав который, мы можем покупать импортные самолёты и машины? Нам же их не за красивые глаза дают. И что это за продукт?

20.01.2015 10:26:19

Да, конечно, есть: нефть, газ, металл.

Но дело не в этом: потребитель покупает то, что ему выгоднее. Зарубежные - выгоднее.

И кататься на лыжах в Альпах - выгоднее, чем на Кавказе, даже при повышении стоимости валюты.

20.01.2015 10:40:17

Иными словами, нам выгодно отсутствие собственной промышленности? По-моему, очень странная логика smile:).

20.01.2015 22:59:53

Это многовековая логика России. Россия никогда не была экспортно-промышленной страной. Раньше основной экспортной статьей дохода был аграрный сектор, сейчас - природные ресурсы.

18.01.2015 13:37:10

Цитата
Слова и заявления ничего не означают. Значение имеют только дела.

В данном случае имеет место заявление, отражающее суть дела. Есть такое дело (business), как внедрение отечественного ПО вообще и СПО в частности. Ваше право верить или не верить.
Второе. Ну зачем опять про эту мифическую сущность, не хочу даже называть её? Вроде договорились уже, и вот опять напоминаете..
Импортозамещение. Для построения систем требуются компоненты, аппаратные и программные. Импортные и дорожают, и вообще доступность некоторых в будущем - под вопросом. В связи с последними событиями. Только не говорите, что стоимость конечного решения не имеет значения лишь бы всё было самое-самое импортное - не поверю на этот раз я, Ваш читатель. Понимаю, это моя проблема, что занимаюсь системной интеграцией, пользователю с неограниченными финансовыми возможностями может быть и по барабану.
Если же стало известно, что об импортозамещении говорят в том числе и те, кому захотелось бюджетных денег, то с этим вероятно придётся смириться - у нас свобода слова.

18.01.2015 14:27:55

Цитата
Если же стало известно, что об импортозамещении говорят в том числе и те, кому захотелось бюджетных денег, то с этим вероятно придётся смириться - у нас свобода слова.


Точно, свобода слова. Но почему-то ни одна из отраслевых ассоциаций не сделала заявления, что вот эти хотят только бюджетных денег, что мы готовы реализовать программы импортозамещения за свой счёт… Хотя свобода слова.
И про дела всё правильно. Если бы были дела, то вопрос импортозамещения никто бы и не ставил. А дел-то нету.

14.01.2015 10:42:13

Это Вы имеете в виду блокировку нашим правительством. А если заблокирует в виде санкции правительство США?

Кстати интересно, а в Крыму гугл уже отключили (вслед за скайпом)...

14.01.2015 10:46:33

Я вообще не говорю о возможных причинах. Могут те, могут эти… Главное — могут.

Donat Lipkovsky
14.01.2015 07:25:00

Цитата
В-третьих, оповещение всех партнёров. Причём, с адреса GMail

С какого такого нового? К Google Apps for Work привязывается доменное имя организации. Как привязывается, так и отвязывается, с банальным переносом на любой другой сервис. Какими были корпоративные адреса корпоративный почты, такими и останутся.
Документами Google Диск, почтовые сообщения и контакты... да, несколько трудоёмко, но технически обычно, типа переезда на что-то новое или восстановление старого после серьёзного сбоя. Вопрос дадут ли время на плавный переход?! Почта самое простое, документооборот придётся поднимать на чём-нибудь, типа Zimbr'ы и .п.т.
Основная проблема - у нас нет сервисов по качеству и начинке подобных Гуглу или Майкрософту. Mail.ru напилил. что-то убогое, а у Yandexа и того хуже.

14.01.2015 08:42:42

Ну вот у моей знакомой корпоративный адрес «имя»@gmail.com. Своего домена у компании нет вообще — он ей не нужен.

Donat Lipkovsky
14.01.2015 10:54:32

Использование свободных адресов для ведения корпоративной переписки это прежде всего отсутствие корпоративной культуры вообще и ИТ-культуры в частности и, ...личное горе вашей знакомой и всех тех кто подходит к организации корпоративной почты таким образом. В этом случае ваша знакомая сама выводит себя за рамки "корпоративного сектора".

