НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
ИТ-бизнес:

Блог

Экосистема Microsoft Windows слабеет. Вопрос - насколько быстро это происходит?

Сергей Стельмах
12.08.2013 11:14:47

Вот если сравнить ПК-рынок с чем-то, извините за тавтологию, сравнимым по величине, то первое, что мне пришло на ум, это что-то большое, монолитное - к примеру сейсмоустойчивый небоскрёб. Продолжая сравнения, основанием этого здания может быть развиваемая - с переменным, но всё-таки успехом - Microsoft экосистема Windows, которая включает много всего: партнёрские отношения между Microsoft и ПК-вендорами, каналы продаж, взаимодействие с Intel (партнёрский союз между Microsoft и Intel, более известный как "Wintel"), отнесём сюда же годами развивавшийся бизнес WinMobile, после ребрендинга - Windows Phone и, опять же, партнёрские отношения между софт-гигантом и партнёрами, завязанными на "малой" Windows (Nokia, к примеру).

И вот теперь вся созданная усилиями Microsoft экосистема начинает рушиться... Задавая себе вопрос, почему это происходит, пытаешься суммировать причины, и понимаешь, что их с каждым разом становиться всё больше. Среди них можно выделить одну, пожалуй, основополагающую - причиной сокращения ПК-рынка, и проистекающих из этого проблем Microsoft и производителей железа стало увлечение потребителей планшетами и смартфонами. Что касается Microsoft, то её попытку отреагировать на резко изменившийся тренд всё ещё нельзя назвать успешной. Скорее даже - наоборот. Вкратце, желание софтверного гиганта унаследовать бизнес-модель Apple - контроль софта и аппаратного бизнеса - в одних руках не просто вызвало у партнёров Microsoft недоумение, но даже раздражение. Как оказалось, они вообще не подозревали, что в недрах Редмонда готовится техническое порождение по имени "Surface RT". Впрочем, этот аппарат, как известно, принёс Microsoft финансовые потери на сумму 900 млн. долл., но, по слухам, корпорацию провальные продажи Surface RT не остановили и она готовит его наследника.

Да, Microsoft может позволить себе такие дорогостоящие эксперименты, более того - на это у неё есть основания (не понятно, кто возьмёт верх - Intel или ARM, поэтому нужно поддерживать и WinRT, и Windows), но партнёры Microsoft, которых после выхода компании в аппаратный бизнес можно называть конкурентами, не могут себе позволить каких-то сомнительных с точки зрения последующей их востребованности на рынке экспериментов. Они просто начинают уходить. Вот буквально совсем недавно к длинной череде отречений от Windows RT присоединился последний производитель, который признал, что был вынужден понести убытки из-за неудавшихся продаж VivoTab RT. Глава Acer на встрече с инвесторами заявил, что Microsoft нужно что-то делать с Windows, потому что система не находит отклика у потребителей. Он также сообщил, что компания намерена сосредоточиться на конкурирующих с Microsoft платформах - Chrome OS и Android. Что интересно, топ-менеджер полагает, что уже к концу следующего года эти системы будут приносить Acer 30% валового дохода.Впрочем, а что Acer остаётся делать - по итогам II кв. её продажи по сравнению с аналогичным периодом года прошлого снизились на треть, вот и ищет какие-то компромиссы.

И не только Acer. Вот InfoWorld собрал несколько неутешительных для Microsoft фактов о том, на какие шаги идут ПК-вендоры, чтобы сделать свой бизнес прибыльным. За исключением Dell, в которую Microsoft инвестировала 2 млрд. долл.(ещё не факт, что эти средства остановят Dell от Chrome OS и Android, носейчас Dell не до этого - её никак не могут поделить, а ведь от этого будет зависеть очень многое), крупнейшие игроки ПК-рынка, HP и Lenovo, начинают акцентировать своё внимание на альтернативных платформах. Первая уже выпустила несколько планшетов и моноблок на Android, хромбук и, по слухам, готовит Android-смартфон. Вторая, как сообщает издание, приготовила "массу" новых планшетов на Android для индийского рынка.

