НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
ИТ-бизнес:

Блог

Надолго ли воспарит Adobe в Creative Cloud?

Сергей Свинарев
08.05.2013 16:43:20

"Все, это конец! Никогда не думал, что компания, в которой работает так много талантливых людей, добровольно совершит коммерческий суицид". Это одна из далеко не самых резких реплик, появившихся в форумах вслед за "революционным" пересмотром компанией Adobe своей лицензионной политики. Начиная с июня она прекращает продажи лицензий всех продуктов, входящих в пакет Adobe Creative Suite (включая и суперпопулярный Photoshop), предлагая своим клиентам перейти в так называемый Creative Cloud и платить 50 долл. в месяц за право использовать любые продукты этого пакета по подписке. Облачное название Creative Cloud способно ввести в заблуждение: на самом деле, кроме подписки и удаленного хранилища контента, здесь ничего облачного нет. Сами приложения предоставляются не в виде услуги (SaaS), а, насколько можно понять, устанавливаются и работают на клиентских машинах.

Достоинства у такой модели, несомненно, есть, но о них говорят, в основном, представители самой Adobe. Цена лицензии всего пакета Adobe Creative Suite 6 Master Collection довольно велика (в России - около 95 тыс. руб), а потому переход на помесячную оплату для многих окажется более удобным. Теперь не будет "торжественных" обновлений версий: новые функции станут добавляться по мере их разработки. Просматривать и редактировать файлы, находящиеся в облачном хранилище, можно с разных устройств (ноутбук, десктоп, планшет.... смартфон smile:) ). Появляется возможность организации распределенной коллективной работы над контентом.

Чем же недовольна общественность? Раньше вы могли купить, к примеру, Photoshop и если его функциональность вас устраивает, не переходить на новые версии и не платить за апгрейды. Теперь такой возможности не будет: как только перестал платить, прекращай пользоваться программой. А что делать, если у вас к этому времени накопился архив материалов, созданных инструментами Adobe и нуждающихся в дальнейшей обработке, не требующей новых функций? Многих не устраивают цены: если платить 600 долл. в год, то за 10 лет набежит 6 тыс. долл. Учитывая, что из полутора десятков приложений Creative Suite большинство клиентов использует одно-два, большого энтузиазма такая перспектива не вызывает. Для недовольных оставлена возможность использования последней "традиционной версии" Adobe Creative Suite 6 по старой схеме, но эта версия не будет развиваться и поддерживаться. А потому, рано или поздно, решение принимать придется. Каким оно будет?

Вот это действительно интересно, поскольку примеру Adobe захотят последовать и другие вендоры (некоторые уже идут по этому пути, пусть и не столь решительно, оставляя в качестве альтернативы покупку традиционных лицензий). Сегодня компания - несомненный лидер и монополист в сегменте средств работы с мультимедийным контентом (как Microsoft в офисном). Вероятно, ее руководству кажется, что такое положение сохранится навеки. Однако, если отток пользователей примет массовый характер, этим, наверняка, попробуют воспользоваться конкуренты. Не исключено, что, попробовав поработать с альтернативным ПО, многие люди разуверятся в мифе о безусловном превосходстве продуктов Adobe и обратятся к конкурирующим решениям, включая и СПО.

Есть у вендора, по-видимому, еще один аргумент, о котором он, правда, не упоминает: зато Adobe теперь покончит с пиратским использованием своих приложений. Не берусь спорить, однако опасаюсь, что приложение, установленное на ПК пользователя, рано или поздно будет взломано. Но даже если этого не произойдет, так ли выгодно будет Adobe сокращение комьюнити, массовость которого, во многом, и обеспечивает монополизм компании на рынке средств подготовки мультимедийного контента?

Комментариев: 5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

09.05.2013 00:25:58

Уже встречался с программами, предусматривающими помесячную оплату. Но при этом обычно бывает, что чем длиннее непрерывный платный период, тем стоимость месяца ниже. Хотя и ненамного.

Однако странно, что Adobe сделала такой резкий ход в своей лицензионной политике. Тем, кто программы этой компании использует давно и повседневно, переход на помесячную оплату явно невыгоден.

Такой способ оплаты выгоден скорее лишь тем, кто только присматривается к программам этой компании.

Логичнее было бы сохранить два варианта оплаты: помесячный и пожизненный. И посмотреть, как в реальности будет выглядеть спрос на эти варианты. А уж на основе этих результатов решить, куда двигаться дальше...

09.05.2013 09:55:39

Насколько я понимаю, большинство недовольных как раз и требует оставить в качестве одной из альтернатив пожизненный план. Но вендор то мечтает получить стабильный предсказуемый и безальтернативный денежный поток на многие годы вперед. Раньше, чтобы заинтересовать пользователей в переходе на новую версию, нужно было продемонстрировать появившиеся в ней некие выдающиеся полезные новые функции. Теперь этого стимула к инновациям у Adobe не будет, а следовательно, есть опасения, что продукты семейства Creative будут развиваться менее активно.

С помесячным вариантом там тоже не все просто. Тариф 50 долл. в месяц предполагает подписку на год. Если кто-то желает подписываться на отдельные месяцы, пропуская другие, это обойдется уже в 70 долл. в месяц. Иными словами, предложение

Цитата
"что чем длиннее непрерывный платный период, тем стоимость месяца ниже"

пусть и завуалировано, ими предусмотрено. На самом деле, правильнее было бы писать: "подписка - 70 долл. в месяц, при заключении годового контракта ее стоимость составит 50 долл. в месяц".

09.05.2013 23:12:10

Цитата
Но вендор то мечтает получить стабильный предсказуемый и безальтернативный денежный поток на многие годы вперед.

Мечтать никогда не вредно. Однако денежный поток может оказаться стабильным, но не таким большим, как хотелось бы…

Интересно посмотреть, как новая лицензионная политика Adobe скажется на активности канала продаж (дистрибьюторов ПО и корпоративных реселлеров). Не потеряет ли этот канал стимулы к продвижению софта Adobe? Известность торговой марки – великая вещь. Но на одной только этой известности не всегда далеко уедешь…

10.05.2013 22:07:28

Относительно денежного потока согласен. Мне кажется, этим и интересен эксперимент Adobe для остальных вендоров. Если поток увеличится, то некоторые монополисты тоже пойдут по этому пути.

Реальный прорыв был бы в случае обоюдовыигрышной модели (win-win). К примеру, если бы переходя на подписку пользователь платил бы вдвое меньше, чем раньше, а вендор зарабатывал (условно) вдвое больше за счет резкого роста числа легальных пользователей.

11.05.2013 18:36:27

Скорее всего, в итоге получат дополнительный стимул к развитию свободные клоны фотошопа, я например давно перешёл на http://www.gimp.org/ и очень рад.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии