НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Мобильные решения:

Блог

ЭРА-ГЛОНАСС – отечественный вариант IoT в жанре импортозамещения

Андрей Колесов
22.04.2016 09:42:55

На днях в Интернете встретилась публикация, которая напомнила, что с 1 января 2017 года (через 8 месяцев!) все автомобили, "выпускаемые в обращение" на территории стран Таможенного союза должны быть оборудованы средствами ЭРА-ГЛОНАСС. Я выделил "выпускаемые в обращение" поскольку так написано в законе, но что означают эти слова – мне лично не до конца понятно (и не только мне, но и спецам, с которыми я общался). То ли "производимыми", то ли "продаваемыми"… Почему нельзя было написать на понятном языке?

ЭРА-ГЛОНАСС – это российская государственная система экстренного реагирования при авариях. Идея простая: в случае "нештатной ситуации" (авария, неисправность) с автомобиля передается соответствующая информация "кому надо". Соответственно, на автомобиле должны иметься средства определения его географических координат и времени, и средства передачи информации "кому надо".

Аналогичные системы уже созданы или создаются во всех "передовых странах" (США, Евросоюз, Япония, Бразилия и пр.). Википедия сообщает, что "В декабре 2013 года система была развернута в полном составе на всей территории России. 1 января 2015 года система была введена в промышленную эксплуатацию".

Но, что характерно, там ничего не говорится: что же представляет собой эта система: сколько точек приема информации ЭРА-ГЛОНАСС развернуто по стране, сколько километров дорог контролируется, сколько автомобилей в России (и какова их доля) снабжены этой системой… И главное: какова статистика и результативность работы системы – сколько аварийных сигналов было получено, сколько и какой помощи было оказано, как все это повлияло на оперативность предоставления помощи и снижения "проблем на дорогах"? Все эти вопросы почему-то остаются без ответа, а ответы эти нужны, чтобы понять – а зачем все это делается?

Но сейчас хотелось бы сказать несколько о другом аспекте данного "национального проекта". Его тема сейчас всплыла в ведущих СМИ, поскольку в начале апреля в Зеленограде предприятии "Ангстрем-Т" прошло выездное заседание межведомственной рабочей группы, где обсуждались вопросы разработки и производства отечественной электронно-компонентной базы (разумеется, на предприятием "Ангстрем-Т") как раз для бортового бортового терминала ЭРА-ГЛОНАСС.

Вроде бы дело хорошее, патриотическое. Но только мы должны понимать, что речь идет о приборах, за которые граждане страны будут платить собственные деньги. И соответственно тут возникает два вопроса: сколько это будет стоить и какие именно услуги будут получать водители за эти деньги?

Дело в том, что сегодня практически каждый автомобиль уже имеет некий вариант средства "ЭРА-ГЛОНАСС". Это – смартфон, снабженный GPS-датчиком. Я уже не говорю про более сложные приборы типа навигаторов, планшетов, подключенных к мобильному Интернету.

Почему же не задействуются уже имеющиеся средства и намереваются заставлять потребителей покупать дополнительные, к тому же – есть такое предчувствие – от "единственного поставщика". А что такое "единственный поставщик" мы помним с советских времен – это не очень дешево и не очень качественно.

Зачем мне нужно тратить деньги на некий дополнительный "девайс" (при этом я еще не знаю, зачем он нужен, кроме как для удовлетворения требований закона), если можно просто сделать приложение (желающих найдется полно! Тот же "Яндекс". Наверняка приложение получится бесплатным), которое можно будет просто установить на уже имеющийся смартфон….

Да, я понимаю, что в полном варианте "ЭРА-ГЛОНАСС" должна срабытывать и автоматическом режиме (например, при срабатывании подушек безопасности). Но может быть, для начала нужно отработать систему для случая "ручного" управления, когда вызов делает сам человек? Все же доля случаев, когда водитель оказывается в "нерабочем" состоянии, не так велика. В конце концов любую систему нужно внедрять поэтапно…

В общем, на примере данного проекта хорошо видна традиционная проблема – чем должно заниматься государство и чем оно не должно заниматься.