Что остаётся Microsoft? Как более успешно противостоять Android и iOS? Кажется, обновление Windows 8.1 вряд ли что-нибудь изменит, компьютеров покупают всё меньше, поэтому ясно, что сосредоточиться программному вендору придётся на планшетном рынке. Вот только пользователи уже приучены к тому, что планшеты на Android не должны быть дорогими, поэтому не понятно, как Microsoft в этих условиях выживать. Демпинговать с бесплатной системой бессмысленно, потому что в отличие от затрат на разработку Android, которую Google окупает (и зарабатывает) за счёт встроенных сервисов, Microsoft такой возможности не имеет. Да и офис, эксклюзивно стоящий в Surface RT, доказал всю бесплодность расчёта Microsoft на то, что офисное решение, пускай даже самое лучшее, для среднестатистического пользователя является основанием для приобретения гаджета и, как считают многие, ещё и по завышенной цене. Конечно, с окончанием жизненного цикла XP многие предприятия будут переходить на планшеты с Windows 8, но будет ли их достаточно, чтобы Microsoft закрепилась на рынке планшетов? Тем более, что туда же нацеливаются iOS и Android.

Комментариев: 13

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

Donat Lipkovsky
13.08.2013 02:13:03

У вас уже вторая статья, где вы на основе тенденций только мобильного рынка делаете далеко и широко идущие выводы о всей "экосистеме" Microsoft`a.

13.08.2013 08:25:55

В правильном направлении Сергей думает. Как известно, Windows - это стационарный ПК, который стремительно вытесняется из домашнего сектора. Т.е. дома Windows - не жилец. Вопрос только в том, сколько процентов стационаров останется в корпоративно-офисном сегменте? Не создаст ли это критическую массу по переходу с Windows уже на корпоративных стационарах?

13.08.2013 08:52:54

Настольный и мобильный рынки вряд ли когда-либо сольются, но тенденция такая явно присутствует.

13.08.2013 08:55:46

Да, я тоже не раз уже отмечал это. "Экосистема Windows" - это фактически свеь бизнес MS, который включает три основных направления - настльные ОС, Офисное семейство (включая сюде северные дела) и серверное направление.

НУжно также понимать, что MS - это игрок корпоративного рынка, а не потребительского (в отличие от Apple и Google), мобильные рынок lджля MS был всегода "пограничным", не основным.

Да, конечно, MS переживает непростое момент в условиях изменния рынка, но я вот слежу за делами этой компании уже более 20 лет и не могут назвать в этой итории хоть одни "простой" год.

Сводить все дела MS к вопроса мобильных ОС - это принципиально неверно.

13.08.2013 10:50:00

В посте под определением "экосистема Windows" подразумевалось, что это не только мобильная система. Вот цитата из поста:

Цитата
Microsoft экосистема Windows, которая включает много всего: партнёрские отношения между Microsoft и ПК-вендорами, каналы продаж, взаимодействие с Intel (партнёрский союз между Microsoft и Intel, более известный как "Wintel"), отнесём сюда же годами развивавшийся бизнес WinMobile, после ребрендинга - Windows Phone и, опять же, партнёрские отношения между софт-гигантом и партнёрами, завязанными на "малой" Windows (Nokia, к примеру).


По поводу того, что мобильный рынок для Microsoft был не основным. Во времена WinMobile это было так, но посмотрите на какие жертвы идёт Microsoft чтобы зацепиться на рынке планшетов. Почему она эта вынуждена делать. Потому что настольный рынок, нет не исчезает, он сужается. Это несёт риски для Microsoft - её доход от лицензирования будет падать, её дойная корова - Office, кстати, тоже. Согласитесь, потенциально это более, чем возможно. Это реальность, которую Microsoft хочет избежать. Отсюда - эксклюзивный Office для WinRT, но вся эта затея с WinRT обернулась списанием 900 млн. долл. от нераспроданных запасов SurfaceRT. Более того, этот рынок настолько важен для софто-гиганта, что он пошёл на продолжение истории - готовит второй Surface.

Настольный рынок. Microsoft, это все знают, нерушимый лидер. Но чревоточина пошла и здесь. HP, Lenovo, Acer - ПК-столпы в меру сокращения ПК-рынка будут наращивать производство ноутбуков, планшетов на Android и Chrome OS. Впрочем, они уже давно это делают.

13.08.2013 11:03:03

Есть еще Windows Server и Azure Windows... Тогда и нужно оговорить об системе настольных Windows.

"посмотрите на какие жертвы идёт Microsoft чтобы зацепиться на рынке планшетов"

Никакие это не жертвы! Это обычные для MS дела. 1 млрд в год, для компании, которая получает 20 млрд прибыли (прибыли!) - это не деньги, это обычные затраты... Она их делала всегда.

То, что клиентские мир меняется, что MS тоже меняется в новых условиях, что идет сложная борьба - да, конечно. Но смогут ли продвинуться мобильные ОС в область ноутбуков - это большой вопрос. Скорее всего, пока нет.

Короче говоря, ничего "революционного" в ситуации на рынке пока не видно. Что касается "второго Сурфейса", то MS - это опытный боец. Компания не живет одним днем, а реализует долгосрочную стратегию. Это бульдог, которые бьется до конца, точнее - до своей полной победы.

13.08.2013 12:53:22

Цитата
Есть еще Windows Server и Azure Windows...
Да, эти я упустил из виду. Кстати, нужно будет посмотреть как и что происходит с ними. Впрочем, это не настольные системы, первая серверная, вторая - PaaS...

13.08.2013 14:34:20

Конечно, серверные дела серьезно отличаются от настольных, но с другой стороны - не даром MS теперь объединила все свои ОС в одно структурное подразделение.

Вообще, тут нужно принимать во внимание бизнес-стратегию каждой компании. Вот посмотрите на IBM. Она - корпоративный игрок. И постоянно меняет свои позиции на рынке. И моментально просто уходит из сегментов, куда приходять "потребительские" компании.
Посмотрите, как она отсекает свои бизнесы: давно продала принтера, потому - перестали делать компьютерные компоненты (те же процессоры), винчестеры (при том, что она их изобрела), ПК, и т.д. А HP держится за все это.

И разве можно IBM назвать "неудачницей"? Ни в коем случае.

MS - это совсем уже другая модель и философия бизнеса. Вы сравниваете Apple и MS, А они ведь пересекаются только на достаточно узкой полосе бизнеса. Не говоря уже о том, что я не исключаю, 50% акция Apple принадлежать MS, и вся их "конкуренция" - это только для публики...

Donat Lipkovsky
13.08.2013 12:19:02

Цитата
По поводу того, что мобильный рынок для Microsoft был не основным. Во времена WinMobile это было так, но посмотрите на какие жертвы идёт Microsoft чтобы зацепиться на рынке планшетов. Почему она эта вынуждена делать. Потому что настольный рынок, нет не исчезает, он сужается. Это несёт риски для Microsoft - её доход от лицензирования будет падать


