НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Кто оплачивает льготы для ИТ-бизнеса?

Недавно в беседе с человеком не из ИТ-среды, но достаточно хорошо знакомым с вопросами экономической реальности, я упомянул, что наконец-то наше правительство стало как-то замечать ИТ-отрасль, как часть экономики страны, и даже что-то делать для ее (отрасли) ускоренного развития. Очень немного делать, но хоть что-то. И в качестве примера привел то, что Минфин вроде бы поддался на уговоры (по версии Минкомсвязи – именно этого министерства, хотя я вполне допускаю, что роль МКС была такой же как в том, что сейчас наступила зима) и решил расширить спектр ИТ-компаний, которым предоставлены льготы по уплате соцстраха: с 2014 года они будут снижены с 30% до 14% для компания численностью от 7 человек (до сих пор, уже несколько лет льготы были для предприятий от 30 человек).

На эту позитивную, вроде бы, инфо мой собеседник задал мне несколько вопросов:
[spoiler]
1. Почему льготы только "от семи", а не от одного или двух?
2. По какому признаку отличаются ИТ- от неИТ- компаний (кто имеет и кто не имеет льготы)?
3. За счет каких средств правительство намерено покрывать недополучение денег в страховые фонды?
4. Как это отразится на конкретных работниках компаний, например, не приведет ли это к тому, что у них будет уменьшен размер пенсий, когда дело дойдет до этого?
5. Если ли данные о том, сколько ИТ-компаний (и какова структура этого спектра – по размеру, по профилю деятельности, по регионам) уже пользуются этими льготами и на какую сумму они ими воспользовались? Какова, скажем, общая численность сотрудников по стране, которых все это коснулось?
6. Есть ли данные о том, как повлияло предоставление льгот (уже несколько лет) на развитие отрасли и страны?

Я не смог ответить не на один вопрос, при том, что давно слежу за этой темой, за публикуемыми материалами.

Тогда он задал другой вопрос: как же можно расширять спектр льгот, если нет ответов на эти вопросы?

Впрочем, он сразу признал, что вопрос этот в стране риторический. Мы отлично знаем, что у нас говорят только о будущих планах, но не принято говорить о реализации анонсированных ранее, да и вообще, как-то отчитываться о проделанном.
Колесов Андрей
Если это ИТ-бизнесу нужно, то он и должен этим заниматься.
Митин Владимир
Кто будет расплачиваться за отсутствие льгот для начинающих ИТ-компаний?


Первое, что приходит на ум, после чтения данного поста, так это слова из басни Я. Л. Крылова “Щука и Кот”: “Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник”.

Почему бы Андрею Колесову не задать своему собеседнику -- видимо считающему себя крепким хозяйственником – встречный вопрос: а что, небольшие и только встающие на ноги ИТ-компании (в большинстве своем, либо стартапы, либо разработчики ПО) должны налогооблагаться по той же схеме, что и мини-коллективы, занятые банальной перепродажей продуктов питания и/или товаров первой необходимости?

Если у перепродавцов время от вложения средств до получения прибыли измеряется неделями, а то и днями, то у высокотехнологичных компаний сей процесс может затянуться на 5-7, а то и более лет.

Да и не  факт, что если стартап А был успешен, то столь же успешен будет и стартап B, работающий примерно в той же предметной области (это я к вопросу “Есть ли данные о том, как повлияло предоставление льгот на развитие отрасли и страны?”).

Вспомните: Майкл Делл основал свою компанию, когда был студентом университета, а “офис” этой компании располагалась прямо в общежитии. А что было бы, если бы Майкла Дела прямо в этом общежитии задушили налогами?

Что же касается шести вопросов, перечисленных в заметке Колесова, то на них, полагаю, с легкостью ответят лоббисты упомянутого законопроекта. Он, кстати говоря, недавно одобрен нижней палатой нашего парламента и не исключено, что уже в этом году будет одобрен его верхней палатой. Интересно, что от него в итоге останется…

И ещё. Формалистам  и любителям официальных формулировок есть смысл перечитать ныне действующий ОКВЭД, а также познакомиться с проектом ОКВЭД-2. А ещё есть многословные концепции Минкомсвязи, где также можно найти определения того, какие компании следует считать айтишными, а какие – не следует.

Не далее как вчера в Digiatal October проходила интереснейшая конференция “IT и Рунет 2013: итоги года”. Из официального релиза этой конферпенции: “Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин … особо отметил главный тренд 2013 года – появление интернет-зависимых экономик в России, а также дал высокую оценку способности Рунета обеспечивать выскококвалифицированные рабочие места (по оценке в интернет-зависимых экономиках уже сегодня занято около 5 млн. россиян, при этом производительность труда айтишников примерно в 3 раза выше общероссийских показателей)… Сегодня все понимают, где и как можно зарабатывать в интернете, но необходимо смотреть за горизонт и понимать, какие новые сегменты Рунета будут экономически эффективными через 3-5 лет. На мой взгляд, наиболее востребованными станут сегменты образования и медицины, а также сегменты платежей и электронных денег. Прогноз развития интернета неотделим от развития экономики в целом”.

Так-то! А вот собеседник Андрея Колесова, весьма далекий от ИТ-среды, но “достаточно хорошо знакомый с вопросами экономической реальности”, видимо, не совсем понимает, какие отрасли будут эффективными через 3-5 лет и кого надо поддерживать (в том числе, посредством льготного налогообложения) в первую очередь.
Колесов Андрей
Вообще-то, в перечне вопросов, поставленных моим собеседником не было вопрос "С какой стати льготы предоставляются ИТ-бизнесу". Так что, не очень понял, к кому обращен этот пламенный комментарий.  :)