НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Электронно-терминальный документооборот -- 2

В продолжение поста “Электронно-терминальный документооборот”. В нем, если помните, речь шла о проблемах, связанных с приобретением электронных билетов на поезда РЖД.

Публикуя в прошлом месяце заметку “Электронно-терминальный документооборот”, я питал некоторую надежду, что господа пассажиры оценят функциональные возможности замечательных ИТ-девайсов (говоря железнодорожным языком, транзакционных терминалов самообслуживания, ТТС), которые, будучи подключенными к АСУ “Экспресс”, умеют как выдавать твердые копии ж/д-билетов, ранее заказанных и оплаченных через Интернет, так и продавать на месте билеты на поезда дальнего следования, принимая в качестве средства оплаты пластиковые карточки, эмитированные различными банками.

Но похоже, данной цели тот пост не достиг и большинство трудящихся по-прежнему обходят ТТС стороной и предпочитают стоять в очередях и приобретать билеты в традиционных кассах. Ну прямо как во времена Анны Карениной!

Сегодня, возвращаясь с презентации весьма значимого для российского ИТ-рынка события (выход компании OCS на рынок бытовой техники и электроники), заехал на Белорусский вокзал, дабы получить твердую копию ж/д-билета Москва-Минск, приобретенного ранее через онлайн-сервис Tutu.ru. Для тех, кто не в курсе, поясняю: в эпоху Всемирной паутины и разного рода мобильных терминалов в большинство поездов РЖД нельзя сесть по “виртуальному” онлайн-билету, предъявив проводнику какое-либо удостоверение личности плюс распечатку, сделанную на обычном лазерном или струйном принтере. Требуется билет, отпечатанный на фирменном полукартонном бланке и украшенный голограммой.

Октябрьская ситуация в зале “Кассы поездов дальнего следования” Белорусского вокзала полностью повторяла сентябрьскую картину в аналогичном зале Павелецкого вокзала: около каждого окошечка – достаточно приличная и очень медленно движущаяся очередь. А перед ТТС (их на Белорусском вокзале, как и на Павелецком, три штуки) – никого!

Поэтому билет я распечатал без проблем. Правда, не совсем понял, зачем, кроме 14-значного кода электронного билета, потребовалось набирать на виртуальной клавиатуре сенсорного ЖК-экрана TTC ещё и десятизначный номер паспорта пассажира (ведь этот номер уже вводился в АСУ “Экспресс” в процессе онлайн-сессии), но это уже мелочи.

Главный же вопрос вот в чем: почему люди продолжают игнорировать  напичканные электроникой высокотехнологичные ТТС и предпочитают стоять в живых очередях?

Согласно данным ВЦИОМ (см. опубликованный сегодня “Рейтинг самых популярных интернет-покупок”), опыт совершения онлайн-покупок есть у 29% российских пользователей. При этом никогда не делал покупок в Интернете 71% пользователей. Не имеют подобного опыта, как правило, жители малых годов и сел (по 78%), в то время как в Москве и Санкт-Петербурге доля таких респондентов существенно ниже (57%).
То есть, по идее, TTC должны “оттянуть на себя” примерно четверть “живых очередей”. Но этого, увы, не происходит. Почему?

В комментариях к посту “Электронно-терминальный документооборот” на этот счет высказывались четыре предположения:

• недоверие к ТТС;
• нет информации о том, как пользоваться этими терминалами, больше нужно объявлять об этом, ведь приезжают из глубинки, где у народа просто нет компьютера;
• многие люди не имеют пластиковых карт;
• страшное дело - привычка! Поэтому и стоят в очередях.

Вы можете к ним что-либо добавить?
Лично я склоняюсь к мнению о том, что главная причина низкой востребованности TTC – сила привычки.


Сентябрь 2011 г. Москва, Павелецкий вокзал. Народ стоит в живых очередях, но услугами автоматов по продаже билетов не пользуется



Октябрь 2011 г. Москва, Белорусский вокзал. Картина ровно та же, что и месяц назад на Павелецком вокзале


А ведь сколько труда вложили системные интеграторы и сотрудники ИТ-отдела РЖД в создание ТТС. Да и денег на их “обустройство” было выделено, надо полагать, немало



А вот здание Белорусского вокзала, где установлены эти самые TTC



Может, есть смысл рекламировать услуги TTC на информационных табло “Прибытие-Отправление”? Ведь мимо них мало кто из пассажиров проходит!


Обратите внимание на левый экран этого информационного табло! Там есть замечательное объявление: “24 и 27 октября поезд № 13 Москва-Берлин отправится в 07:46 вместо 08:00”!!! Едва ли в РЖД – по примеру некоторых зарубежных авиакомпаний – налажено SMS-оповещение об изменениях условий поездки. Но если вы приобретали ж/д-билет не в “живой кассе”, а через свой личный кабинет сайта РЖД и при этом указали там правильный номер своего мобильного телефона, то такой SMS-сервис в принципе возможен.
Евгений
Мой личный опыт регистрации в аэропорту по электронному билету показал, что с первого раза без ошибок зарегистрироваться очень трудно. Я думаю, такая же ситуация и на жд, поэтому люди и стоят в живой очереди. Необходим более простой интерфейс. Зачем вводить данные о себе, когда с 1 октября "работает СМЭВ".
Ната
Добрый день.
Я сама довольно много пользуюсь интернет магазинами и заказываю практически все, электроника, продукты, книги, наборы для вышивания. Но когда я вчера пришла домой и моя мама сказала, что заказала и оплатила билеты через интернет и теперь их надо забрать из терминала. У меня случился ШОК. Я орала на нее. Как она могла совершить токую глупость. Я слышала от друзей и знакомых, столько гадостей про эти терминалы. У кого билет автомат заживал, у другого автомат заклинило. Я была в бешенстве. Наговорила ей, что она своими билетами меня в гроб загонит, несмотря что она старше меня лет на 30 лет. Она расплакалась и стала клянчить, что нельзя все как нибудь назад вернуть. Я объяснила, что назад ничего не вернуть деньги с карточки сняты и время упущено. Вот сейчас у друзей и через интернет выясняю подробно. Как эти терминалы работают, но скажу честно, что отзывы доверия не внушают. У меня даже руки холодеют как представлю какой геморрой меня ожидает.