НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Мобильные решения:

Блог

Почему не используется российский AWACS?

Российская авиационная группировка в Сирии продолжает усиливаться и сегодня она уже насчитывает в своем составе около 50 самолетов и вертолетов. Там есть бомбардировщики СУ-24М и СУ-34, штурмовики СУ-25СМ, истребители СУ-30СМ, вертолеты Ми-8 и Ми-24. При таком количестве боевой техники и отсутствии собственной системы радиоэлектронного наблюдения за авиационной обстановкой в зоне конфликта было бы совсем не лишним и присутствие авиационных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (АК ДРЛОиУ, в английской транскрипции AWACS — Airborne early Warning and Control System), именуемых А-50 и А-50У. Но их-то, похоже, там как раз и нет.[spoiler]
Между тем, на сопредельной территории Турции кроме стационарной сети радиолокационного обнаружения задействованы также и самолеты AWACS. Характерно, что в момент авиационного инцидента в небе над Сирией 24 ноября прошлого года за регионом «наблюдали» два AWACS – американский и саудовский. Так что и США, и НАТО, и арабские государства имели собственную практически онлайновую информацию о сбитом российском самолете СУ-24М.
Последние образцы АК А-50У под завязку напичканы современной радиоэлектроникой и вычислительной техникой. Основная задача самолета – обнаружение и сопровождение воздушных целей и надводных кораблей, оповещение командных пунктов о воздушной и надводной обстановке, управление самолетами при их наведении на воздушные, наземные и морские цели. По сути, А-50 – это воздушный командный пункт, который ведет мониторинг обстановки, обнаружение и сопровождение объектов на земле, в воздухе и на воде.
Полвека назад причиной появления первого воздушного комплекса раннего обнаружения в Советском Союзе стала необходимость контролировать состояние границ СССР в северном направлении. Установка стационарных РЛС была проблематична из-за суровых погодных условий и большой протяженности территории, которую необходимо было контролировать. Основной потенциальной угрозой тогда являлись стратегические бомбардировщики стран НАТО с ядерным оружием на борту. Для их своевременного обнаружения и был запущен проект по созданию отечественного самолета ДРЛОиУ. Первый образец советского AWACS был поднят в небо в 1961 г.
Сегодня ситуация в Сирии также носит довольно напряженный характер и нужны дополнительные технические средства для контроля воздушных рубежей, организации авиационного движения и боевых операций на  территории страны, а также для проведения аналитической работы по выполнению заданий командования, в частности, появилась потребность получать информацию объективного контроля – фиксировать радарные данные с точной пространственно-временной геопривязкой траектории полетов.
Бортовая РЛС на А-50У способна обнаруживать воздушные объекты на расстоянии до 650 км и отслеживать одновременно до 300 воздушных целей. Самолет способен одновременно управлять действиями 12 истребителей и предоставлять информацию для самостоятельного наведения еще 60 самолетам. И, вероятно, двух таких AWACS вполне хватило бы, чтобы контролировать на современном уровне воздушную обстановку на границе Турции и Сирии.
Многие недоразумения и конфликты легко было бы предотвратить, если бы проведение тактических операций по уничтожению наземных целей корректировалось воздушным командным пунктом с учетом реальной военной ситуации во всем регионе. Скажите, ну какой «удар в спину» можно получить или какую «авиационную засаду» можно пропустить, если ты видишь состояние воздушной обстановки во всем регионе, вглядываясь на полтысячи километров вглубь сопредельной территории? При том, что потенциальному зачинщику конфликта при этом нужно полчаса лететь от аэродрома до места инцидента перед глазами военных авиадиспетчеров?
Технические характеристики и функционал самолета А-50 позволяют применять его в любой точке Земли, утверждают военные специалисты. Так что же мешает использовать наши AWACS при проведении авиационных операций в Сирии? Авиапарк Воздушно-космических сил России насчитывает около 20 бортов  ДРЛОиУ типа А-50 и А-50У и спрашивается, что препятствует переброске двух-трех самолетов этого типа в зону конфликта?
Donat Lipkovsky
Возможно, задержка с применением, связана с временной неопределённостью аэродрома базирования?! Моздок не самый плохой вариант, но Сирия или Иран были бы предпочтительнее.

PS Прочитал вашу "Rio-de-Pevek: лучшие годы моей жизни". Вспомнил детство по военным гарнизонам на Кольском п-ве, а потом и службу там же на Флоте. Ностальгия и абсолютно точно лучшие годы жизни.
Чачин Петр
Согласен, чем ближе аэродром базирования к месту проведения боевых операций, тем удобнее и дешевле было бы проведение такого проекта. Возможно, авиабаза Хмеймим в Сирии была бы лучшим решением. Главное, сделать AWACS А-50У реальным инструментом управления воздушным движением, боевыми операциями и средством объективного контроля в одном из самых "горячих" регионов мира. И не стоит недооценивать военный потенциал соседней Турции, у которой одних только истребителей F-16 около 250 штук!

P.S. Я рад, Donat, что мои давнишние воспоминания о Севере вызвали у вас ностальгические чувства. Я тоже с некоторой грустью и ностальгией  вспоминаю эти времена, эти места и тех людей, с которыми довелось служить и встречаться. Спасибо вам за внимание и экскурс в прошлое!