В моем представлении, изготовление клиентских средств ЭРА-ГЛОНАСС – это не дело государства, более того, оно не должно заниматься этим дело. Его дело – определить интерфейс доступа к "серверной" части систем. Не факт, что оно (государство) должно заниматься и серверной частью, это вполне могли бы сделать частные компании, те же сотовые операторы (которые и будут по факту задействованы). Дело государства – контролировать процесс и предоставлять госуслуги (необходимые действия в случае ДТП).

Представьте себе: государство займется у нас производством "единого автонавигатора", "единых карт для навигации", "единого смартфона". И сделает единого оператора мобильной связи…И все это будет к тому производиться на "единой компонентной базе единого отечественного производителя"…

А похоже в случае ЭРА-ГЛОНАСС нас ожидает как раз такой вариант.

Комментариев: 26

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

22.04.2016 14:35:11

Цитата
Википедия сообщает, что "В декабре 2013 года система была развернута в полном составе на всей территории России. 1 января 2015 года система была введена в промышленную эксплуатацию".


Мало ли что Википедия сообщает... smile:) Это не истина в последней инстанции... А что сообщают на сей счет госструктуры, отвечающие за безопасность на дорогах?

Цитата
поскольку так написано в законе

Не надо говорить загадками... Это неуважение к читателям... Если уж ссылаться на закон, то следует указывать его номер и название...

22.04.2016 15:00:02

Цитата
А что сообщают на сей счет госструктуры, отвечающие за безопасность на дорогах?


Вопрос не простой. В том плане, но отрицательный ответ на него дать невозможно (отсутствие информации о землетрясениях не является точным доказательством отсутствия землетрясений),

Но Вики - это достаточно авторитетный источник. Им про "сообщения госструктур" на сей счет ничего не известно. Мне тоже.
На 99.99% я готов утверждать, что открытой информации на этот счет НЕТ.

Цитата
Это неуважение к читателям... Если уж ссылаться на закон, то следует указывать его номер и название...


Тогда я предлагаю тебе показать пример и начать такую практику в собственных публикациях. Тебе указать подобные места в твоих постах и статьях?

Я тут никаких загадок никому не задавал. Я написал, что так записано в законе. Какие тут загадки?

22.04.2016 22:16:39

Цитата
Тогда я предлагаю тебе показать пример и начать такую практику в собственных публикациях.


Я никогда не ссылаюсь на "законы вообще", а всегда указываю названия упоминаемых законов (иногда даже ссылки на их тексты даю). Кроме, конечно, совсем уж очевидных случаев...

Цитата
Все же доля случаев, когда водитель оказывается в "нерабочем" состоянии, не так велика.


А если водитель в "рабочем состоянии" и руки у него целы, то и система "ЭРА-ГЛОНАСС" ему не нужна. Основное назначение этой системы, как я понимаю, именно отслеживание тяжелых случаев... Когда пострадавший не в силах сделать звонок куда следует....

22.04.2016 22:27:56

Цитата
Я никогда не ссылаюсь на "законы вообще"

Я не хочу развивать эту тему. Это не имеет отношения к посту.

Цитата
Основное назначение этой системы, как я понимаю, именно отслеживание тяжелых случаев... Когда пострадавший не в силах сделать звонок куда следует....


Я думаю, что это не правильное понимание назначения системы.

Хотя ты прав в том, что нигде нет внятного объяснения - зачем именно нужна система и как именно она работает (уже почти полтора года.

22.04.2016 23:19:58

Цитата
нигде нет внятного объяснения - зачем именно нужна система и как именно она работает

Есть официальный сайт этой системы: http://glonassunion.ru/era-glonass Там информации об этой системе значительно больше, чем в Википедии... smile:)

Там, конечно, не вся информация, но слова о назначении системы и о том, как она работает, есть...

Главная интрига в том, сколько будет стоить как сам аварийный датчик, так и его обслуживание/поддержка...

