НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
ИТ-бизнес:

Блог

Не пора ли для социально значимых ИТ-систем ввести институт Главных конструкторов?

Владимир Митин
09.07.2012 13:59:26

Очередная многочасовая недееспособность процессинговой системы “Сбербанка” нанесла этому финансово-кредитному учреждению огромный репутационный ущерб. Кроме того, в разной степени пострадали десятки, а то и сотни тысяч (а может даже миллионы) клиентов этого учреждения с богатейшей историей . Интересно, кстати, собирается ли Сбербанк принести своим клиентам только “искренние извинения за доставленные неудобства” (см. заметку “В ИТ-бедах Сбербанка виноват софт Oracle?”) или все же предусмотрит какие-либо денежные компенсации ущерба (желательно, вычтенные из огромных премий топ-менеджеров)?


Но речь сейчас не о материальных компенсациях. А вот о чем: “Кто персонально отвечает за регулярные “технические сбои” Сбербанка?”. Ведь если персональных ответчиков нет, а есть лишь “коллективная вина” ИТ-подразделения Сбербанка, то нет надежд и на исправление ситуации.


Не пора ли для уникальных социально значимых ИТ-систем (то есть систем, деятельность которых затрагивает интересы сотен тысяч и миллионов клиентов) ввести институт Главных конструкторов? Тогда хоть будет ясно, c кого именно спрашивать! А то ведь и спросить не с кого! Это как в знаменитом монологе Аркадия Райкина “Кто шил костюм?”: “К пуговицам претензии есть? -- Нет. Пришиты насмерть, не оторвёшь!”. Так и здесь: претензий к железу нет! Претензий к базовой ОС тоже нет! Претензий к квалификации персонала тоже, видимо, нет! А кто же тогда виноват-то? Неужто CIO? Так он ведь не только за систему процессинга отвечает, а и за многое другое. Да и не он эту систему проектировал…

Многие надеются, что будет создана некая Комиссия, которая проведет расследование печального инцидента, выявит его истинные причины и доложит об этом широкой общественности. Может, конечно, такого рода Комиссия и будет создана (скорее всего, из разработчиков процессинговой системы, а не независимых экспертов). Может даже, она найдет “стрелочников” из числа низкооплачиваемых программистов (это обычно не так уж трудно сделать). Но вот об истинных причинах пятничного инцидента широкая общественность едва ли когда узнает. Хотя бы по той причине, что она не узнала и об истинных причинах предыдущих инцидентов такого рода.

Сегодня ради интереса зашел на сайт “Сбербанка”. Вдруг, думаю, там появилось сообщение о создании “Комиссии по расследованию…” и её поименном составе. Ан нет. Вместо этого сегодня пресс-служба “Сбербанка” распространила сообщение под названием “Сбербанк занял первые места по ключевым показателям среди самых надежных банков мира”.

В нем, среди прочего, говорится: “Согласно рэнкингу 1000 крупнейших банков мира за 2011 год, опубликованному журналом The Banker, Сбербанк занял первые места по ключевым показателям среди самых надежных банков мира. Так, Сбербанку принадлежат первые места по рентабельности собственного капитала (ROE), рентабельности активов (ROA), соотношению кредитов к активам (loans to assets) среди 50 самых надежных банков по размеру капитала первого уровня. Кроме того, Сбербанк занял 7 место среди самых надежных банков по соотношению операционных расходов к операционным доходам (cost/income). По прибыли Сбербанк в 2011 году стал 11 банком в мире. Главный редактор The Banker Филип Александер отметил, что Сбербанку удалось показать небывалую прибыльность, к тому же приобрести актив в Восточной Европе (Volksbank International)”.

Вот так-то: Сбербанку удалось показать небывалую прибыльность! Уж не за счет ли экономии на ИТ-разработках и пренебрежения таким показателем, как “степень удовлетворенности клиентов”. Что вы думаете на этот счет?

Комментариев: 0

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии