НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
ИТ-бизнес:

Блог

О пользе технологий, не только информационных. Как делались суда "Либерти"

Андрей Колесов
10.05.2012 10:55:54

По этому поводу хотел написать (по мотивам дискуссии на нашем блоге) еще в конце апреля, но не получилось. А в нынешние праздники в разговорах о "цене Победы" и о "вкладе союзников" пришлось еще раз вспомнить этот случай и вот решил все же написать.

В последние года четыре в презентациях руководителей российского Microsoft о пользе ИТ, регулярно присутствует слайд, но котором говориться, что производительность труда в России примерно в 4-5 раз ниже, чем в США. Не знаю, откуда эти данные, но величина за эти годы не меняется. Впрочем, я могу сказать, что такие же примерно данные публиковались в середине 1980-х, когда секретное начало становиться доступным.

Но этот тезис о соотношении аудитория обычно пропускает мимо ушей. Как там и кто именно считает эту самую производительность – дело темное... К тому же довольно много людей в шаней стране (в том числе из числа ИТ-специалистов) уверены, что единственное, что умеют делать США – это печатать доллары…

В 1994 году я впервые побывал (по делу) за границей, причем в США.

А там – заехал в гости к приятелю в Сан-Франциско (за год до того он уехал туда на стажировку в местный университет). И он там мне рассказал, что во время II Мировой войны, американцы тут, на местных верфях (в Ричмонде) делали эсминцы почти по конвейерной технологии, выпекая их как пирожки, спуская их на воду, чуть ли не по четыре штуки день. "Был в музее с детьми, сам видел подробное описание всего процесса". Я это тогда запомнил, хотя подсчитал это явным преувеличением.

А в 2005 году я побывал Сан-Франциско во второй раз, и там пришел на туристическую часть набережной залива. Кроме всего прочего там у причала (на воде) стоят (кстати в рабочем состоянии, периодически плавают) в качестве экспонатов времен ii Мировой войны два судна – дизельная подводная лодка и грузовое судно. Грузовое судно – весьма представительных размеров, это видно на моей тогдашнем фото.


Читаю – оказывается, это судно серии "Либерти" ("Свобода"). Я, конечно, о нем читал – это были знаменитые серийные суда для союзных транспортов во время войны. Но дальше я прочитал на стенде у причала то, что раньше не знал. Прочитать=то я прочитал, но вот поверить в прочитанное, стоя рядом с этим огромным судном (14,5 тыс. тонн водоизмещение), просто не мог поверить. Точнее, не сомневался в истинности данных, но не мог представить как это может быть.

Сколько этих судов было построено?


Оказывается – 2711 штука за четыре года. Быстрый подсчет – примерно два судна в день!

Да, можно догадаться, что их строила не одна верфь, но нужно еще и столько верфей иметь. А еще нужно столько металла сварить…
А вот как развивались технологии. Из Вики известно:

===========
Постройка первых 14 судов заняла около 230 дней. В течение 1941—1942 путём последовательных усовершенствований срок постройки (от закладки до спуска на воду) был уменьшен до 42 суток. В ноябре 1942 верфи Кайзера поставили рекорд — заложенный 8 ноября SS Robert Peary был спущен на воду 12 ноября (спустя 4 дня, 15 часов и 29 минут после закладки), и пошёл в первый рейс 22 ноября; судно пережило войну и прослужило до 1963 года. Всего на постройке «Либерти» было занято 18 верфей (не считая многочисленных субподрядчиков), и в 1943 выпуск составил в среднем 3 судна в день.
==============

Получается, что 1943 году каждая верфь выдавала очередное судно в среднем каждые 6 дней.

Кстати, США в годы войны делали и другие серии транспортных судов и тоже немалые - транспортов «Виктори» (534 cудна) и танкеров Т2 (490 судов). Разумеется, делались не только морские транспорты. В том числе и разные штуки, которые перевозились этими судами.

Вот инфо из английской Вики: последовательность создания корпуса судна на стапели:


Но все же, как можно делать такое огромное судно в стандартном режиме за 24 дня – не могу себе представить.

И какой бы не было богатой страна: сами по себе дензнаки не могут превращаться в материальные объекты. Только с помощью людьми и создаваемых ими инструментов и технологий.

Комментариев: 8

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

sergey
10.05.2012 12:15:52

Это был все же не Сан Франциско, а Окланд. И, как мне говорили, именно поэтому в Окладе до сих пор процент афроамериканского населения выше, чем в Bay Area в среднем. Завозили рабочую силу

10.05.2012 12:25:39

Что именно вы имеет в виду "Это был все же не Сан Франциско, а Окланд"
Что "это"?

sergey
10.05.2012 12:29:26

Когда я тебе рассказывал про 2 корабля в день. Верфи находились в основном со стороны Окланда и рабочие жили тоже в основном там.

10.05.2012 12:45:03

Спасибо, что поддержал рассказ.
Возможно "два", но я я помню, что речь была именно о Ричмонде. Возможно, я ошибаюсь, но Окланд - это в основном порт (хотя там тоже есть верфи, но больше - ремонтные), а Ричмонд - это производство, верфи.
Во всяком случае, "Либерти" делались именно в Ричмонде (см. http://en.wikipedia.org/wiki/Richmond_Shipyards).

Vladislav Artukov
10.05.2012 14:16:39

Есть довольно много примеров успешной автоматизации. Например, танк T-34 частично обязан своей славой успехам в автоматизации, которые достигли Патон и его коллеги. Они смогли сделать автомат для сварки брон, который на порядок ускорял процесс.

10.05.2012 21:53:19

Цитата
«Производительность труда,— писал В. И. Ленин в брошюре «Великий почин»,— это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя. Капитализм создал производительность труда, невиданную при крепостничестве. Капитализм может быть окончательно побежден и будет окончательно побежден тем, что социализм создает новую, гораздо более высокую производительность труда»


Вождь мирового пролетариата был, безусловно, прав в первой фразе этой цитаты. Впрочем, тут он высказал вполне очевидную истину. А вот в последней фразе он пустился в область иллюзий. Собственно именно этот ложный тезис (хотя тот же ВИЛ пытался его научно обосновать - но в его обосновании были явные ошибки) и лежит в основе неудачного опыта построения социализма. Создать более высокую производительность труда не удалось. И даже сопоставимую...

Евгений Вязилов
11.05.2012 08:46:22

Суда типа "Либерти" были одноразовые, рассчитанные хотя бы на один переход через Атлантику. Некоторые из них разламывались на крупной длинной волне, даже не дойдя до Великобритании, т.к. были сделаны из железобетона.

11.05.2012 09:12:10

"Железобетонные" - это совсем другой проект, но с тем же названием http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1­%82%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0_%­D0%9B%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8

То что суда были построены с учетом применения во время войны - это понятно. Ломались и стальные суда (в холодных условиях Ледовитого океана, были исследования, установлены и устранены причины).
Но "выжившие" работали после войны еще по 20-40 лет.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии