НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
ИТ-бизнес:

Блог

Импортозамещение: с кем боремся – с западными поставщиками или с внутренними конкурентами?

Андрей Колесов
30.07.2014 21:00:53

После июльско-отпускного затяшья появились первые признаки оживления перед началом очередного делового года. Интересно, в частности, как будет развиваться тема "импортозамещения" в ИТ. Мне кажется, что тема на уровне "просто поговорить об угрозах" в существенной степени уже исчерпана и нужно все же переходить к каким-то реальным действиям. Мой прогноз – никаких реальных дел не будет, по той простой причине, что ничего сделать нельзя, да и не нужно...

К чему же тогда все эти разговоры? "Неужели Россия действительно намерена запрещать Windows или хотя бы как-то ограничивать ее хождение в стране", - такой вопрос я получил еще в начале месяца от своего делового "пен-френда" в пик разговоров об ограничениях зарубежных ИТ и о том "что такое российский разработчик".
Я тогда изложил ему свое понимание ситуации.

Все эти разговоры об импортозамещении имеют, на мой взгляд, три реальные составляющие.

- популистские политические игры в борьбе за повышение общественного рейтинга;
- давление на западных поставщиков с целью выбить дополнительные скидки;
- борьба за передел рынка сугубо внутри российских поставщиков.

К сожалению, цели "развития российской ИТ-отрасли" тут нет как таковой (хотя она официально декларируется, но этот лишь "прикрытие" реальных целей).

Из всех трех задач лишь вторая представляет реальный деловой интерес. И, как мы видим, тот же Китай довольно эффективно его применяет. Это напоминает что-то среднее между шантажом и блефом в карточной игре. Но в любом случае, нужно иметь какие-то реальные аргументы, которые могли бы убедить контрагентов. А вот как раз аргументов-то и не видно.
И еще нужно отметить, что договариваться о скидках можно при наличии достаточно дружеских партнерских отношений. С позиции силы мало что можно добиться. Особенно, если сил немного.

Реальным содержанием темы "импортозамещения" видится борьба за передел рынка между внутренними игроками. Ни о каком "отъедании" зарубежной доли нет и речи, разговоры про изгнание Microsoft – это для отвлечения внимания и PR-прикрытие.

Понятное дело, что мы сейчас говорим о государственном рынке, но нужно уточнить, что "государственный" – это совсем не только "бюджетный". Это, в том числе и огромный "коммерческий" сегмент, контролируемый государством. Кажется, это составляет не менее 70-80% ИТ-рынка в целом, так что – есть за что побороться.

Со стороны российских ИТ-поставщиков видны три основные категории игроков:
- частный ИТ-бизнес ориентированный на настоящий рынок (1С, наши СЭД-поставщики и пр.)
- частные компании, но ориентированные в основном на госсектор;
- ИТ-госкомпании, ориентированные исключительно на госсектор.

Конечно, однозначной границы тут нет. Вот между этими тремя командами и ведется борьба за сферы влияния. Первая группа борется за максимальное использование рыночных методов конкуренции на госрынке, третья – за "директивные методы".

Парадокс заключается в том, что громче всех об импортозамещении говорят "рыночники", наивно думая, что им удастся поживиться за счет западных поставщиков, а на самом деле, острие всей этой кампании направлено именно против них. Забавная картина получается: своими руками куют оружие против самих себя...

Комментариев: 2

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

01.08.2014 16:11:28

Цитата
Со стороны российских ИТ-поставщиков видны три основные категории игроков:
- частный ИТ-бизнес ориентированный на настоящий рынок (1С, наши СЭД-поставщики и пр.)


Хотелось бы только понять, почему этот самый частный бизнес как огня боится настоящего рынка, где нет распилов и откатов — рынка потребительского. Почему он не выпускает планшеты, игры, браузеры и т.п.? Почему пользователь среднего уровня компетентности вероятнее всего назовёт только созданные ещё на «советских дрожжах» ЛК, Аби и Яндекс, а про остальное попросту не в курсе?

01.08.2014 19:46:26

Все названный компании работают как раз на самом, что ни на есть, настоящем рынке. Например, та же "1С" - как раз один из лидеров игрового рынка. Другие компании работают на зарубежных рынках..
А почему в России за последние 15 лет в стране не появилось ни одного заметного ИТ-игрока - это вопрос к политике и экономике страны в целом. Такая страна... smile:(

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии