В частности, найду “вещественные доказательства” того, что, мол, классическое обучение (в том числе, корпоративное), ориентированное на живой диалог Учителя с Учениками, доживает свои последние дни, а будущее принадлежит современным методикам, ориентированным на использование интерактивных досок и средств видеоконференцсвязи.
Но ожидания мои не оправдались. Несмотря на то, что второе предложение вышеупомянутой статьи звучало так: “В чем основная проблема современного рынка дистанционного обучения?”. Одним словам, тема этой статьи оказалась ближе не к нашему обзору “О настоящем и будущем дистанционного обучения”, а к моему посту “Как лучше довести свои мысли до живой или виртуальной аудитории?”.
Если говорить вкратце, то речь в ней шла о том, что докладчики и авторы печатных и онлайновых трудов переоценивают роль текстов. “Лекции и учебники для будущих управленцев содержат не более пяти процентов графических иллюстраций”, -- с горечью отмечает Андрей Дюсьмикеев. -- Даже в “Интернет-университете информационных технологий” не более 7—8% информации графического характера в виде блок-схем. На известном онлайновом учебном портале по менеджменту about-management.ru 99% информации текстового характера”.
Однако автор публикации “Обучение, застрявшее во времени” вовсе не призывает заполнять статьи и ppt-презентации веселыми картинками и/или классическими диаграммами и блок-схемами типа двух приведенных ниже.
Что же делать? “В первую очередь нужно обратить внимание на Mind Map, или ментальные карты, -- говорит Андрей Дюсьмикеев. -- Это очень удачный способ изображения процесса, комплекса знаний, отношений и пр. Такой инструмент позволяет эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь творческий и интеллектуальный потенциал. Mind Map используется для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений и т. д.”.
Пример ментальной карты (заимствованный из публикации Андрея Дюсьмикеева) приведен ниже.
К слову. Есть и другие варианты перевода термина Mind Map: ассоциативная карта, интеллект-карта, концептуальная карта и т. д. Но дело не в названии, а в сути. Эти самые карты – как бы их ни называли -- организуют информацию путем “ветвления идей” от центральной мысли или темы. Считается, что представление информации в виде расходящихся ветвей упрощает добавление новых идей и является хорошим средством повышения эффективности коллективной работы.
Существует достаточно много программ, позволяющих автоматизировать процесс построения и модификации ассоциативных карт. Удалось выяснить, что в компании “МедиуМ” для создания ментальных карт используется пакет Mindjet Mind Manager Pro, как наиболее удобная и приятная в использовании программа, которая дает большие возможности по дизайну и импорту файлов других типов.
Однако к ментальной карте, изображение которой приведено в этой заметке, приложена рука художника. А вот какого именно – профессионала или любителя – выяснить не удалось. Мы как-то писали о пакете Mindjet Mind Manager Pro. В статье под названием “ПО для "мозгового штурма" совершенствуется”. Но это было почти восемь лет тому назад. С тех пор сей пакет, надо полагать, сильно усовершенствовался. Да и конкурентов, видимо, стало больше.
А вы в своих презентациях и публикациях ассоциативные, интеллектуальные, концептуальные и ментальные карты (в оригинале -- Mind Map) используете? Если нет, то почему?
О Mind Maps хороший пост - http://tutor-s.livejournal.com/9608.html
В своей практике этот инструмент не использую, т.к. для меня важны ключевые слова (тэги) по которым можно находить оперативно информацию.
Во время дистанционного обучения придумал для себя "Тезисную картотеку" ( http://andreynic.livejournal.com/2127.html )
Потом нашел инструмент для ведения "Тезисной медиатеки" ( http://andreynic.livejournal.com/2648.html )
Если Вы знаете об аналогичных инструментах (например, энциклопедия Кирилла и Мефодия), позволяющие объединить тезисный текстовый и видеоконтент, буду Вам благодарен.