14.01.2015 11:21:20

Почему отсутствие культуры? Домен — это лишние деньги, которые лучше направить на основное производство. Или если заказать, например, сепаратор, с корпоративного адреса, то его дешевле продадут? smile:)
И это не её горе — это наше горе. Поскольку её компания производит продукты питания и, судя по очереди за её творогом — лидер по соотношению цена/качество.

Donat Lipkovsky
14.01.2015 11:36:44

Домен стоит копейки, а плата за одного пользователя - $5 и это та самая вредная экономия, которая абсолютно не делает погоды для "основного производства", но может реально создать проблемы конкретно в данном случае. Проще говоря, если вдруг худшее произойдёт, то ваша знакомая пожнёт результаты "экономии". И это именно личное горе и именно отсутствие корпоративной культуры.


14.01.2015 11:54:55

Не совсем так. Домен и прочие атрибуты «корпоративной культуры» — это ещё и какая-то головная боль. Причём, совершенно ненужная.
И горе это, опять же, не работающего в реальном секторе мелкого бизнеса, а отрасли. В случае чего сельхозпроизводители, кафешки, гостинички и прочие автосервисы без ИТ вообще проживут. А вот кому будет нужно ИТ, когда начнут сыпаться пилилы, пузыри и прочие финансисты (а они начнут сыпаться, иначе рассыплется страна)?

Donat Lipkovsky
14.01.2015 12:44:04

Цитата
Домен и прочие атрибуты «корпоративной культуры» — это ещё и какая-то головная боль. Причём, совершенно ненужная.

Ваше отношение к корпоративной ИТ-культуре, основу, которой, составляет безопасность, мне хорошо известны. Вы, её, если очень мягко говорить, не понимаете. Впрочем, главное, что вы её не определяете. Со стороны, не являясь ответственным за корпоративную ИТ-структуру т.е. не неся реальной ответственности очень легко выдвигать любые идеи и лозунги.

14.01.2015 12:49:49

Ну хорошо. Объясните мне, зачем шиномонтажу или кафе нужен домен. Кроме, разумеется, осознания причастности к корпоративной культуре smile:).

Donat Lipkovsky
14.01.2015 12:57:11

А я не знаю нужен ему домен или нет. Вопрос "нужности" всегда конкретен. Вашей знакомой не нужен, как она считает, тогда и проблем нет, но вы же говорите о проблеме. Так она есть или нет?

14.01.2015 13:09:57

Проблема не в домене, а в электронной почте, которая всё-таки нужна. Исторически сложилось так, что многие используют для этой цели GMail. К тому же, на Gmail завязан Google Play. Задача заключается в том, чтобы перейти с GMail на отечественный сервис. Без всяких корпоративных доменов и прочих атрибутов крупных компаний.
С точки зрения отрасли это означает удержать этот бизнес в сфере ИТ вообще. Если отрасль займёт пассивную позицию, то при реализации самого плохого сценария может начаться разочарование предпринимателей в ИТ. Вплоть до социальных последствий.
Вы ж говорите о безопасности. Вот Вам опасность.

Donat Lipkovsky
14.01.2015 13:24:51

Цитата
Проблема не в домене, а в электронной почте, которая всё-таки нужна. Задача заключается в том, чтобы перейти с GMail на отечественный сервис.

Вы просто не понимаете о чём пишите. Вы собираетесь "безболезненно" перейти с обычной почты Гугла на обычную почту отечественного или любого другого сервиса. Это не возможно. На этом всё.
А вот перейти со своего сервиса на Гугл для бизнеса или обратно можно. Да проблемы будут, но это обычные рабочие проблемы перехода разнящиеся от конкретных условий. Но вы не можете иметь корпоративный сервис ни на Гугле, ни на наших корпоративных сервисах (Яндекс, Майл.ру или собственном почтовом сервере в организации) без привязки реального доменного имени. У вашей знакомой есть свой сайт? Если есть, то и доменное имя уже есть. Осталось привязать его к корпоративному сервису почты. Но относительно бесплатно - только на собственном почтовом сервере стоящем в офисе. Относительно - потому, как надо приобрести оборудование и платить админу или аутсорсингу. Остальные варианты - бесплатный сыр в мышеловке.

