НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Безопасность:

Блог

Проблемы преподавания ИТ в московских школах

Сегодня увидел в Интернете, а потом прочитал в бумажных "Известия" -  "В школах предлагают ввести обязательные уроки по кибербезопасности. Такое предложение сформулировала РАЭК в письме в Минобрнаука. Идея вполне понятная – детей нужно учить, как вести себя в киберпростанстве, чтобы защитить себя от различного рода угроз, не попасться на удочку мошенниками и пр. Новый курс под названием "Основы информационной безопасности" предлагают начать давать уже в пятом классе, а часы на него выделить за счет предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ), в том числе таких не очень актуальных сегодня тем, как защита от ядерного оружия и тому подобного.
[spoiler]
Идею поддерживают, кажется, все, хотя представители управляющего звена системы образования говорят о необходимости создания стандартов, подготовке учителей и пр. Вот только мнения учителей я в публикациях не увидел. Поэтому решил спросить об этом у своей старинной знакомой Л, преподавателя ИТ с очень большим стажем в одной из старейших математических школ Москвы (программирование там преподают с конца 1960-х).

Вопрос информационной безопасности, конечно, важен.
Но прежде, чем решать вводить какой предмет, то следует помнить, что перевод обучения московских школ с этого года с шестидневной недели обучения на пятидневное привело к сокращению общего количества преподаваемых часов. В большинстве школ, чтобы избежать уменьшения часов по профильным предметам (не профильные обязательные предметы чаще всего составляют 1 час в неделю - их сократить невозможно) предмет ОБЖ переводят на интегрированное преподавание с другими предметами (физика, химия, биология) или самостоятельное обучение. Поэтому не реально рассматривать введение нового предмета.

Понятно: перефразируя пса Шарика ("Простовкашино", а не "Собачье сердце) – "чтобы вставить в школьную программу что-то нужное, оттуда нужно выкинуть что-то ненужное".

Кстати, кажется, еще в конце 90-х, я высказал руководству АППП (ассоциация, занимающаяся в основном борьбом с софтверным пиратством), что нужно не только бороться в нарушителями законов, но и учить детей законам. И познакомил их с Л на предмет возможного сотрудничества. Они тогда разработали пилотный вариант курса на эту тему, которые факультативно преподавался в этой школе.

По этому поводу я еще и спросил: "Чем закончилась та давняя история с изучением авторского права на софт? Эти вопросы входят в программу обучения?"

И получил такое ответ: "Изучение авторского права на софт входит в программу обучения 11 классов, на которое отводится 1 час".

Не имею возможности профессионально судить, но мне кажется – немного. Мне кажется, что подобные правовые вопросы и та же тема "правильного поведения в киберпространстве" намного важнее, чем сугубо технические вопросы использования ИТ и даже программирование.  
Владислав Артюков
"отводится 1 час"

Академический час. В переводе на "русский" - 40 или 45 минут.

Это обучение в стиле анекдота "На границе СССР Вы видели красный флаг? - Вас предупреждали!"
Колесов Андрей
Уроки, вроде бы еще 45 минут...
Мне кажется, что этого маловато для того, чтобы освоить фундаментальные вопросы ИТ.