НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
ИТ-бизнес:

Блог

Если бы ИТ-отрасль делала автомобили…

Андрей Колесов
21.10.2011 00:05:51

В разговоре о судьбах ИТ и ИТ-пользователей в условиях разброда и шатаний в сфере клиентских устройств-программ (см. "Рабочее место на планшетах. Вот такая пост-ПК эра наступает….", одна из веток разговора пошла в сторону вопросов стандартизации, и, довольно, естественно возникли аналогии с другими отраслями. Коллега Сергей Голубев написал:

Цитата
Почему смена одной модели авто на другую не приводит к необходимости менять привычки, а обновление одной и той же ОС часто означает потерю времени на освоение? Когда отрасли наконец примет стандарты пользовательского интерфейса? Почему производители авто смогли договориться, а итшники - нет?

Прекрасная иллюстрация известного закона диалектики "все развивается по спирали", который в виде народной поговорки звучит, как "все новое – это хорошо забытое старое"!

В середине 1990-х, сравнение ИТ с авто – это была одна из самых частых аналогий. Особенно ее любила использовать Intel, которая была в те годы один из самых активных (нет – самым активными) пропагандистов ИТ. Наше дружеская дискуссия с Сергеем заставила меня вспомнить, что я по этому поводу уже писал, причем довольно подробно… И нашел в своем архиве подходящую к теме публикацию. Позволю себе привести оттуда подходящие к случаю фрагменты:

Цитата
Не так давно, блуждая по Internet, я наткнулся на текст из разряда "компьютерные хохмы" под заголовком "Если бы Microsoft делала автомобили". В принципе в компьютерных кругах уже давно известно несколько вариаций на эту же тему — они неоднократно публиковались в прессе. Однако в попавшемся мне варианте во вступительном комментарии содержалось одно любопытное уточнение, которое заставляет по-другому взглянуть на этот, казалось бы, ставший уже привычным анти-микрософтовский выпад.

По версии анонимных авторов данного текста история его появления такова. На проходившей в Лас-Вегасе в конце 1997 г. крупнейшей в мире компьютерной выставке Comdex'97 президент Microsoft Билл Гейтс, желая проиллюстрировать успехи компьютерной индустрии, сделал в своем выступлении традиционное сравнение с автомобильной промышленностью: "Если бы General Motors поддерживала темпы развития технологий теми же темпами, что и в компьютерной индустрии, мы бы все ездили на машинах стоимостью в двадцать пять долларов со скоростью 900 миль в час и тратили бы 1 галлон бензина на 1000 миль". Немного позднее компания General Motors опубликовала свое встречное заявление: "Да, но вы захотели бы, чтобы ваш автомобиль рассыпался на кусочки по два раза в день?". И сопроводила его развернутым комментарием из 10 пунктов под приведенным выше заголовком. На самом же деле упрек Биллу Гейтсу можно сделать лишь в том, что, просто повторив один из вариантов давным-давно известного афоризма, он зачем-то упомянул вполне конкретную автомобильную компанию.

Однако, если приглядеться внимательнее на текст ответного послания General Motors, то можно легко убедиться, что говоря о Microsoft, речь также идет совсем не о конкретной фирме, а обо всей компьютерной индустрии. И что за этой вроде бы забавной шуткой скрывается довольно серьезная обеспокоенность всего американского общества состоянием дел в области ИТ-технологий.

Дальше по тексту идут рассуждения о том, в чем и как мерить прогресс ИТ.