23.04.2016 09:00:53

1. Мы тут что обсуждаем - проект ЭРА-ГЛОНАСС или то, какие источники авторитетнее?
Не хочу вторую тему, как не соответствующую теме поста.
Но скажу, Вики - это намного более авторитетный источник, чем любой официальный.
Тем более, что приведенная тобой ссылка - это не официальный сайт проект. А содержимое на этой странице - откровенное бла-бла-бла. С нулевой информацией.
Сравни со страницей Вики: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%A0%D0%90-%D0%93%D0%9B%D0%9E%D0%9D%D0%90%D0%A1%D0%A1 Обрати внимание на число ссылок в конце странице.
Это - настоящая работа. А приведенная тобой страница - это рекламная листовка.

Я понимаю, что для многих людей слово "официальный" действует магически, но я лично смотрю на содержание...

2. Интрига проекта не в цене датчика. А совсем в другом - об этом написано в посте.

25.04.2016 10:23:57

Вот и берите пример со своей "авторитетной" фрикопедии - ДОБАВЬТЕ ССЫЛКИ на исходные документы, а не разводите здесь "бла-бла-бла". А то "на днях в Интернете встретилась публикация" ... на заборах тоже много чего пишут.

25.04.2016 10:33:10

Вы можете это сделать сами, подав пример.
В статье в Вики все основные ссылки есть.

25.04.2016 11:10:51

Не сразу заметил, что это "Блог", а не "Статья". Их дизайны на сайте никак не различаются...

25.04.2016 10:28:24

Интересно, а кто у нас как не гос-во занимается "едиными картами для навигации"? В одну-то кучу валить не надо.

25.04.2016 10:34:42

А кто у нас этим занимается? Что такое государство? Президент?

Да, занимают и государственные институты. И что из этого? Что тут свалена в одну кучу?

25.04.2016 10:51:40

В одной куче производство "единого автонавигатора", "единых карт для навигации", "единого смартфона".
Вы же человек разумный и должны представлять, что это всё РАЗНЫЕ виды/типы производств.
Причём тут президент? Под "государством" именно и понимается "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ институты".
Картографией, насколько я догадываюсь, занимается ГОС.организация, которая поставляет данные
коммерческим орг-ям типа Navteq, TeleAtlas, Яндекс и т.п.

25.04.2016 10:58:29

Да, конечно, картография - это одна из функций государства.
Но, давайте все же различать - картографическую базу и конкретные карты.
У нас нет "единых карт", как и нет "единой карты для навигации".

Если карты от Гугл, от Яндекса, от Нокиа и пр. И все они - разные.
И никто не вводит "единой карты", которой должны все пользоваться в обязательном порядке.

Если вы знаете такую карту, которую распространяет для пользователей государство и за которую оно ОТВЕЧАЕТ - расскажите об этом. Я таких не знаю.


25.04.2016 11:07:55

Вы меня удивляете - опять валите в одну кучу карты для пользователей и карты для комм. организаций, форму и содержание. Я не знаю откуда берут ИСХОДНЫЕ данные по РФ Google, Yandex, Navteq, TeleAtlas и др. подобные коммерческие организации, но по замеченным ИЗМЕНЕНИЯМ явно, что из ОДНОГО ЕДИНОГО источника.

25.04.2016 11:14:50

И что из этого?
Этот единственный источник называет ЖИЗНЬ.

И что из этого? Какое это имеет отношение к теме поста и к теме проекта "ЭРА-ГЛОНАСС"?

25.04.2016 11:27:12

Пишите, пожалуйста, по-русски. Я не понимаю Вашего набора слов:
"Этот единственный источник называет ЖИЗНЬ."

В ряде случаев "единственный поставщик" ДАННОСТЬ и, если хотите, экономическая целесообразность,
и мантры про якобы "конкуренцию" в лучшем случае смешны и наивны...

PS: Пример гос-ого источника данных в ваших же статьях: Google говорит картам от TeleAtlas “до свидания”

Цитата
Основной для создания картографических материалов стали данные, полученные Google напрямую из источников правительственной информации — таких, как SDA Forest Service и US Geological Survey.

25.04.2016 11:53:56

Жизнь = данность smile:-)

Я могу вам дать такой совет. Я тоже не могу понять, что вы хотите сказать.

