НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Мобильные решения:

Блог

Губит продукт не функционал, губит продукт интерфейс

Уж сколько раз твердили миру (cм., например, здесь), что юзабилити (usability) --  это очень важно и очень обязательно. Да только все не впрок... :cry:

Впрочем, есть и положительные примеры usability (дословный перевод этого термина с английского: “возможность использования”, “способность быть использованным”, “полезность”). Вот один из них. Недавно по рекомендации нашей сотрудницы Людмилы Николаевой приобрел своему внуку локомотив для деревянной железной дороги, дистанционно управляемый (по протоколу Bluetooth) посредством смартфона или планшета, работающего под управлением iOS или Android.

Приятно удивило полное отсутствие каких-либо проблем по стыковке этого локомотива (он схематически изображен ниже) с мобильным устройством.


Источник: одна из сторон коробки с локомотивом BRIO, пригодным для очень многих деревянных железных дорог, в частности, IKEA

После скачивания фирменного приложения BRIO моментального стало возможно посредством смартфона дистанционно двигать этот локомотив вперед или назад, изменять скорость движения, включать фары, звуковые сигналы и так далее...

Чего, увы, не скажешь о юзабилити пульсометров и шагомеров, предлагаемых под очень известными торговыми марками и использующих протокол Bluetooth для обмена данными с фирменными и сторонними приложениями. Из-за cовершенно неожиданных проблем, возникающих при стыковке этих пульсометров и шагомеров со смартфонами, большинство пользователей используют лишь малую толику возможностей данных нательных ИТ-девайсов. И зачастую остаются недовольны ими… И публикуют в соцсетях негативные посты, снижающие продажи умных часов с этими функциями…Ну да это тема отдельного разговора…

А вот ещё один пример приложения, которое потенциально очень полезно, но текущее юзабилити которого, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

Называется это приложение Aсronis Mobile и предназначено оно для резервного копирования (в облако или на Windows-компьютер) cодержимого смартфона.

Ниже вы видите статистику скачиваний данного приложения, которую показывает Google Play Market (около 10 тысяч скачиваний) и средний балл (3,0), который выставили данному приложению 427 пользователей. Прямо скажем, балл невысокий. Но почему? Ведь приложение, вроде как, очень нужное. Да и разработчик очень известный и уважаемый – согласно оценкам РУССОФТ (см. например, здесь), он вносит очень существенный вклад в зарубежные продажи российских софтверных компаний.

Да я и сам давно (лет, наверное, десять) с удовольствием пользуюсь различными коммерческими версиями персональных приложений Acronis для резервного копирования образов системных дисков на внешние HDD.


Источник: Google Play Market, июнь 2017 г.

Решил я посмотреть, как это приложение работает на моем смартфоне, функционирующем под управлением ОС Android версии 6.0.1.

Приложение скачалось и установилось на смартфон без каких-либо проблем.

Но после его запуска и некоторых положенных по регламенту процедур на экран вылезло сообщение, которое вы видите ниже.


Источник: экран приложения Acronis Mobile, июнь 2017 г.

Очень меня это сообщение озадачило. Ведь как компьютер, так и мобильное устройство уже много лет подключены к одной сети Wi-FI, которую обеспечивает не какое-либо экзотическое устройство, а GPON-роутер МГТС, экземпляры которого установлены в миллионах квартир. И прекрасно мои девайсы с этой сетью взаимодействуют и ни разу в жизни они не конфликтовали ни с сетью Wi-Fi, ни друг с другом.

Справедливости ради надо отметить, что у Acronis очень хорошо поставлена служба техподдержки, которая быстро реагирует на недоуменные вопросы пользователей и всеми силами старается им помочь. Разумеется, возможности службы техподдержки не безграничны и сильно зависят от качества продукта. В том числе, от его (продукта) доброжелательности (или, если угодно, юзабилити).

После нескольких раундов переписки со службой техподдержки Acronis (уточнение проблемы, отсылка скринштов и различных отчетов о работе программ) получаю я от нее письмо, текст которого вы видите ниже:



Все эти идеи, при наличии необходимого количества свободного времени, конечно, можно реализовать. Однако, на мой взгляд, не обязан владелец мобильного приложения, ориентированного на широкий круг пользователей, разбираться в тонкостях обработки IP-пакетов и уметь работать с факультативными программами Windows, вызываемыми посредством командной строки (как известно, в современных версиях Windows программа Telnet не является штатной). Также не его “царское дело” разбираться в настройках GPON-роутеров МГТС. И не обязан он вникать в проблемы взаимодействия имени его компьютера с IP-адресами.

Да и процедуру проверки порта посредство программы Telnet компания Acronis могла бы в своей базе данных описать на русском языке. Я, конечно, понимаю, что на Россию приходится лишь 2% объема продаж группы Acronis, но ведь эта группа считается группой с российскими корнями. И почти все разработчики этой группы – наши соотечественники… Ну да это так, к слову….

В конце концов запустил я на своем W7-ноутбуке команду Telnet 58082

И вот что она мне сообщила (см. ниже)



То есть имеется на моем ноутбуке какая-то проблема c портом 58082. Причем проблема эта не исчезает, даже если отключить не только Антивирус Касперского, но и фирменный брандмауэр … В свободное от основной работы время буду переписываться с очень доброжелательной службой технической поддержки Acronis дальше.

Однако остаюсь при мнении, что такого рода проблем при работе отдельно взятого приложения вообще не должно быть!!! А уровень юзабилити грамотно написанного приложения должен совпадать с уровнем юзабилити упомянутого выше смартфоноуправляемого локомотива: включил-купил-заработало. Тогда и усредненная оценка этого приложения будет выше “тройки”…

Ниже приведено русскоязычное описание ключей программыTelnet. Вдруг кому оно пригодится при решении каких-либо сетевых проблем, возникающих при работе тех или иных приложений.