А вот собственно ответ General Motors

Цитата
"Если бы Microsoft делала автомобили" (мнение General Motors)
1. Каждый раз, когда будет освежаться дорожная разметка, вам придется покупать новую машину.
2. Время от времени ваша машина будет глохнуть без видимых причин и ее придется заводить заново. А порой, чтобы исправить неполадки, вам придется даже менять в ней двигатель. Странно, но вы будете воспринимать это как норму.
3. Все будут приходить в восторг от характеристик новых моделей машин Microsoft, забывая, что все то же самое давным-давно присутствует в автомобилях других производителей.
4. В машине можно будет ездить только поодиночке, если только Вы не приобрели модель Car96 или CarNT. Но в этом случае придется купить дополнительные сидения и новый двигатель.
5. Фирма Macintosh сделает машину, работающую от солнечной энергии, более надежную, простую в управлении и в пять раз более быструю. Но она сможет ездить только на 5% дорог.
6. Владельцам автомобилей Macintosh будет настойчиво предлагаться выполнить модернизацию на машину Microsoft. Но сделав это, они обнаружат, что их авто ездит гораздо медленнее.
7. Индикаторы "масло", "бензин", "подсос" будут заменены на лампочку "Общая неисправность".
8. Для новых сидений потребуется стандартный размер пассажиров.
9. Система аварийного спасения вместо моментального надува воздушных емкостей будет сначала заботливо спрашивать: "Вы уверены, что хотите этого?".
10. Если вы попадете в аварию, то даже не поймете, что же случилось на самом деле.

Но еще раз скажу свое убеждение: речь тут идет не о Microsoft, а об ИТ-отрасли в целом.

Комментариев: 18

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

21.10.2011 11:05:25

Цитата
речь тут идет не о Microsoft, а об ИТ-отрасли в целом.


Скажу больше, период активного развития ИТ-отрасли совпал с тотальной дестандартизацией. До относительно недавнего времени я запросто обходился небольшим набором ключей и отверток. А потом началось - шестигранники, восьмигранники, что-то вообще непонятное. Про еду я вообще молчу - по-моему, та же колбаса уже делается из чего угодно (причем, названия одинаковые, а состав разный).
Помню, как менял однажды предохранитель в мониторе для системы видеонаблюдения. Для этой элементарной операции пришлось чуть ли не полностью разбирать устройство, используя несколько разных отверток.
А уж о временах, когда любое лезвие подходило к любому бритвенному станку, я уже потихоньку забывать начинаю.

21.10.2011 11:18:56

В общем-то не очень, скорее, не согласен!

А ИТ - это пример очень высокого уровня стандартизации

21.10.2011 11:28:34

Хорошо, вот простой вопрос. Какую информацию о заголовках письма должен показывать "стандартный" почтовый клиент? Есть хотя бы какие-то даже не требования, а рекомендации на этот счет?
Или вот. Если Linux не поддерживает какую-то железку, то кто нарушил стандарт (какой стандарт, кто его принял?) - производитель железки или разработчик софта?

21.10.2011 11:33:31

Нет, обсуждение этих вопросов будет проходить без меня.... smile:)

21.10.2011 11:35:46

Тогда о каких стандартах ты говоришь? В чем конкретно выражается эта стандартизация ? smile:)

Руслан
21.10.2011 11:40:07

Как программист, скажу, что в области разработки ПО стандарты практически отсутствуют. Есть рекомендации.

Существующие сегодня компоненты обычно хорошо работают при их использовании совместно с компонентами этой же фирмы (группы разработчиков).

Нет такой организации (как W3C), которая бы занималась разработкой стандартов взаимодействия различных частей ПО.

21.10.2011 12:00:43

Что вы имете в виду под стандартами? Законодательно закрепленные требования?
Для программирования они не только не нужны, но и вредны.

Skynin
21.10.2011 11:26:57

А на самом то деле история еще старее:

Цитирую вики:
«Кризис программного обеспечения» — термин, некогда использовавшийся в информатике для описания последствий быстрого роста мощности компьютеров и сложности проблем, которые могут быть решены с их помощью. В сущности, это относится к сложности написания работоспособного, понятного программного обеспечения с использованием верифицированных алгоритмов.

