НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Почему осенью продукты Microsoft пиратят активнее, чем весной или зимой?

Во время церемонии, последовавшей вслед за подписанием “Декларации о соблюдении авторских прав производителей программного обеспечения”, Microsoft представила её участникам динамику результатов “волн” контрольных закупок, проводимых компанией три раза в год (с осени 2008 г.)[spoiler] под условным названием “Таинственный покупатель”. В самом общем виде эту динамику иллюстрирует приведенная ниже диаграмма.



Из неё видно, что в ходе проверки “Зима 2011/2012” (её результаты кратенько изложены здесь) было зафиксировано cледующее: 20,6% из 3000 торговых точек в 94 городах России в том или ином виде предложили своим клиентам нелицензионную операционную систему Windows. Данный показатель (20,6%) практически совпадает с аналогичным показателем проверки “Зима 2010/2011”, но чуть ниже показателя акции “Зима 2009/2010” (25%).

Из приведенной выше диаграммы просматривается интересная закономерность: осенью продукты Microsoft пиратят активнее, чем весной или зимой! Как вы думаете, почему? Потому, что именно осенью появляется новая волна студентов и школьников? Или потому, что летом проверки “Таинственный покупатель” не проводятся и продавцы (а также “предлагатели”) нелицензионного ПО расслабляются?

Отметим, что пиратские предложения в канале продаж Microsoft делит на три категории:

· предустановка пиратской ОС в магазине (торговой точке ,TT);
·
· рекомендация услуг конкретного “домашнего” установщика;
·
· абстрактная рекомендация приобрести или скачать пиратское ПО самостоятельно.
·
Количественное соотношение между этими категориями иллюстрирует круговая диаграмма (см. ниже), заимствованная из выступления президента Microsoft в России Николая Прянишникова на вышеупомянутой церемонии.



Источник: Итоги проверки “Зима 2011/2012”, проводимой компанией Microsoft в рамках акции “Таинственный покупатель”.

Среди прочего, из неё видно, что компьютеров без предустановленной ОС, на практике продается ничтожно мало (всего 1,4%) . А ведь сколько было громких (порой доходящих до использования ненормативной лексики) возмущений по поводу того, что покупателям помимо их воли навязываются совершенно ненужные им “окна”… Но в действительности круг лиц, использующих альтернативные ОС, очень узок. Однако они “кипятятся” значительно активнее, чем те, кого Windows вполне устраивает и которые к любителям СПО относятся вполне толерантно. Ну мало ли кому что нравится. На вкус и  цвет товарищей, как известно, нет

И ещё один интересный момент просматривается из этой круговой диаграммы: свыше половины пиратских предложений, зафиксированных в каналах продаж “таинственными покупателями”, состоит в том, что покупателю продается ПК c лицензионной ОС, но за прикладными программами рекомендуется обратиться к пиратам.

Ситуация и в самом деле весьма распространенная. Причем не только при продаже компьютеров. Помнится, лет семь тому назад задумал я приобрести сканер определенной модели. После сравнения цен отправился в одну очень известную компьютерно-торговую сеть (она существует и поныне). Прежде чем нести деньги в кассу, на всякий случай поинтересовался у продавца, какая именно “распознавалка” входит в комплект поставки девайса (хотя и знал, какая именно должна входить). Далее был такой диалог:

-- Никакая.

-- Быть того не может. Выходит, этот сканер “серый”?

-- А как вы думаете, почему он такой дешевый?

-- Так ведь без OCR сканер мало кому нужен…

-- Ну если вы такой умный и знаете о существовании “серых” устройств, то наверняка знаете, где располагается Митинский рынок… Или в Интернете поищите…

В чистом виде “рекомендация приобрести или скачать пиратское ПО самостоятельно”. Не правда ли? Разумеется, доносить на эту сеть я никому не стал. И не потому, что знал владельцев этой сети в лицо, а просто потому, что это не в моих правилах. Однако поведению продавца поразился. Ведь мало ли кто приходит в магазин под видом простых покупателей…  

А вот (см. ниже) ещё одна диаграмма из презентации Николая Прянишникова (своего рода дополнение к недавней заметке “Чем плох пиратский софт”). Она отражает итоги исследования “Оценка рисков и затрат компаний, связанных с использованием нелицензионного ПО” (IDC февраль. 2011 г.) Данную диаграмму президент Microsoft в России прокомментировал так: “Организации, использующие нелицензионное ПО, постоянно несут дополнительные расходы. Но большинство уверено, что все проблемы с контрафактным софтом лежат исключительно в юридической плоскости”.



Однако из этой диаграммы видно, что определенная вероятность возникновения технологических и финансовых рисковых ситуаций есть и у компаний с невысоким уровнем использования нелицензионного ПО. Правда она существенно ниже, чем у добропорядочных предприятий. Отсюда следует необходимость использования систем резервного копирования и восстановления данных. Но это тема отдельного разговора.


Николай Прянишников: “Большинство организаций уверено, что все проблемы с контрафактным софтом лежат исключительно в юридической плоскости. Но на самом деле это не так”
Митин Владимир
лицензия на OCR, поставляемых со сканерами позволяет их обновлять?

C "белыми" сканерами обычно поставляются OEM-версии несколько усеченных OCR. Но они, как правило, допускают льготный апгрейд на полнофункциональные версии.

В то же время с "белыми" ПК обычно поставляются полнофункциональныа антивирусы. Но базы этих антивирусов, как правило, обновляются лишь около месяца со дня их активации. Затем предлагается приобрести нормальную подписку. Обычно по льготным ценам.

Впрочем, пробные версии антивирусных программ предлагает почти каждый поставщик такого рода продуктов. Эти пробные версии обычно также являются полнофункциональными, но самообновляются лишь ограниченное время. Одним словом -- можно достаточно долго перебирать пробные версии коммерческих продуктов и в конце концов выбрать из них тот, который именно вам всех больше понравился. Конечно, не возбраняется пользоваться и бесплатными антивирусами. Но лично я в их надежность не верю.
Usvad
В то же время с "белыми" ПК обычно поставляются полнофункциональныа антивирусы. Но базы этих антивирусов, как правило, обновляются лишь около месяца со дня их активации. Затем предлагается приобрести нормальную подписку. Обычно по льготным ценам.
По поводу антивирусов - это отдельная история.
А вот среди поставляемых в "нагрузку" фото редакторов попадаются достаточно интересные.
Ну это кому что, конечно же  :)  
Митин Владимир
Здесь скорее всего неверный подход продавцов

Однозначно неверный! Но розничные продавцы ИТ-товаров в своей должности, как правило, долго не задерживаются. От силы год-два. Так что они даже не успевают ознакомиться с азами ведения переговоров с покупателями. Владельцы магазинов обычно экономят на продавцах (для повышения рентабельности своего бизнеса).