14.01.2015 13:34:56

Цитата
Вы просто не понимаете о чём пишите. Вы собираетесь "безболезненно" перейти с обычной почты Гугла на обычную почту отечественного или любого другого сервиса. Это не возможно. На этом всё.


Это возможно. Практически «безболезненно». Есть нюансы, но через пару дней разберусь.

Цитата
У вашей знакомой есть свой сайт?


Нет. Из всех обратившихся ко мне представителей корпоративного сектора свой сайт есть у одной фирмы. Да и той он нужен, скорее, для галочки.

Donat Lipkovsky
14.01.2015 14:01:34

Ну если "корпоративный сектор", где даже сайта нет или он для галочки, то я вообще проблем не вижу. Я не такой корпоративный сектор имел ввиду, если это вообще можно назвать корпоративным сектором с точки зрения не ИТ. В вашем случае вообще нет проблем и он для вашей статьи, как пример не подходит.
Для вашего случая <имя>@gmail.com "возможно" заключается в следующем:
- создание новой левой почты
- экспорт контактов из существующего
- рассылка всем прежним контактам нового почтового адреса с пока ещё старого адреса
- перерегистрация на новую почту чего-то там типа job.ru
- забор всех почтовых сообщений любым почтовым клиентом по pop3
- сохранение документов из Гугл Диска стандартными средствами самого Гугла одним архивом
...
ну и визитку поменять smile:)

14.01.2015 14:36:11

На самом деле, всё не так просто, но в общих чертах так. Отсюда и тема для обсуждения. Почему до сих пор все сторонники импортозамещения (а это целая ассоциация, да ещё и наверняка не одна) не напишут понятную инструкцию для таких мелких пользователей? Которые, между прочим, нас кормят, поят и машины наши чинят.
Почему отрасль не делает хотя бы того, что ей по силам сделать без господдержки?
Я уже не говорю о кнопке «перейти с Google» на яндексах, рамблерах и мэйлрушках.

Donat Lipkovsky
14.01.2015 14:45:07

А вот у нас какое оно импортозамещение.
Без господдержки или с ней отрасль зарабатывает бабло себе любимым. Её дела нет до страны и народа.
Насчёт "кнопки" очень правильная мысль, особенно в свете происходящих событий.

14.01.2015 15:31:40

Цитата
Без господдержки или с ней отрасль зарабатывает бабло себе любимым. Её дела нет до страны и народа.

Вот и мне другие версии в голову не приходят. Главная проблема отрасли в том, что ей самой до себя дела нет.

Donat Lipkovsky
14.01.2015 15:37:31

Хе-хе... совершенно верно.

18.01.2015 00:16:03

Кстати, да. Вероятно, такая вот отрасль. Увы нам.

16.01.2015 18:20:17

Домен нужен предприятию, чтобы для начала и хотя бы не выглядеть фирмой-однодневкой. Серьёзный контрагент просто обязан засомневаться заключать более-менее крупный контракт с поставщиком, не способным контролировать даже свой собственный email. Это вопрос отношения.
Зря спорите, Donat Lipkovsky по данному конкретному вопросу прав стопроцентно.

16.01.2015 19:07:45

Перед кем не выглядеть? Вот зачем, например, свой сайт шиномонтажу? Или кафе? Или крестьянскому хозяйству?

17.01.2015 23:51:06

Цитата
Перед кем не выглядеть?

Я недостаточно крупным шрифтом писал? Перед потенциальным контрагентом, разумеется. Времена нынче такие, век такой на дворе. Вы как хотите, а я себе автосервис выбирал именно через интернет: какая репутация, как проехать, режим работы, цены и так далее. Логично предположить, что платёжеспособный клиент имеет и компьютер и подключение к сети. На НЕплатёжеспособного клиента я бы, например, бизнес ориентировать не стал. И то же самое про поставщиков.
Погодите. Ваш вопрос был риторический? Вы реально считаете, что конкретно шиномонтажам, кафе и крестянским хозяйствам сайты нафиг не нужны? А может быть и интернет вообще? Прошу ответить, серьёзно.

