НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Безопасность:

Блог

Обновление доктрины ИБ России

В приветствии от имени Совета безопасности России, прозвучавшем на недавно состоявшемся в Москве IV  форуме АЗИ "Актуальные вопросы информационной безопасности России", констатируется [spoiler]массивное деструктивное применение инфотелекоммуникационных технологий (ИКТ) в политических целях и рост количества таких применений против ресурсов России. Противодействие этим угрозам признается стратегически важным в обеспечении национальной безопасности.

Выступая на   форуме, референт аппарата Совета безопасности России Дмитрий Грибков, кратко рассказал о состоянии дел с обновлением доктрины информационной  безопасности нашей страны, приобретающем в контексте сказанного выше особо важное значение, тем более с учетом того, что действующая доктрина была принята аж 15 лет назад.

Разумеется, о концептуальном документе, который должен определить важные аспекты нашей в жизни на длительную перспективу, за, примерно, 20 минут рассказать непросто. К тому с начала работы над новой доктриной прошло всего около пары месяцев. Поэтому документ был  обрисован г-ном Грибковым очень "крупными мазками".

Подготовка новой редакции доктрины основывается на федеральном законе "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и других разрабатываемых в рамках этого закона документах, перечень которых утвержден президентом нашей страны, и прежде всего на действующей до 2020 года стратегии национальной безопасности.

Как сообщил г-н Грибков, в сложившейся вокруг Совета безопасности РФ научно-экспертной среде проведена подготовка первой редакции новой доктрины, которая по его оценкам заложила основы обновления доктрины. В то же время он признает, что состояние документа еще далеко от законченности. Желающие могут ознакомиться с документом на сайте Совбеза РФ.  

Основные направления обеспечения ИБ страны прописаны в данной редакции концептуально. Их детализация будет происходить на последующих этапах разработки, предусмотренных для всех документов стратегического планирования. Так, в следующем году планируется разработать стратегический прогноз, содержащий оценку угроз, в том числе и в области ИБ, что, собственно, представляет собой вторую фазу разработки документов стратегического планирования.

ИБ рассматривается в доктрине не только как самостоятельное направление, но и как ключевая составляющая обеспечения комплексной безопасности других сфер жизнедеятельности общества и государства в силу глубокого проникновения ИКТ в эти сферы.

В стратегии будут учтены главные национальные приоритеты с учетом использования в них ИКТ. В их числе: соблюдение прав человека и гражданина, развитие отечественных ИКТ, обеспечение безопасности ИКТ-инфраструктуры  страны, информационное обеспечение государственной политики России.
В направлении соблюдения прав человека и гражданина приоритетами должны стать укрепление государственных гарантий неприкосновенности частной жизни при использовании ИКТ, совершенствование информационной поддержки участия граждан в управлении государством и политической жизни общества, укрепление культурных и духовных ценностей народа.
В направлении развития отечественных ИКТ главным признается обеспечение конкурентоспособности российской ИКТ-продукции, ее внедрения, прежде всего в средствах обеспечения ИБ инфраструктурных объектов страны.
В направлении обеспечения безопасности ИКТ-инфраструктуры предусматривается повышение защищенности критических элементов национальной инфраструктуры, безопасности услуг связи и обработки информации, предоставляемых гражданам, государственным структурам, бизнесу, общественным организациям.
В направлении информационного обеспечения государственной политики основным приоритетом является доведение до мирового сообщества достоверной информации об официальной позиции руководства России по всем значимым внутренним и внешним событиям, что представляет непростую задачу в условиях обострения противостояния в информационном пространстве.

Как подчеркнул г-н Грибков, такие же приоритеты заложены и в действующей доктрине, однако они требуют приведения их в соответствие с изменившимися внутренними и внешними условиями.

Как главные направления, по которым, согласно новой национальной доктрине ИБ, будет учитываться специфика использования ИКТ и реализовываться стратегические национальные приоритеты, по словам г-на Грибкова, выделены: национальная оборона, государственная и общественная безопасность, повышение качества жизни граждан, экономика, наука, технологии, образование, культура, стратегическая стабильность, равноправное стратегическое партнерство.

В доктрине находит отражение того факта, что влияние ИКТ на все сферы жизни общества и отдельных граждан стало столь велико, что государство признает, что без привлечения потенциала коммерческих  структур, научных и общественных организаций, а также отдельных граждан оно не в состоянии обеспечить не только ИБ, но даже и функционирование ИКТ в стране ввиду наукоемкости этих направлений. Поэтому государственными властями принято решение о создании группы экспертов, представляющих неправительственные структуры, которая будет привлечена к разработке доктрины.

Чего, на мой взгляд, в этих "крупных мазках", которыми изобразил  докладчик нынешнее состояние новой доктрины, явно недостает? Поскольку это не первая доктрина ИБ России в новейшей истории, важно было бы услышать об основных итогах реализации действующей доктрины, а поскольку мы живем в рыночной экономике, то с указанием затрат, сроков и полноты исполнения доктрины как стратегического проекта.  

То же самое и по обновлению доктрины. Раз уже определены национальные приоритеты в ней, то хотелось получить представление о бюджете, необходимом для ее обеспечения, его распределении по приоритетным направлениям, метриках полноты исполнения, сроках и ответственных за исполнение. Даже в такой деликатной области, как ИБ, нужна такая конкретика. А иначе как? Нам ведь важно знать, как будут соотноситься, например, затраты на национальную оборону, государственную и общественную безопасность с повышением качества жизни граждан?
Колесов Андрей
Прежде чем приступать к написанию новой редакции ИБ-докстрины, нужно провести аналаз - как выполнялся действующий в течение 15 лет вариант.
Такого анализа, как можно понять, не было. Как обычно.

При том, что предварительный анализ показывает, что второму пункту особых успехов нет, а по первому -  все очень неоднозначно.

Очень интересно выглядит пункт 4. Получается, что все вопросы "информационного обеспечения государственной политики" теперь будут сводиться в информационному противостоянию с Западом.
А вот как был записан (и действует сегодня) этот пункт 15 лет назад:

укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;

интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.

Ни слова про противоборство с "за рубежом", основные задачи внутри,
Я так понимаю, что п1. выполнен на 5+, укреплять дальше уже некуда.
А по п.2. какой-то прогресс есть, но крайне слабый. Но работать дальше в этом направлении, как можно понять, государство не собирается.

P.S.  Насколько мы информированы о государственной политике? Сегодня услышал по радио, что траты на оборону занимают 40% нашего бюджета....