НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

О путях преодоления плохой информированности потенциальных клиентов

Сегодня в одном из отечественных онлайн-книжных магазинов появилась (в 14 возможных форматах) электронная версия книги “50 самых полезных программ для вашего компьютера” (автор -- Артур Лоянич).

Приобрести данную книгу – в печатном варианте она вышла в издательстве “Эксмо” в 2010 г. – предлагается за 99 руб. Понятно, что автор за свои труды должен быть вознагражден. Но кем? Представляется, что в данном случае расходы должны понести не потенциальные покупатели полезных программ, а продавцы этих самых программ. Или даже их разработчики. Кроме того, в их интересах позаботиться о продвижении данной книги среди так называемой целевой аудитории. В данном случае эту аудиторию в первом приближении можно разделить на два сегмента: в один из них следует отнести людей, задумывающихся о том, стоит ли приобретать компьютер, а во второй – тех, кто уже приобрел компьютер, но размышляет о том, как расширить область его применения.

Это раньше считалось, что компьютер первичен и за него есть смысл платить деньги, а работающие на нем программы вторичны и их можно менять как доставшиеся даром перчатки. Теперь же все больше людей приходят к выводу, что первичны программы, а главная ценность компьютера заключается в том, что он является средой выполнения этих программ. Одним словом, у конкретного пользователя хорошая прикладная программа может “пережить” несколько компьютеров.

Беда лишь в том, что о существовании полезных для него программ потенциальный пользователь может и не знать. Сейчас во многих вагонах столичного метро расклеена реклама очередной книги известного автора. Сия книга ориентирована на массового читателя и ныне доступна как в бумажном, так и в электронном варианте. Так вот, в рекламной листовке данной книги есть примерно такие слова: “150 тыс. человек уже активно обсуждают эту книгу, 1,5 млн. человек мечтают скачать эту книгу бесплатно, а 15 млн. человек даже не подозревают о существовании этой книги”.

На мой взгляд, декларируемое в данной листовке соотношение между прочитавшими, страждующими и неподозревающими (1:10:100) можно отнести и к любой из 50 программ, описанных в вышеупомянутой книге.

Недавно среди посетителей раздела “ИТ-бизнес” нашего еженедельника мы проводили опрос “Что мешает разработке и продвижению тиражируемого ПО?”. Результаты этого опроса показали, что третьим по значимости фактором, мешающим разработке и продвижению отечественного софта, является “плохая информированность потенциальных клиентов о возможностях отечественного тиражируемого ПО”. По количеству набранных голосов данный фактор уступил лишь “конкуренции со стороны зарубежных разработчиков” и “отсутствию высококвалифицированных менеджеров проектов”.

При этом менее значимыми (чем “плохая информированность”) факторами были названы “низкая платежеспособность потенциальных клиентов” и “высокий уровень пиратства среди частных и корпоративных пользователей”.

Методов преодоления “плохой информированности потенциальных клиентов” множество. И известны они с древнейших времен. Вот, к примеру, метод из широко известной книги Ильи Ильфа и Петрова “Одноэтажная Америка” (1936 г.). В главе 13 “Электрический домик мистера Рипли” читаем:

“...Недавно в Нью-Йорке стал практиковаться новый способ рекламы. В квартиру приходит человек и говорит: “Здравствуйте! Я повар. И я хочу сварить для вас и ваших гостей хороший, питательный обед из моих продуктов”. Заметив на лице нью-йоркца сатанинскую улыбку, пришелец поспешно добавляет: “Это не будет стоить вам ни одного цента. Я ставлю только два условия: во-первых, обед должен вариться в кастрюлях, которые я принесу с собой, и, во-вторых, на обед должно быть приглашено не менее семи дам”. В назначенный день повар является со своими кастрюлями и готовит вкусный обед. К концу пиршества он торжественно появляется в столовой, спрашивает, удовлетворены ли гости обедом, и записывает адреса присутствующих женщин. Все в восторге от обеда. Повар скромно сообщает, что такой обед может сварить любая хозяйка, если только пожелает воспользоваться особыми кастрюлями. Все общество отправляется в кухню и рассматривает кастрюли. Каждая из них зачем-то разбирается на три части. У них какое-то особенное дно, которое будто бы способствует сохранению витаминов. Однако вранья тут мало. Кастрюли в самом деле хороши. И условия покупки очень льготные. На другой день повар ходит по адресам и совершает сделки. Очарованные домашние хозяйки закупают полные комплекты кастрюль...”.

Замечательный метод, не правда ли? И допускает (в зависимости от продвигаемого товара) различные модификации!   :)

Разумеется, едва ли кто отважится ходить по домам и бесплатно демонстрировать изумленным пользователям различные полезные для них программы, но вот найти способ раздать как можно большему количеству людей бумажные или электронные варианты книги “50 самых полезных программ для вашего компьютера” наверняка можно. Тем более, что в формате TXT данная книга “весит” лишь 299 Кб. Всего же она доступна в 14 различных форматах, включая rtf.zip (18 Mb), fb2.zip (16 Mb), epub (17 Mb), a4.pdf (18 Mb), a6.pdf (18 Mb) и т. д.

Что же касается авторского гонорара, то соответствующие расходы должны взять на себя продавцы этих самых программ. А уж в какой пропорции – дело второе. Главное – донести информацию до потенциальных пользователей. Онлайн-магазин, в котором появился электронный вариант книги “50 самых полезных программ для вашего компьютера”, не торгует софтом. Но ведь есть веб-супермаркеты, на виртуальных полках которых можно найти, как электронные книги, так и программные продукты. Владельцам этих магазинов сам бог велел если не “раздавать” данную книгу бесплатно всем желающим, то предлагать её по символической цене. К примеру, за один рубль!
Сергей Бобровский
Недавно прочитал высказывание Виктора Точинова (лучший молодой автор России 2003-го года на EuroCon):

"- Живу я на гонорары и роялти. Сторонники бесплатного чтения пусть читают старое, нового не будет. А те, кто честно платит за книги, пусть скажет им спасибо".

Он переключился с фантастики и хоррора на брошюры по рыболовству, чтобы хоть что-то заработать. Интересно, куда в итоге наш книжный рынок придет -- художественная литература, похоже, почти вся переводная станет.