18.01.2015 10:22:43

Отвечаю серьёзно. Кому-то нужен, кому-то нет. Кто-то прекрасно обходится группой в соцсетях. Кому-то хватает городского форума.
Я о том, что реальная жизнь значительно разнообразней наших представлений о том, какая она должна быть. Я как-то ради интереса решил поискать сайты своих любимых кафе. Результат: у трёх нет вообще, у двух — группа в ВК.

18.01.2015 12:13:34

Цитата
Кому-то нужен, кому-то нет.

Принимаю. Действительно, "не нужно" можно трактовать и как "бесполезно" и как "неплохо бы, но в крайнем случае обойдёмся", и как-то ещё. Разнообразие вариантов. Точно так же "нужно" может быть "почему бы и нет, раз недорого" до "без этого не обойтись". Заметим, что присутствие в сети (будь то www, email либо любая прочая форма включая блоги и соцсети) рассматривается исключительно как преимущество, разве нет?
Отсюда, возвращаясь к исходной теме, можно сделать вывод что масштаб трагедии зависит от a) степени использования конкретным бизнесом преимуществ сети вообще и б) правильного выбора технологий присутствия. В терминах ИБ, это оценка рисков привязки к поставщику. Тогда Google - это лишь пример, хотя и показательный. Короче, думать надо.
Для меня лично использование сервисов Google контрагентом является признаком его ненадёжности. Некоторые из причин такого отношения были освещены в обсуждаемой статье.

18.01.2015 12:38:21

Именно так. Частный сектор вообще сильно персонифицирован — как хозяин сказал, так и будет. И это хорошо, поскольку по сути в этом заключается его главное достоинство для потребителя, которому нужно разнообразие.
По отношению к ИТ можно разделить частные компании на две группы — одни могут решить свои проблемы за счёт исключительно внутренних ресурсов, а другие — нет. Вот этим самым другим и нужна поддержка со стороны всей отрасли. А её как раз и нет.

20.02.2015 15:09:03

Нахрен нужен сайт ШИНОМОНТАЖУ или КАФЕ Вас спросили. Какой контрагент ШИНОМОНТАЖА, что Вы несёте?! Web-развал/схождение? Web-кувалда? Идиотией страдать не надо.

20.02.2015 15:25:54

Аполитично рассуждаете, товарищ. Ну как можно производить творог, не имея в штате специалиста по ИБ?

14.01.2015 21:34:23

Домен стоит копейки если ничего не отражает. А если отражает торговую марку, его угоняют киберсквоттеры и продают на доменном аукционе за совсем уже не копеечные деньги. И по поводу перспектив обращения в суд можно подкидывать монетку. Я бы поставил на киберсквоттеров с юрлицом где-нибудь на Кипре, а не на юрлицо-бывшего владельца и резидента РФ, если что. =)

14.01.2015 22:00:25

На свете есть много ненужных вещей, которые стоят копейки smile:).
Я как-то искал сайты своих любимых кафе Калининградской области. Не нашёл. Только группы в ВК. И не будут они никогда делать своих сайтов и регистрировать домены. Не нужно это им. Лишние сущности.

Donat Lipkovsky
15.01.2015 03:57:44

Здесь рассматривается самый простой вариант создания и поддержания домена для себя любимого или организации.
Экзотика в виде спекуляции доменами, премиум домены, освобождённые домены и .т.п. к теме данного блога отношения не имеет.


20.02.2015 15:00:11

Серьёзно? Вы к нам из прошлого? У нас в настоящем все регистраторы спекулируют доменами,начиная с nic.ru и это не экзотика, а данность. smile8)

14.01.2015 21:27:17

Google Knol появилась в 2007 году и закрылась в 2012. Это был аналог Википедии от Google в котором по аналогичным принципам писали люди. Google разослал оповещение за месяц с тем чтобы люди скачали свои тексты, после чего Google условно говоря форматируют винчестеры и умывают руки. Многие ли это сделали? Как википедист "первой волны" поднявший около сотни статей в ней, захожу в неё раз в год. И часто читаю: такую-то картинку удалили - не соответствует каким-нибудь новым правилам лицензирования изображений, такую-то статью удалили - не соответствует новому пониманию энциклопедичности и т.д. Слава яйцам если 15% оценочно забрали свои статьи. Обращаться некуда: поддержка у Google отсутствует. Т.е. вообще и полностью отсутствует в природе. Поддержка пользователей Google - это сами пользователи Google. Вы можете засунуть себе куда подальше любые претензии. ООО "Гугл Рус" в Москве занимается только высылкой счетов по почте для юр.лиц в соответствии с российским законодательством и сбором денег. Нужно только для этого. Закрывается в один день. За последние 15 лет таким же образом закрылись десятки сервисов Google которые "не выстрелили". И столько же экспериментальных появилось вновь. Т.е. если Вы моделировали для Google Earth ранних версий, можете засунуть себе эти модели куда угодно - они потеряны. Или если Вы использовали Picasa - она куплена и заброшена. Сначала для Linux, потом и для Windows. И т.д., и т.п. Zimbra - хороший почтовый сервер "из коробки", но его модули совершенно не конкурируют с Google Docs. Календарю Google на самом деле вообще нет бесплатных и/или свободных конкурентов. Объективно только проприетарные, преимущественно американские.

Donat Lipkovsky
15.01.2015 03:43:03

Ядро Гугл составляют - почта, документы, интегрированный с ними Гугл Диск. Это основные сервисы и они никуда не денутся. Все остальные "которые "не выстрелили"", да - отмерли. Нормальная такая эволюция. Тут нет проблем.
Что касается

Цитата
ООО "Гугл Рус" в Москве занимается только высылкой счетов по почте для юр.лиц в соответствии с российским законодательством и сбором денег.

то это не так. Я в трёх организациях использую Google Apps for Work - техподдержка работает отлично и по телефону и по почте.
Что касается Zimbr'ы, то я и не собирался сравнивать её с Гуглом. Речь вообще не шла о понятии "замена" Гугла, речь шла о быстрой замене хоть чем-нибудь. Zimbra - просто как возможный вариант.
Вообще-же в статье не было задачи детально рассматривать варианты перехода. Вопрос ставился т.с. смежный , что у нас на для такого случая ничего не делается.
Не имеет смысла в рамках данного блога подробно обсуждать конкретные сервисы и варианты.

20.02.2015 15:05:24

Может телефон и почту поддержки Google ещё скажите? Zimbra - это единственный возможный вариант, потому что всё остальное СПО этого плана рядом с ней не валялось. А Zimbra рядом не валялась Google Apps. Хоть быстро, хоть медленно. Никакого другого СПО для замещения просто не существует в природе.

Donat Lipkovsky
20.02.2015 15:49:37

Вот то, что вы заказывали по техподдержке Google Apps из первых рук:

Вид из Консоли администратора

А это телефоны, почта и справочные материалы

Обычный ответ по почте - в течении часа. Телефон - сразу. Номера я немного ретушировал - вы слишком экспансивны smile:evil:

20.02.2015 17:45:23

Ok, значит с момента появления Google Apps они сделали поддержку даже с временем реакции при договорных обязательствах. Наверняка предельно ограниченную, как и всё у Google. Наверняка из европейского офиса (Ирландия, Польша). Я же не из головы беру, прямая речь ООО "Гугл Рус", общался с ними по оплате Ad Sense. Туда же: "Саппорт Гугла", "Google не возвращает компании «Квадрум.ру» 400 тысяч рублей" и т.д. Миллион и одна историй.

Donat Lipkovsky
20.02.2015 18:32:44

Цитата
Наверняка предельно ограниченную, как и всё у Google


Абсолютно не ограничена. Сколь угодно долго можно обсуждать проблему по телефону или по почте.
Если возникнут попутные вопросы, на которые оператор не готов ответить моментально, то их зафиксируют, поинтересуются, каким способом лучше связаться для ответа - по телефону или почте и, через час-два, с вами свяжутся, оговоренным способом, и доложат по каждому интересующему вопросу.
И мне наплевать откуда они связываются - из Гондураса или с Альфа Центавры.