Что исходные данные для карт - этот данные государственных институтов?
Но кто с этим спорит?
Но только данные для карт и "единая карта" - это разные веши. Сравните например, карты Гугла и Яндекса, что увидеть, что это - не одно и то же.

И главное - какое отношение ваши комментарии имеют к теме поста? К ЭРЕ-ГЛОНАСС?

25.04.2016 13:06:27

Нет конкретики? Потому что НЕТ конкретных ссылок в посте и много домыслов [автора].
Система «ЭРА-ГЛОНАСС» работает во всех регионах РФ
Восемь мифов об "ЭРА-ГЛОНАСС": правда и вымысел
ЭРА-ГЛОНАСС во все автомобили:

Цитата
Очевидно, что ждать массового появления в будущем году модулей ЭРА-ГЛОНАСС пока не приходится. Автомобили, как и было сказано выше, заранее сертифицируются. Вопрос о том, сумеет ли государство заставить всех производителей использовать систему ЭРА-ГЛОНАСС к 2017 году, звучит более правильнее.
http://glonassunion.ru/era-glonass и т.д. и т.п.

25.04.2016 13:15:47

Вы в своем комментарии то, что написано у меня в посте: по проекту ГЛОНАСС нет никакой конкретики.
Система, по официальным заверениям, работает уже больше года, а никакой конкртетики нет. А деньги на развитие просят!

Вы привели набор ссылок и думаете, что тем самым добавили какой-то информационности к посту?
Я посмотрел ваши ссылки - там ничего нет.

25.04.2016 13:16:46

Кстати, я опубликовал продолжение поста:
ww.pcweek.ru/ecm/blog/iot/8499.php

25.04.2016 13:26:46

Ок, в "продолжении" уже поконкретнее и интереснее smile8)

25.04.2016 13:28:51

Я считаю, что и в этом посте - очень конкретно: "просят деньги, не отчитавшись о сделанной работе",
В приведенных вами ссылках дополнительной информации к моему посту - ноль.

25.04.2016 13:40:11

> просят деньги, не отчитавшись о сделанной работе
Думаю, что всё-таки отчитались, только не нам.
"Quod licet Jovi, non licet bovi."

25.04.2016 13:53:55

Если вы не хотите разбираться в вопросе по существу - это ваше дело.
Если вы считаете, что это не нашего ума дело - тоже ваше дело. Я считаю - нашего.

Но как обстоит дело в реальности - видно и без официальных отчетов. Их отсутствие красноречиво говорит само за себя.

Вы привели ссылки. А вы сами смотрели, что там написано?

Вы понимаете, о чем говорит эта новость от 18 февраля?

«ЭРА-ГЛОНАСС» зарегистрировала экстренный вызов от свидетеля ДТП в Самарской области

18.02.2016 в 16.21 мск, государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС» зарегистрировала экстренный вызов из Самарской области. Обратившийся абонент сообщил оператору ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», что стал свидетелем ДТП. Вызов был передан в территориальный орган МВД России по Самарской области.

Важно отметить, что нажал кнопку экстренного вызова водитель, который 14.02.2016 сам являлся участником ДТП и, воспользовавшись системой «ЭРА-ГЛОНАСС», получил помощь.

Она говорит о том, что подобный единичный факт обращения в систему является ЕДИНИЧНЫМ! Событием!

Это называет "гора родила мышь".

И чтобы позвонить в ГАИ и сообщить об аварии нужна система в несколько государственных миллиардов рублей?

У меня было 2 или 3 ДТП за последние несколько лет. Звонили в ГАИ без ЭРЫ?
Вы думаете - это проблема дозвониться? Проблема - дождаться помощи!!!
Но при чем тут ЭРА?
Нужно просто наладить работу ГАИ, чтобы они реагировали на обращения людей. И дело тут не в ГЛОНАССЕ.

А вы мне суете какие ссылки на совершенно пустые материалы.

25.04.2016 14:10:24

Да, такие единичнЫЕ событиЯ видел на экране телевизора.
Гора родила мышь?

25.04.2016 14:16:45

А... по телевизору... Понятно smile:-)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии