НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Как поднять престиж ИТ-специалиста? И нужно ли его поднимать?

Разговоры о том, что ИТ-отрасли не хватает ИТ-специалистов, идут давно. Не хватает ИТ-специалистов и другим отраслям, которые в той или иной степени “потребляют” информационные технологии. Да и вообще – высококлассные специалисты всегда в дефиците. Практически в любой более или менее развитой стране мира ситуация одинакова – мало кто из местных жителей хочет заниматься неквалифицированной и низкооплачиваемой работой и мало кто может выполнять работу, требующую исключительно высокой квалификации. Поэтому такие страны вынуждены “импортировать” как специалистов высокой квалификации, так и желающих заниматься работой, считающейся не очень престижной и не требующей длительного срока обучения.

В нашей стране одной из причин нехватки ИТ-специалистов считается то, что технические вузы учат студентов не тому, чему нужно. Кроме того, по ИТ-направлениям обучается студентов меньше, чем требуется. Но смотрите – при социализме в РСФСР было около 500 вузов, а студентом становился примерно каждый третий выпускник школы. Сейчас вузов в нашей стране втрое больше, а поступают в них примерно 9 из 10 выпускников школы… То есть с количественной точки зрения больше специалистов  вузы готовить уже не могут.

Также возникает вопрос о качестве образования. Раздается все больше голосов, что высшее образование должно быть не столько фундаментальным, сколько специализированным. А вы что думаете на этот счет?

И ещё. Как поднять престиж ИТ-специалиста? И нужно ли его поднимать?

Считается, что российские зарплаты разработчиков ПО уже сейчас очень близки к западным. В то же время в России (особенно в регионах) жизнь дешевле, чем в развитых странах. То есть получается, что грамотным разработчикам ПО выгоднее работать в нашей стране, чем, к примеру, в США, Германии или Франции?  А может, есть смысл вести популяризацию ИТ-специальностей уже среди старшеклассников? Или дело это совершенно безнадежное?

Один мой знакомый (топ-менеджер крупной софтверной компании) как-то заметил: "Популярными могут быть только публичные специальности. А программирование (в широком смысле данного термина) – это мало того, что непубличный, но и очень тяжелый труд. Причем повседневный. Так что он никак не может быть популярным. Разве что какой-либо замечательный режиссер снимет замечательный фильм об этой профессии. Но даже такой фильм не даст долгосрочного эффекта…”.

А может, все же даст и ИТ-компаниям, испытывающим перманентные кадровые проблемы, есть смысл скинуться на cпонсирование такого фильма? Cюжет может быть примерно такой: пилотируемая космическая станция терпит бедствие, но ситуацию спасает гениальный программер, который в детстве увлекался мыслеразвивающей компьютерной игрой Squeak Etoys, и которого затем – как самого умного --  выбирают в Президенты всея Земли!  :)
Стельмах Сергей
Лишь бы было высшее образование, как говорится. А какое оно, в таком возрасте волнует не многих.
Романов Михаил
Тут все нескольео сложнее. Я бы выделил такие случаи:
1. Названный вами "лишьбы ВО - а какое, уже не важно". К сожалению, ситуация, когда на рядовые позиции, не требующие никаких специальных знаний, берут только людей с ВО все еще не редки (не знаю как сейчас, а несколько лет назад операционистами в банки брали только людей с экономическим ВО - бред).

2. Отсутствие нормальной профориентации. Студенты даже страших курсов имеют очень смутное представление об области, в которой учаться. Нет ни понимания, чем занимается отрасль, ни какие специалисты ей нужны, ни какие компании есть на ближайших рынках (в городе, округе, ...)
Как результат - многие банально разочаровываются в профессии. И к концу просто доучиваются по инерции

3. Большое количество смежных с ИТ специальностей (всевозможная "информационная безопасность", "информатика в экономике", ...). К сожалению очень большая часть этих специальностей слабо спозиционирована с точки зрения того, что они готовят на выходе. В большинстве из них ИТ присутсвует в названии только "для заманухи" - т.е. они готовят обычных бухгалтеров, просто есть еще пара "тематическо-информационных" курсов.
Но есть и такие, где на выходе абсолютно бессмысленный симбионт.

4. Слабая работа самого вуза. Увы, и это так - мотивация к изучению абсолютно бессмысленных (реально бессмысленных - подтверждаю) предметов выстраивает отношение у тех студентов, кто попал на специальность в некотором роде случайно (например, колебался между несколькими - выбрал ИТ).
Сменить специальность в российском вузе очень сложно
Васильев Евгений
2. Отсутствие нормальной профориентации. Студенты даже страших курсов имеют очень смутное представление об области, в которой учаться. Нет ни понимания, чем занимается отрасль, ни какие специалисты ей нужны, ни какие компании есть на ближайших рынках (в городе, округе, ...)
Как результат - многие банально разочаровываются в профессии. И к концу просто доучиваются по инерции
До сих пор "провожу" "свою", проф. ориентацию. Выглядит это так, смотрю на человека, взвешивая его плюсы и минусы и говорю кем ему лучше быть. Попадаю практически всегда....
Основное тут отношение "функциональной" памяти к "ассоциативной" и отношения мышления "функционального" к "ассоциативному", так же способности:
- память
- ум по жизни(разум)
- сообразительность(скорость и качество)
- фундаментальность мышления
- терпение
- вспыльчивость, подвижность
и т.д.
реально около 20 параметров. К сожаление большая часть тестов "прыгает" от пожеланий. Но лучше прыгать от возможностей каждого индивидуума в достижении профессиональных высот. Когда есть результат, тогда - работа интересно...