Цитата
Миллион и одна историй

Миллиона не вижу. Вижу одну историю с Квадрум.ру, конкретную но не характерную и это Google AdWords - отдельный сервис. Ну и, анонимный "крик души" неких "начинающих вебмастеров" на сайте для "потрындеть"... какое отношение это всё имеет к Google Apps?!

16.01.2015 08:04:36

Привожу пример того, как работа целой компании зависит от Google.

Дмитрий Завалишин, компания Digital Zone:
"- Онлайновый доступ из всего мира. Я забыл, что такое "ой, этот документ на другом компьютере"
- Глобальная синхронизированность. Я забыл, что такое "последняя версия у Юли", "слейте эти две версии" и "ой, а я это тут менял, а куда оно делось?".
- Коллаборейшн. Ревьюить+редактировать один док впятером сразу с чатом и пометками невероятно удобно и сокращает время ревью в разы.
- Онлайновые документы реально можно связывать по данным, и эта связка реально работает. Везде.
- Я не знаю, что такое установка софта и бекап. Я реально могу выкинуть комп в окно, купить новый и продолжить работу с того места, где остановился."

Donat Lipkovsky
18.01.2015 00:42:42

Цитата
"Онлайновый доступ из всего мира."

Да, всё это здорово. Но если вам надо ограничить доступ части сотрудников к общим документам компании на сервисе Гугл Диск, возможностью работать только из офиса(ов) компании, то у вас это не получится. Для всего домена т.е. всех сотрудников можно, а только для некоторых - нет. Таким образом, если в офисе вы закрыли возможность некоторым сотрудникам скопировать важный для компании документ на носители с их служебных компьютеров , то пользователь зайдёт в свой аккаунт из любого другого места и спокойно сохранит документ для служебного пользования из Гугл Диска. Отправку почтовой корреспонденции для определённой группы за рамки домена ограничить можно, а вот ограничить получение документов с Гугл Диска нет.
И это только одна из проблем навскидку. Так что, я бы не стал идеализировать сервис.

23.01.2015 23:41:21

Все возможно, если вы являетесь платным клиентом Гугла.
На решениях Гугл работает, например, коропорация Valeo, 80 тысяч сотрудников по всему миру.

Donat Lipkovsky
24.01.2015 00:07:19

Сэр,
возможно вы не поверите, но я знаю о возможностях денег и, я не подавал вопрос с точки зрения принципиальной невозможности. Я лишь озвучил своими словами ответ техподдержки Гугла на мой (платного клиента) запрос по данной НЕвозможности. Дополню лишь, что Гугл знает об этой проблеме и работает над ней. Сколько будет работать - неизвестно. Заплатишь "дяде", а завтра Гугл родит решение. Не заплатишь в надежде на завтра и будешь ждать год и больше, а бизнес проистекает... УЖЕ.
Ещё раз повторюсь, что я не ставил целью обсуждение проблемных моментов Гугла для бизнеса, а лишь показал, что не надо его идеализировать.

23.01.2015 23:38:49

Давайте повернем вашу обеспокоенность другой стороной.
Для отключения целого национального домена от услуг Гугла нужны веские причины. Причины, подтвержденные даже не возможностями, а намерениями и действиями.
Вы считаете, что РФ уже достигла такого уровня намерений и действий, чтобы Гуглу потребовалось отключать свои услуги на её территории?

Donat Lipkovsky
24.01.2015 22:06:26

Веские причины....
Я бы начал беспокоиться.

25.01.2015 17:23:13

Поздновато начинаете.

Donat Lipkovsky
25.01.2015 19:05:51

Вы писали, что нужны веские причины - я их предоставил. Что не так?

25.01.2015 19:21:51

Для Крыма причины веские, но об этом надо было беспокоиться раньше.
Для РФ веских причин пока нет и, надеюсь, не будет.

Donat Lipkovsky
25.01.2015 19:33:54

Сейчас попытаюсь подсветить логику ваших двух предложений.

Цитата
Для Крыма причины веские, но об этом надо было беспокоиться раньше.

Перевожу своими словами.
Для Крыма причины веские уже есть, стало быть мы опоздали и надо было беспокоиться раньше. РАНЬШЕ это когда? Наверно тогда, когда их (причин) не было, но были предпосылки. Но раньше никто не беспокоился потому что, как и вы, констатировали что их (причин) - нет, а предпосылки игнорировали, ибо "надеялись", как и вы, что до причин дело не дойдёт.
Та же самая ситуация сейчас - да явных причин нет, но предпосылки игнорировать уже невозможно, ибо поступив так, мы повторим крымскую ситуацию.


25.01.2015 19:36:52

Раньше, это когда создавали причины своими руками.
Дуракам выкатили Крым на блюдечке, но дураки даже не смогли его правильно оформить.
Надеюсь, что создание причин на этом прецеденте остановится.
А если нет, то, конечно, надо беспокоиться.
Причем Гугл здесь далеко не в первых рядах причин для беспокойства.

Donat Lipkovsky
25.01.2015 19:49:11

Я скажу проще - по вашей логике, когда причин нет - ещё рано, а когда они есть - уже поздно. Вы не оставляете времени для принятия решения.
А то, что Гугл не первых рядах это понятно. Хотяяяяя... многие подсели на Гугл так же, как и обсуждавшийся тут в блогах и статьях ПриватБанк, который переложил практически весь документооборот на этот сервис. Я уже тогда, намекал на то, что это вопиющее нарушение безопасности бизнеса, но тут все так были увлечены этой идеей в связи с СПО, что говорить было бесполезно. Я так же обращал внимание на то, что Убунта, используемая в этом банке, как основная корпоративная ОС, ни сертифицирована на применения в таких структура, как банк, ни одной государственной украинской структурой, отвечающей за безопасность. Это к слову.
Так что, для разных организаций ущерб от использования Гугла, будет разный и некоторые пострадают достаточно серьёзно.

25.01.2015 19:54:54

Нет уж, голубчик, не приписывайте мне свою логику.
Выше было написано, что беспокоиться надо, если существуют планы создания причин для беспокойства.
Надеюсь, таких планов на уровне территории РФ нет.
А если есть, то надо побеспокоиться. Начать, например, с закладок в BIOS импортных материнских плат. Или производстве полупроводников. Глядишь, лет через 30 и до собственного софта дело дойдет.

Donat Lipkovsky
25.01.2015 20:05:32

В настоящий момент существуют не "планы создания причин", а уже сами причины.
Вы так не считаете, но я осмелюсь, утверждать и повторюсь, что вы повторяете ошибку с Крымом, продолжаю игнорировать очевидное.
Мы просто разнимся в оценке ситуации. Время покажет.

26.01.2015 11:06:48

Цитата
…многие подсели на Гугл так же, как и обсуждавшийся тут в блогах и статьях ПриватБанк, который переложил практически весь документооборот на этот сервис. Я уже тогда, намекал на то, что это вопиющее нарушение безопасности бизнеса, но тут все так были увлечены этой идеей в связи с СПО, что говорить было бесполезно.


Тонкость тут в том, что при использования гуглооблака пользователь в худшем случае потеряет какие-то свои документы. Худший вариант применения неконтролируемого ПО (неважно — проприетарного или свободного) — чёрный экран.
Плохо и то, и другое. Но второе всё-таки хуже.

Donat Lipkovsky
26.01.2015 16:17:41

Цитата
Плохо и то, и другое. Но второе всё-таки хуже.

Совершенно верно, но в нашем деле важна не общая характеристика хорошо или плохо, но "насколько плохо". Каковы потери? Потеря банковских документов - это не "просто плохо", это очень серьёзно.
Что касается
Цитата
"неконтролируемого ПО"
, то в нормальной организации не бывает неконтролируемого ПО.

26.01.2015 17:46:37

Цитата
Совершенно верно, но в нашем деле важна не общая характеристика хорошо или плохо, но "насколько плохо".


Смотря кому. Я поэтому и не стал рассматривать задачу в общем виде, а начать с той, что проще решается.

Цитата
в нормальной организации не бывает неконтролируемого ПО.


Кто-то у нас контролирует Windows или BIOS?

