НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Мобильные решения:

Блог

ЭРА-ГЛОНАСС – отечественный вариант IoT в жанре импортозамещения

На днях в Интернете встретилась публикация, которая напомнила, что с 1 января 2017 года (через 8 месяцев!) все автомобили, "выпускаемые в обращение" на территории стран Таможенного союза должны быть оборудованы средствами ЭРА-ГЛОНАСС. Я выделил "выпускаемые в обращение" поскольку так написано в законе, но что означают эти слова – мне лично не до конца понятно (и не только мне, но и спецам, с которыми я общался). То ли "производимыми", то ли "продаваемыми"… Почему нельзя было написать на понятном языке?

ЭРА-ГЛОНАСС – это российская государственная система экстренного реагирования при авариях. Идея простая: в случае "нештатной ситуации" (авария, неисправность) с автомобиля передается соответствующая информация "кому надо". Соответственно, на автомобиле должны иметься средства определения его географических координат и времени, и средства передачи информации "кому надо".
[spoiler]
Аналогичные системы уже созданы или создаются во всех "передовых странах" (США, Евросоюз, Япония, Бразилия и пр.). Википедия сообщает, что "В декабре 2013 года система была развернута в полном составе на всей территории России. 1 января 2015 года система была введена в промышленную эксплуатацию".

Но, что характерно, там ничего не говорится: что же представляет собой эта система: сколько точек приема информации ЭРА-ГЛОНАСС развернуто по стране, сколько километров дорог контролируется, сколько автомобилей в России (и какова их доля) снабжены этой системой… И главное: какова статистика и результативность работы системы – сколько аварийных сигналов было получено, сколько и какой помощи было оказано, как все это повлияло на оперативность предоставления помощи и снижения "проблем на дорогах"? Все эти вопросы почему-то остаются без ответа, а ответы эти нужны, чтобы понять – а зачем все это делается?

Но сейчас хотелось бы сказать несколько о другом аспекте данного "национального проекта". Его тема сейчас всплыла в ведущих СМИ, поскольку в начале апреля в Зеленограде предприятии "Ангстрем-Т" прошло выездное заседание межведомственной рабочей группы, где обсуждались вопросы  разработки и производства отечественной электронно-компонентной базы (разумеется, на предприятием "Ангстрем-Т") как раз для бортового бортового терминала ЭРА-ГЛОНАСС.

Вроде бы дело хорошее, патриотическое. Но только мы должны понимать, что речь идет о приборах, за которые граждане страны будут платить собственные деньги. И соответственно тут возникает два вопроса: сколько это будет стоить и какие именно услуги будут получать водители за эти деньги?

Дело в том, что сегодня практически каждый автомобиль уже имеет некий вариант средства "ЭРА-ГЛОНАСС". Это – смартфон, снабженный GPS-датчиком. Я уже не говорю про более сложные приборы типа навигаторов, планшетов, подключенных к мобильному Интернету.

Почему же не задействуются уже имеющиеся средства и намереваются заставлять потребителей покупать дополнительные, к тому же – есть такое предчувствие – от "единственного поставщика". А что такое "единственный поставщик" мы помним с советских времен – это не очень дешево и не очень качественно.

Зачем мне нужно тратить деньги на некий дополнительный "девайс" (при этом я еще не знаю, зачем он нужен, кроме как для удовлетворения требований закона), если можно просто сделать приложение (желающих найдется полно! Тот же "Яндекс". Наверняка приложение получится бесплатным), которое можно будет просто установить на уже имеющийся смартфон….

Да, я понимаю, что в полном варианте "ЭРА-ГЛОНАСС" должна срабытывать и автоматическом режиме (например, при срабатывании подушек безопасности). Но может быть, для начала нужно отработать систему для случая "ручного" управления, когда вызов делает сам человек? Все же доля случаев, когда водитель оказывается в "нерабочем" состоянии, не так велика. В конце концов любую систему нужно внедрять поэтапно…

В общем, на примере данного проекта хорошо видна традиционная проблема – чем должно заниматься государство и чем оно не должно заниматься.

В моем представлении, изготовление клиентских средств ЭРА-ГЛОНАСС – это не дело государства, более того, оно не должно заниматься этим дело. Его дело – определить интерфейс доступа к "серверной" части систем. Не факт, что оно (государство) должно заниматься и серверной частью, это вполне могли бы сделать частные компании, те же сотовые операторы (которые и будут по факту задействованы). Дело государства – контролировать процесс и предоставлять госуслуги (необходимые действия в случае ДТП).

Представьте себе: государство займется у нас производством "единого автонавигатора", "единых карт для навигации", "единого смартфона". И сделает единого оператора мобильной связи…И все это будет к тому производиться на "единой компонентной базе единого отечественного производителя"…

А похоже в случае ЭРА-ГЛОНАСС нас ожидает как раз такой вариант.
Колесов Андрей
Если вы не хотите разбираться в вопросе по существу - это ваше дело.
Если вы считаете, что это не нашего ума дело - тоже ваше дело. Я считаю - нашего.

Но как обстоит дело в реальности - видно и без официальных отчетов. Их отсутствие красноречиво говорит само за себя.

Вы привели ссылки. А вы сами смотрели, что там написано?

Вы понимаете, о чем говорит эта новость от 18 февраля?

«ЭРА-ГЛОНАСС» зарегистрировала экстренный вызов от свидетеля ДТП в Самарской области

18.02.2016 в 16.21 мск, государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС» зарегистрировала экстренный вызов из Самарской области. Обратившийся абонент сообщил оператору ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», что стал свидетелем ДТП. Вызов был передан в территориальный орган МВД России по Самарской области.

Важно отметить, что нажал кнопку экстренного вызова водитель, который 14.02.2016 сам являлся участником ДТП и, воспользовавшись системой «ЭРА-ГЛОНАСС», получил помощь.

Она говорит о том, что подобный единичный факт обращения в систему является ЕДИНИЧНЫМ! Событием!

Это называет "гора родила мышь".

И чтобы позвонить в ГАИ и сообщить об аварии нужна система в несколько государственных  миллиардов рублей?

У меня было 2 или 3 ДТП за последние несколько лет. Звонили в ГАИ без ЭРЫ?
Вы думаете - это проблема дозвониться? Проблема - дождаться помощи!!!
Но при чем тут ЭРА?
Нужно просто наладить работу ГАИ, чтобы они реагировали на обращения людей. И дело тут не в ГЛОНАССЕ.

А вы мне суете какие ссылки на совершенно пустые материалы.  
Безручкин Игорь
Да, такие единичнЫЕ событиЯ видел на экране телевизора.
Гора родила мышь?
Колесов Андрей
А... по телевизору... Понятно :-)