НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Интересы рынка и интересы отрасли – это совсем не одно и то же

В начале недели Сергей Голубев написал пост на тему – что произойдет с теми компаниями-заказчиками, которые используют сервисы Google в качестве своих корпоративных средств, в том случае, если эти сервисы по каким-то причинам будет недоступны в России. При этом, как я это понял, в посте делается два вывода:

- Это будет неприятно для пользователей
- Это будет полезно для отрасли

Что ж, выводы понятны, хотя и небесспорны.
[spoiler]Не очень понятно, почему в качестве объекта-примера выбран именно Google. Все этот относится для любого ИТ-поставщика, причем не только зарубежного. Не хотелось бы даже в гипотетическом примере называть какие-то конкретные имена, но "прекращение доступности" любого производителя – это неприятная штука для пользователей.

Казалось бы: речь идет о международных санкциях, какое отношение они имеют к российским компаниям? Очень простое: санкции нельзя рассматривать в отрыве от общеэкономической ситуации. Экономические проблемы (которым пока не видно конца) создают огромные проблемы в первую очередь для российских производителей. Просто хочу напомнить: в результате кризиса (краткосрочного!) августа 1998 год с рынка сразу "испарился" тогдашний лидер российского производства ПК "Вист"...

Уход конкурента – это вроде бы плюс для остальных игроков рынка. Но, на самом деле, - именно "вроде бы". Давным-давно известно, что любой уход с рынка любого игрока (как по законодательным причинам, так и по финансовым) – это плохо для всех, в том числе и для конкурентов.

Что такое использование Gmail в качестве корпоративной почты? Это означает, что заказчик сначала решает какой вариант организации почты ему использовать: создавать собственную почтовую инфраструктуру или использовать схему аутсорсинга? Он выбирает аутсорсинг, а уж потом решает какого именно аутсорсера выбрать.

Так вот, если вдруг Gmail в какой-то момент станет недоступным, то заказчик, скорее всего, просто откажется от модели аутсорсинга в том числе и с российским провайдером. Более того, те, кто сегодня использует услуги российского поставщика, задумаются о переходе на "внутренние схемы".

Хотя, конечно, да, в краткосрочной перспективе, установка барьеров для зарубежных конкурентов является "благом" для внутренних производителей. А для потребителей?

Давайте посмотрим на понятный всем аналог – на автомобильную сферу. Каков будет "масштаб проблемы" в случае "ухода" с российского рынка западных автопоставщиков? Я думаю, масштаб будет очень серьезный... Выиграет ли от этого ВАЗ? Не уверен, в том числе и потому, что само производство на этом автогиганте очень сильно интегрировано в мировую систему автопрома (причем, как технологически, так и финансово).

Но на самом деле "уход" западных автопроизводителей уже начался и совсем не по причине санкций. А по причине резкого падения покупательного спроса. Уже в декабре появились сообщения о "замораживании" производства машин в России, о сокращении рабочих мест и пр..

Короче говоря, нам бы лучше начать думать не о том, как жить в условиях ухудшения экономической ситуации, а о том, как улучшать эту ситуацию...  В том числе о том, что заказчики шире использовали методы аутсорсинга для организации своей почтовой службы. Тогда и российские предложения в этой сфере будут появляться.
Сергей Голубев
При этом, как я это понял, в посте делается два вывода:

- Это будет неприятно для пользователей
- Это будет полезно для отрасли

Верно, только одно слово пропущено — «потенциально». Потенциально неприятно и потенциально полезно. Зависит от действий самой отрасли. Если отрасль быстро предложит готовые варианты импортозамещения и простую схему перехода, то полезно. Если нет, то вредно, поскольку часть пользователей не просто откажутся от модели аутсорсинга, но и начнут сокращение ИТ-инфраструктуры до минимума. У многих этот минимум равен нулю.
Разумеется, в краткосрочной перспективе отрасль не пострадает, поскольку большинство «разочаровавшихся» в силу разных причин денег никому не платят, а пользуются тем, что можно взять даром. Но схема развития таких предприятий будет уже «безайтишной».
Значительная часть «залеченных» бесплатной медициной пациентов теряет веру не в бесплатную медицину, а в медицину вообще.