Термин «кризис программного обеспечения» был введён Фридрихом Л. Бауэром (Friedrich L. Bauer) на Конференции НАТО «Инженерия программного обеспечения» в 1968 в Гармиш-Партенкирхене (Германия). Термин использовался Эдсгером В. Дейкстрой в 1972 в его лекции о премии Тьюринга:

Основная причина кризиса программного обеспечения — резкий рост мощностей вычислительных машин! Проще говоря: нет вычислительной техники — нет проблем с разработкой программного обеспечения для неё; когда же появилось несколько слабых компьютеров, появились первые проблемы, связанные с разработкой программного обеспечения, сейчас у нас есть гигантские компьютеры, и программирование стало столь же гигантской проблемой.
— Эдсгер В. Дейкстра. «Смиренный программист» (EWD340)

Причины кризиса программного обеспечения были связаны с общей сложностью аппаратного обеспечения и сложностью разработки программного обеспечения. Кризис проявляет себя самым различным образом:
Проекты превышают бюджет.
В проектах превышаются сроки выполнения.
Программное обеспечение было слишком неэффективным.
Программное обеспечение имело слишком низкое качество.
Программное обеспечение зачастую не отвечало необходимым требованиям.
Проекты были неуправляемыми, и возникали трудности с поддержкой кода.
Программное обеспечение было непригодным для распространения.

-- конец цитаты
Любые аналогии для ИТ - лгут. Потому что не было прецедента в инженерном ремесле.
Организация производства автомобилей имеет многовековую историю - работа с физическими материалами и сборка изделий из них. Что собрать карету, телегу, что современный автомобиль - различия количественные. То же с организацией труда. Участие тысяч людей в одном проекте - будь то строительство пирамид или галеонов - человечеству известно. То есть - у человечества есть опыт, и позитивный и негативный, на который можно опереться, чтобы придумывать новое в этих областях.

А с программным обеспечением... На новость о смерти я написал когда-то
Дейкстра умер, а кризис то - остался.

И еще важное отличие - перед автомобилестроении давно не стоят качественно иные задачи. Есть сложности с маркетингом и игры с дизайном, и тактические - как впихнуть бак такой емкости, как снизить вес, и проч.

Цитата
в сторону вопросов стандартизации

Это пока утопия. Кроме наличия вендоров, которые неохотно соглашаются на поддержку навязываемых им стандартов, есть и фундаментальная проблема, которую если и смогут разрешить - то пару сотен Дейкстр сидящих в одном здании, и только этим и занимающихся. Может быть.

Мне почему-то начинает казаться, что искренние сторонники НПП - просто давно "не программируют". Не участвуют в сложных проектах, и имеют весьма смутные представления о реальной жизни и проблемах ИТ отрасли. С вебдизайнерами поговорили б чтоли, почему те до сих пор маятся ерундой, под каждый браузер тестят и пишут уникальные фрагменты кода.

А вдруг и правда, напрягут чтобы хотя бы SOAP был один для всех? А?

21.10.2011 11:35:13

Я очень уважаю все профессии. А автомобилестроение - особенно. Но сравнивать авто и ИТ - просто некорректно.

Skynin
21.10.2011 11:53:05

И я о том, что - некорректно.

Могу третью отрасль назвать, которая никак не сравнима концептуально с авто и ИТ - медицина.

ИТ если и можно сравнить, то с мостостроением, где каждый проект - уникален.
Вот только тоже беда, если сопромат - устоявшаяся дисциплина, то средств проверки кода - до сих пор НЕ предвидится. То есть в ИТ - строим мост, да вот только без сопромата. Материалы подбираем наугад, по вкусу, привычкам и в надежде что если в прошлый раз удачно, то и сейчас этот материал - выдержит. В итоге - построили успешно деревяный мостик в деревне, а потом из дерева строим и приливной шлюз на Неве.

А теперь о стандартах. Если нет сопромата, то заменить его можно - опытом. Какой опыт у авторов НПП, что они смогут почувствовать, не, вот тут пожалуй дерево не сгодится?
И почему этот опыт не приносит прибыли на практике?

Skynin
21.10.2011 11:39:31

P.S.
И мне уже интересно, даже если будет все красиво и толково написано, а кто это
1. будет читать
2. возьмется впихивать существующие в стандарты?

Какой практический будет выхлоп от НПП кроме сотен страниц текста?
Поживем, увидим, как наши титаны мысли смогут решить проблемы, которые не смогли решить флагманы ИТ отрасли - академические и практические.

21.10.2011 12:02:12

Я жду до 15.11. Дата окончания моего "обета молчания" по НПП smile:)

Skynin
21.10.2011 13:17:06

Да, мудрая позиция.

Хотя бы преабмулы дождаться, "Данный набор документов регламентирует то-то и то-то, призван решить такие-то и такие-то задачи, ...", тогда можно будет предметно поговорить.

Ждем публикации НПП.

21.10.2011 12:57:29

Не вижу никакого противоречия. Просто ИТ развивается намного быстрее автомобилестроения. И два года между версиями программы — это всё равно что 50 лет между моделями машин. Это первый момент.

Второй момент. Почему-то аргумент типа «сел в любую машину и поехал» сопоставляется с «сел за новую ОС и начал работать». Однако это же неправильно! Аналог фразы «сел за новую ОС и начал работать» — это, скорее, фраза «сел за руль, а там все ручки и лампочки ровно такие же, как и на прошлой и автолюбитель сразу всё умеет делать на этой машине».

Собственно, таких некорректных сравнений море вообще. Нужно более точно формулировать требования.

Skynin
21.10.2011 13:14:06

Мало того.
Никто в ОСи и не работает. А работают - в конкретных программах.
И даже сайты - устроены по разному.
Недавно успокаивал жену, что называется билась в истерике когда Фаберлик сменил свой сайт - не могла ничего найти, ни в своей учетной записи, ни в прайсе. А до этого - прекрасно ориентировалась.

То есть в отличие от автомобиля - функционал программной начинки компьютера куда сложней. Если бы сравнить то, не только доехать из А в Б, а и приготовить плов, проследить за выполнением домашнего задания детьми, отследить и показать аналогичный любимому ТВ сериал, постирать белье, с учетом "носки с майкой отдельно", ..., ...

Вот когда автомобиль будет делать все это, тогда и будем сравнивать. А пока он умеет только тетрис запускать.

21.10.2011 13:14:44

Главный принцип научного подхода (даже - не научного, а просто правильного) - сначала формулируется задача (что мы хотим решить, чего достичь), а уже потом под нее выбирается модель

Если мы используем аналогию с авто, то нужно сначала понять: какой вопрос мы хотим решить? Какие методы хотим взять из авто, которые мошли бы пригодиться в разработке, скажем, ПО.

Если уж делать сравнения, то ИТ нужно сравнивать с самолетом. А там любого желающего за штукрвал не посадишь. И с машины на машину нужно переучиваться.
Прежде чем, сравнивать ИТ с авто, давайте сначала поймем почему у самолетов тоже не получается, как с авто.

Skynin
21.10.2011 13:18:31

Да и без самолета вопрос:
А почему существуют водительские права разных категорий, если - "просто сел и поехал"?

Vladislav Artukov
21.10.2011 17:17:47

"2. Время от времени ваша машина будет глохнуть без видимых причин и ее придется заводить заново. А порой, чтобы исправить неполадки, вам придется даже менять в ней двигатель. Странно, но вы будете воспринимать это как норму. "

Форд Мондео или еще какой-нибудь фордик - "официалы" меняют двигатель целиком.

"6. Владельцам автомобилей Macintosh будет настойчиво предлагаться выполнить модернизацию на машину Microsoft. Но сделав это, они обнаружат, что их авто ездит гораздо медленнее."

Сейчас в России производители авто полупринудительно предлагают пройти очередное ТО. Не прошел ТО - потерял гарантию...

"7. Индикаторы "масло", "бензин", "подсос" будут заменены на лампочку "Общая неисправность". "

Загорается лампочка "Check engine" и...

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии