Однако спрос, как известно, рождает предложение.
На одно такое внешне заманчивое предложение совершенно случайно набрел сегодня. Некое учебное заведение (название которого, лично я, честно говоря, встречаю впервые), предлагает всем желающим получить высшее ИТ-образование. При этом утверждается, что какая-либо специальная базовая подготовка для этого не требуется. Всему, чему нужно, научат буквально с нуля
Также утверждается следующее: “Дистанционное обучение в нашем институте осуществляется с использованием дистанционных образовательных технологий в полном объеме. Это означает, что студент имеет возможность поступить в наш институт, отучиться в нем и получить диплом о высшем образовании государственного образца, ни разу не посетив здание института… Студенту, успешно завершившему обучение, диплом вручается лично в руки или отправляется по почте наложенным платежом, в зависимости от его желания… В приложении к диплому указывается только форма обучения: «очная» или «заочная». Слова «дистанционно» или «дистанционное обучение» в приложении не указываются”. Заманчиво, не правда ли?
А вот ещё: “Наш институт является членом Европейской комиссии вузов по бизнес-образованию, которая располагается в Брюсселе (Бельгия), поэтому мы проходим не только российскую аккредитацию, но и европейскую. В связи с этим, бакалавры … получат диплом государственного образца с двумя приложениями: российским приложением, признаваемым на всей территории России, и европейским приложением, признаваемым во всех странах ЕЭС. Европейское приложение к диплому будет выдаваться только тем бакалаврам, которые обучаются на четвертом (самом профессиональном) уровне сложности, а также студентам специальности “бизнес-информатика” любого уровня сложности”. Как вы думаете, в чем больше сильны студенты, прошедшие обучение по специальности “бизнес-информатика”: в бизнесе или в информатике? Ведь если они сильны и в том, и в другом, то им прямая дорога в CIO. Но как-то сомнительно, что стать CIO можно сразу после дистанционных курсов, даже имея в кармане приложение к диплому, “признаваемое во всех странах ЕЭС”.
“Диплом международного образца” предлагается получить по очень даже божеским ценам. Смотрите: чтобы стать бакалавром, необходимо освоить 20 учебных дисциплин, а чтобы магистром -- 45. Стоимость одной учебной дисциплины составляет всего две тысячи рублей. При этом “срок обучения не влияет на стоимость обучения, так как студент платит за учебные дисциплины, а не за время их изучения”.
Стопроцентное трудоустройство по полученной специальности рассматриваемое учебное заведение не гарантирует. Однако заявляет, что “в соответствии с требованиями международных и государственных стандартов в области высшего образования содержание программы обучения следует пересматривать и уточнять сообразно требованиям рынка не реже одного раза в год. Это означает, что представленный здесь учебный план не является публичной офертой, и реальный список дисциплин, которые будет изучать студент, может несколько отличаться”.
Удивили такие слова: “Все дисциплины, представленные в этой программе обучения, – совершенно новые, опирающиеся на конкретные требования рынка и принятые в области высшего образования стандарты”. Странное утверждение. Ещё А. С. Пушкин в своей поэме “Полтава” говорил: “В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань” (для тех, кто не силен в животноводстве, поясняю: ланью называют оленя средней величины. Лань значительно крупнее косули, но меньше так называемого благородного оленя).
ФГОС’ы (федеральные государственные стандарты образования), как известно, меняются примерно раз в десять лет, а требования к кадрам, занятым в ИТ-отрасли, меняются даже чаще, чем раз в год. Так что совмещение “в одном флаконе” ФГОС’ов и требований рынка ИТ-труда – задача практически невыполнимая, хотя и решаемая. Примерно таким образом: 70% учебных часов соответствуют ФГОС’ам, а 30% -- требованиям рынка труда. Но эту пропорцию надо оговаривать заранее! А не ограничиваться общими словами “Мы не загружаем память слушателя пустопорожней теорией, мы учим его реальной работе!”
Только не подумайте, что я против дистанционного обучения. Я только за. Что же касается “дистанционных дипломов” и прочих “дистанционных корочек”, то опытных работодателей ими не прельстишь. Работодатели, хотя и пишут в своих вакансиях, что на ту или иную позицию им требуются люди с высшим образованием, но говорят: “Нам важно не то, где и по какой специальности он обучался, а что конкретно он умеет делать”. А вы что думаете об обладателях “дистанционных дипломов”?
На сайте рассматриваемого учебного заведения есть очень интересное замечание. Привожу его полностью (курсивом):
Любое обучение — это средство достижения цели. Так как цели у людей разные, мы предлагаем своим студентам четыре уровня обучения: от самого легкого до самого профессионального.
Первый уровень — это самое легкое обучение из всех возможных. Его, как правило, выбирают те студенты, которые поступают в институт ради диплома.
Второй уровень, как правило, выбирают те студенты, которые поступают в институт ради успешного трудоустройства.
Третий уровень, как правило, выбирают те студенты, которые поступают в институт ради карьерного роста.
Четвертый уровень, как правило, выбирают те студенты, которые поступают в институт ради собственного бизнеса.
Это очень правильные слова. Может, и на дипломах есть смысл ставить прямоугольные штампы типа “Диплом получен ради самого диплома”, “Диплом получен ради успешного трудоустройства”, “Диплом получен ради карьерного роста”, “Диплом получен ради собственного бизнеса”. Что вы думаете на этот счет?
Все вышеописанное легально реализовать нельзя, как мне кажется.
Интересную ссылку (www.lebed.com/2013/art6170.htm) вы прислали.
Да, темные дела творятся в российской науке.
Самое печальное, что все эти махинации с дипломами и учеными степенями бросают тень на
нормальных докторов и кандидатов. Да и вообще на людей с высшим образованием…