Андроид в корпоративной и настольной среде вообще никакой, но ведь это не говорит о его слабости. Яблоко в корпоративной среде никакое и в домашней уступает Microsoft, но это не говорит о её слабости. Linux, в домашнем секторе за всё время своего существования , так и не добилась сколько-нибудь существенных результатов со дня своего основания, но никто не будет делать из этого вывод о её слабости.
На рынок планшетов Microsoft идёт не потому, что рынок настольных систем сужается, а потому что рынок планшетов расширяется и она совершенно нормально реагирует на эту тенденцию. Отсюда и развитие вот этого направления - http://www.microsoft.com/ru-ru/windows/windowsintune/explore.aspx. Кстати Canonical, да бог здоровья тов. Шаттлворту, двигается в том же направлении, что и Microsoft, пытаясь создать единую среду для настольных ПК, планшетов и мобильников. Даже если он не соберёт денег на свой смартфон Ubuntu Edge - это отнюдь не будет говорить о её слабости. При чём тут слабость. Рынок перестраивается и происходит нормальная перегруппировка сил и средств.
С чего вдруг Microsoft должна терять на лицензировании?! Ссылку на статью "В 2013 г. Microsoft заработает на Android в 2,6 раза больше, чем Google" http://www.cnews.ru/top/2013/05/13/v_2013_g_microsoft_zarabotaet_na_android_v­_26_raza_bolshe_chem_google_528516.
Всё не так очевидно, как кажется на первый взгляд.

13.08.2013 12:50:14

Цитата
Яблоко в корпоративной среде никакое и в домашней уступает Microsoft, но это не говорит о её слабости.

Может не стоит воспринимать слово "слабость" настолько буквально. Можно выразиться и по-другому - экосистема Windows (как правильно подметил Андрей Колесов, за исключением Azure и Windows Server, но последняя это всё же серверный рынок) стагнирует. У WinPhone - 4% рынка, Windows 8 - растёт, но слишком медленно, что создаёт для Microsoft получение дохода от продажи лицензий. Планшеты продаются не ахти... Если это не слабость (хорошо, ослабевание, это слово более точно передаёт смысл происходящего с Windows-частью бизнеса Microsoft), то что?

Цитата
С чего вдруг Microsoft должна терять на лицензировании?

Я писал, что терять Microsoft начнёт - это неизбежно, если только она на поднимет цену лицензий на Windows 8 - в силу сокращения ПК-рынка, я имел ввиду именно это, а не получение Android-отчислений.

Donat Lipkovsky
13.08.2013 13:58:28

Вы употребляете словосочетание "Экосистема Windows" - я так и не понял, что она у вас означает. Я воспринимаю её как бизнес целом т.е. технологии в целом, доходы в целом. Так вот в целом проблем в смысле "слабости", "ослабевания", а тем более "стагнации", которая тут вообще не в тему, у Microsofta нет.

Цитата
за исключением Azure и Windows Server, но последняя это всё же серверный рынок
- судя по этому высказыванию в ваше понятие "экосистема Windows" - не входит как минимум серверный рынок, иначе при чём тут "это всё же серверный рынок".
Я поэтому в первом своём посте и отметил, что вы делаете вывод о целом исходя из части целого.

PS "Ослабление" и "сокращение" - суть не одно и тоже. Первая характеристика качественная, вторая количественная. "Ослабление" может вести к сокращению, но "сокращение" не обязательно "слабость". Идёт обычная, рабочая перестройка рынка, изменение технологий и пока ещё вообще ничего не ясно, кроме того, что процесс "происходит".

13.08.2013 14:12:12

В посте указано, что я подразумеваю под определением "экосистема Windows". Но всё же вынужден согласиться, что нужно было включить в это определение ещё и серверную Windows Server. Но и рынок серверов также сокращается, так что общей картины это не меняет.

Donat Lipkovsky
13.08.2013 17:22:48

Это не меняет общей картины "сокращения", "уменьшения" которая, никакого отношения к слабости, стагнации и импотенции не имеет.
Андроида нет в корпоративном секторе и на ПК - слабая платформа. Линукс не осилил сколько-нибудь ПК ни в корпоративном секторе, ни в домашнем - слабый Линукс. Ну да - в серверном сегменте добился серьёзных успехов, хотя это в основном облачные направления, хостинговые сервера и суперкомпьютеры, но "общей картины это не меняет". Apple ни в корпоративной, ни в настольной среде пока составляет достойной конкуренции Microsoft - слаб Apple.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии