НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Безопасность:

Блог

Проблемы безопасности? Только ли безопасности?

Мы много и долго говорим о безопасности. Но давайте говорить прямо. Все проблемы, о которых мы говорим, сводятся в конце концов к одной – уровню образования как ИТ- и ИБ-специалистов, так и пользователей. Увы, но стоит признать, что с образованностью сегодня – катастрофа! Гаджеты и программное обеспечение на рынке сегодня появляются гораздо быстрее, чем пользователи успевают научиться с ними обращаться. [spoiler]
Ну хорошо, это пользователи, а специалисты? Здесь-то как? А здесь еще грустнее. Не так давно у слушателей подготовительных курсов одного из киевских вузов мне довелось услышать фразу, повергшую меня просто в ступор. На вопрос преподавателя, сколько будет 1⁄2+  1⁄3 услышал скромное 2⁄5
Причем позднее я увидел фамилии обеих «отличниц» в списке поступивших на факультет защиты информации. Как это понимать? Или деньги платят – будем брать? К чему это приводит потом? Да вот к чему. Когда сын учился на 4 курсе одного из ведущих киевских вузов на специальности «Защита информации», фактически 3-4 человека на курсе могли самостоятельно удалить вирусы и поставить, и настроить Windows. Это нормально? На мой взгляд нет!
Вспоминается мой собственный опыт работы в вузе. Первое что я сделал – попросил унести методички для лабораторных работ по курсу «Безопасность операционных систем». Почему? Да потому что уже полным ходом внедрялась Windows 7, а методички начинались с обзора интерфейса Windows 2000. Чем это кончилось? Лабораторные которые я давал студентам (фактически по материалам собственных статей) вышли в виде сборника лабораторных работ, но… под авторством другого сотрудника кафедры. Когда я возмутился, я услышал от зав. Кафедрой, мол, ну этому преподавателю нужно писать методички, он доцент и кандидат наук, а ты человек приглашенный, оно э тебе не надо… Причем самое интересное что на следующий год по ним же преподавал я один. На мой вопрос почему, я услышал, да потому что другие не умеют!
Не стоит думать, что это проблема только украинских вузов. Видел я и российских, и молдавских, и белорусских, и казахских студентов. Уровень образования везде оставляет желать лучшего.
Почему? Низкий уровень образованности самих преподавателей, высокий уровень бюрократичности образования, возраст преподавателей, уровень их заработной платы, плохое оснащение вузов. Самое неприятное состоит в том, что даже если деньги на все найдутся – ничего не изменится. Потому что образование сегодня далеко от насущных проблем общества и производства.
Что делать? На мой взгляд нужно сделать так чтобы приличное образование начиналось со школы. Школьный учитель, как ни банально прозвучит, это должно звучать гордо! Он должен иметь время на собственное образование, а не просто выживать.
Что касается преподавателя вуза, то здесь необходимо обеспечить и приличную зарплату, и участие преподавателей в реальной работе, и возможность учиться. Обеспечить независимую экспертизу лабораторного и лекционного материала на актуальность и применимость (естественно для прикладных наук).
Уверен, что на эту тему каждый из вас, уважаемые читатели, сможет добавить еще много чего. Но нужно не просто говорить, а делать! Иначе завтра будет поздно. Вернее завтра уже не будет!
Колесов Андрей
Я тоже думаю, что многие из нас многое могут добавить.
Я могу добавить, что производительность труда в России в 4-5 раз ниже чем в США. И в советские времена (1970-е) тоже была в 4-5 раз ниже.
И у нас сейчас только и слышны призывы "надо улушать, повышать, обеспечивать". И тогда, 30-40-50 лет тоже призывали...
"не говорить, а делать"...

А что делать-то? Повышать заплату преподавателям... А на какие "шиши? И с какой стати?
Всем тогда нужно повышать - и учителям, и врачам, и рабочим, и колхозникам, и инженерам, и военными, и милиционерам....

Извините, за резкость, но какая работа - такая и зарплата.
Владимир Безмалый
И все же повышать и престиж и зарплату нужно. В конце концов есть опыт других стран. Например, ФРГ. В стране существует опыт премирования учителей (и учеников) за отличную учебу. Учишь хорошо? Получи грант. Учишься хорошо? Лучше других - получи. Вместе с тем учитель не может работать в одном классе дольше определенного срока. Также и в одной школе. Результат? Соревнование между учениками и школами. Растет уровень образования. Вот и ответ с какой стати. А на какие шиши? Да все на те же налоги :) Другого пути нет, увы. Только вот мы идем как и вы в никуда
Колесов Андрей
В таких рассуждениях - наша традиционная типичная картинка: мы берем для аналогии фрагмент из другой картинки и пытаемся примерить на себя. Представьте себе - два больших мозаичных полотна и мы пытаемся вынуть одну небольшую плитку из одного и вставить в другое.
Так ничего не получится!

Чтобы использовать опыт ФРГ нам нужно перенести сюда всю модель ФРГ.
В том числе платить все налоги "вбелую", ездить по дорогам по правилам, сделать нормальные дороги и многое, многое другое...

Я не очень точно знаю, как обстоят дела на Украине, но думаю, что примерно, как у нас. Суть проблемы заключается в том, что образование в нашем модели организации страны является не очень важной функцией. То есть на словах, все будут рвать на себе рубаху и клясться, что за образование они жизнь отдадут.  Но это все - слова.

Берете просто бюджет страны: У нас - падение экономики, падение бюджета. При этом - доля образования и доля медицины СНИЖАЮТСЯ! Не только в абсолютных показателях, но и в долях. Оборона и ВПК растут.
Вот вам не слова, а реальные дела. Реальные приоритеты. Не нужно образование, да медицина тоже.

И тут ничего нельзя сделать, просто увеличив расходы на образование и снизив на оборону.

Образование - вторично. Первична - экономика. Точно также как на рынке первичен спрос, а производство - вторично. Будет спрос - появится и предложение, появятся инвесторы. Нет спроса - инвестиции будут бесполезны.
Не нужны нашей экономике квалифицированные кадры...Не нужны нам инновации. Не нужны биллы гейтсы и стивы джобсы...

Вот в чем проблема.

Да, образование может стать фактором развития. Можно инвестировать в нее. Но для этого нужно иметь очень четкую стратегию развития. Можно готовить сегодня "предложения", имея в виду, что у нас через 5-10 появится "спрос".
Но у нас нет такой стратегии.
Стратегия нашей страны - не развитие, а выживание. Такая стратегия не нуждается в инвестициях, в каких-то изменениях.