НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

Тормозят ли облачные сервисы свой собственный бизнес?

Коллега прислал (спасибо!) вчера в ночи с пометкой "О проблемах облачного бизнеса" ссылку на статью "Как российские облачные сервисы для бизнеса тормозят собственный рынок".
Мне кажется, что у нас сейчас тема "что происходит на рынке" в некотором "загоне", это касается и очень актуальной темы облаков. Точнее, как-то так получается, что мы больше следим за новостями Минкомсвязи, чем пытаем понять реально происходящее на рынке. В общем, считаю нужным прокомментировать статью, которая затрагивает актуальные вопросы.

Начну с конца: рисуя в целом верную картину на российском рынке SaaS (о речь идет именно о SaaS, а не об облаках вообще, SaaS – это все же специфичное направление), как мне видится, автор не очень хорошо понимает механизмы рынка и логику его развития, и как следствие дает не очень верные рекомендации "как перестать тормозить".
[spoiler]
Автор статьи указывает на целый ряд недостатков в работе наших SaaS-поставщиков (хотят продавать подороже, не очень учитывают потребности заказчиков, у их сервисов недостаточные возможности интеграции и пр.). И как предложение выдает пожелание: SaaS-провайдерам нужно развивать свои партнерские сети, делать ставку на работу с клиентами через интеграторов.

Идея понятная, но она немного из категории "как нам из феодализмы перескочить прямиком в коммунизм, минуя капитализм и социализм". Так не бывает.

Вообще говоря, на все подобные советы (как сделать чужой бизнес лучше) есть один простой, но очень точный ответ (я его сам услышал, оценил по достоинству и взял на вооружение): "Если вы считаете, что можно построить более эффективный бизнес, чем есть сейчас, то возьмите и постройте его скорее – тогда вы победите всех конкурентов, станете лидером и будет получать все деньги рынка".

"Спрос рождает предложение" – это ключевой закон рынка. Конечно, предложение тоже играет некоторую роль в развитии рынка, но все же его возможности ограничены, ведущей силой на рынке является спрос, потребности заказчиков.

Хотя, конечно, если говорить о формуле успеха бизнеса, то он заключается в том, чтобы сегодня создать предложение, которое завтра будет пользоваться спросом. Именно таким образом обогнав конкурентов, которые ориентируеются исключительно с сегодняшние потребности.

Однако в случае с российским SaaS ситуация выглядит так, что спросом пользуются только достаточно простые решения, которые не требуют участия интеграторов. Сегодня – именно это является конкурентным преимуществом SaaS.

Да, конечно, можно создать SaaS, который будет по функционалу много более функциональным и гибким, но только, скорее всего, с таким проектом можно будет "вылететь в трубу" – он потребует много больше денег и времени, а покупателей может не найти вовсе.
Хотя, конечно, такие решения буду вполне востребованы в будущем. Но пока – не востребованы, нет и не предвидиться спроса. Потому и предложений нет.

В статье автор приводит пример турбизнеса, то, что там эффективно работает схема "поставщик – туроператор – турагент – клиент", и советует взять ее за пример для SaaS-разработчиков.

Но дело в том, что эта схема – это пример как раз традиционной онпремис-модели работы ИТ-бизнеса. Ключевое преимущество SaaS заключается как раз в том, что оно предлагает качественно новую схему: "поставщик – клиент".

Да, конечно, мир развивается по спирали. И на каком-то этапе развития в этой простой модели SaaS будет усиливаться партнерская прослойка. Она и появляется, но перепрыгнуть через фазы развития нельзя.

Давайте посмотрим на тот же турбизнес. Сегодня новой моделью, которая быстро набирает силу, является именно модель "поставщик – клиент". Все больше людей вообще не пользуются услугами "турагентов", этот бизнес умирает…
Зато появился новые услуги – агрегаторы предложение поставщиков – Booking, AnywayAnyday и масса других.
Т.е. появилась новая модель: "поставщики – агрегаторы – клиенты"…

А вот вопрос "что тормозит развитие SaaS в России" – это, конечно, интересный, важный вопрос. Над ним было бы хорошо поразмышлять и найти какие-то ответы.

В этом плане, то, что автор поднял эту темe и ищет ответы – очень хорошо!
Колесов Андрей
А в чем прав автор?
Я отлично понимаю, что для настройки SaaS может понадобиться помощь ИТ-специалистов. Так пусть приглашают на помощь, кого хотят.

Вопрос тут в другом: должны ли провайдеры заниматься созданием таком сети? Тут всем рулит рынок: если на такие услуги есть платежеспособный спрос, то будут, а нет - не будут.

Что касается облачных сервисов. Я, на самом деле, мало пользуюсь ими. Но как раз у облачных сервисов нет проблем с сохранением данных - они там, обычно, сохраняются автоматически.  
Сергей Стельмах
Вот это место неплохо описывает ситуацию:
Задумайтесь, все описанные проблемы SaaS могли бы решить интеграторы, если бы SaaS-компании относились к ним так, как туроператоры относятся к турагентам. Интеграторы могут подбирать оптимальные продукты, могут внедрять продукты на местах, помогая переводу бизнес-процессов, снимая загвоздки и консультируя. Они могут по требованию налаживать интеграции и сопровождать их. Интеграторы могут снимать основной страх клиентов, решая в SaaS вопрос миграции и резервных копий. В конечном итоге, в этих сферах они могут создать отлично отлаженные автоматические механизмы. Все, что нужно — перестать делать вид, что интеграторы для SaaS не нужны.

Мы создали удивительный мир, где нормой считается заплатить за заправку офисного картриджа, за сборку мебели или за вынос мусора, но при этом принято тратить сумасшедшее количество времени, чтобы выбирать SaaS-продукты, разбираться в них и пытаться проецировать их на деятельность компании.
Но конечно, рынок будет решать - нужны ли интеграторы, или же нет.
Колесов Андрей
А теперь посмотрите, то является автором статьи, и чем занимает его компания - услугами по выбору SaaS-продуктов.
И он хочет, чтобы SaaS-провайдеры за свой счет занимались развитием ЕГО бизнеса.
Очень мило :-)

"... но при этом тратить время на....", на то, что уже написано в СМИ, причем мой, Андреем Колесовым :-)
В общем, в том, что читатели не читают мои статьи - виноваты SaaS-провайдеры... :-)