Donat Lipkovsky
26.01.2015 18:04:44

Цитата
Кто-то у нас контролирует Windows или BIOS?

И эта тема уже обсуждалась. Нет смысла к ней возвращаться. Если остались для вас лично там неясности, то они так и останутся. Там, где должны контролироваться программные и аппаратные средства, они контролируются. В наиболее критичных областях, они просто не применяются. Тут нет проблем.
Добавлю - толку от того, что код открыт не решает проблем безопасности по разным причинам и одна из них, та, что, скажем, Google использует СПО, но открытый код сам по себе, как и закрытый, не исключает человеческого фактора. Доступ к данным получают не закладки в коде сами по себе, а люди и в 90% случаях закладки вообще не причём. Администратору базы данных наплевать на код он и без него имеет полный доступ к данным в базе, которую он обслуживает. Яркий пример - тов. Сноуден.
Повторюсь - там, где это надо и открытый код и закрытый контролируется на соответствующем уровне для данного конкретного решения. Там, где этот контроль недостаточен - используются собственные разработки. Пример - наши Эльбрусы в нашей ПРО.

26.01.2015 18:21:35

Я правильно понимаю, что ПФР — это некритично? Куча предприятий, где зарплату считают на Windows-машинах — некритично? Если всё это рухнет, то майдан со всеми вытекающими.

Donat Lipkovsky
26.01.2015 18:27:47

Проясните по-подробнее

Цитата
ПФР — это некритично
- что это значит?
Цитата
всё это рухнет
- каков процесс - более детально

26.01.2015 18:35:35

Цитата
каков процесс - более детально


В очередном обновлении приходит код, который активирует встроенную функцию самоуничтожения. Это самое простое — можно придумать значительно более хитрые методы. И спрятать механизм в коде так, что найти его будет очень трудно, а главное — дорого. Пришли люди на работу, включили машины, а они — бац, превратились в бесполезные железки.

Donat Lipkovsky
26.01.2015 18:53:25

Microsoft так же, как и остальные компании предоставляет исходный код своих продуктов для проверки и сертификации в ФСТЭК. Точно так же, как и исходный код программных продуктов, проверяется и все обновления. Обновления для ОС и прикладных программ устанавливаются только после их проверки.
Кроме этого - используется не просто ОС - сертификацию проходит и устанавливается программно-аппаратный комплекс средств защиты информации.
Всё это я уже озвучивал и ранее и, все основные и необходимые подробности этого процесса можно найти в открытом доступе.
Вопрос о том, соблюдают ли все требования по защите информации конкретные организации - это уже отдельный вопрос.

26.01.2015 18:57:29

Тогда совсем непонятно. Если в России есть организация, способная тщательно проверить код Windows, то не проще ли этой организации написать другую ОС. Опытные программисты утверждают, что найти ошибку в чужом коде труднее, чем написать свой.
И ещё непонятно. Неужто нашим программистам жалко сообщить Microsoft про все ошибки в системе? Они же их наверняка нашли при проверке smile:) .

Donat Lipkovsky
26.01.2015 18:59:38

Процесс написания своей ОС не сводится только к ваянию программного кода - к сожалению и к счастью.
А почему вы думаете, что об ошибках не сообщается?

26.01.2015 19:11:36

Не знаю. Ведь ошибки проявляются не только на «вражеских» но и на «наших» системах. А про какие-то отдельные сервис-паки для российских компаний от наших проверяющих я не слышал. Впрочем, у меня есть знакомые в ПФ, поинтересуюсь.

Donat Lipkovsky
26.01.2015 19:14:57

Сергей, согласитесь "я не слышал" и "этого не происходит" не одно и то же smile;)
Нет никаких отдельных сервис-паков. Это исходный код той же самой системы и тех же самых обновлений, что и для обычного пользователя.

Donat Lipkovsky
26.01.2015 19:18:59

Вам не в ПФ надо обращаться, а в ФСТЭК. Я же писал, что сертификация это одно, а конкретное применение в конкретной организации это отдельный вопрос. В ПФ могут вообще болт забить на все законы и требования или выполнять их частично, но к сертификации и проверке исходного кода это отношения не имеет.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии