НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Как связаны динамика российского ИТ-рынка, цена на нефть и импортозамещение?

На прошедшем на днях подведении годовых итогов работы компании AT Consulting о состоянии российского рынка ИТ-услуг (как его видит IDC) рассказал вице-президент IDC по региону России и СНГ Роберт Фариш[spoiler]. Один из слайдов его презентации как нельзя лучше свидетельствует о жесткой корреляции между объемом нашего рынка ИТ и ценой на нефть.


Тут же я вспомнил, что аналогичный график я однажды уже видел, и демонстрировал его тот же Роберт Фариш. Там временной интервал был гораздо больше - с 1994 по 2010 г., но закономерность в целом соблюдалась.  


Можно даже пошутить, что для прогноза объема российского ИТ-рынка не нужна никакая IDC: следи за баррелем и не ошибешься. 8)  Я же хочу обратить внимание на еще одно обстоятельство: на обеих диаграммах и объем рынка, и цена нефти дается в долларах. Для нефти это естественно: она торгуется во всем мире за валюту. Но ведь на внутреннем ИТ-рынке все продается за рубли. Если бы рублевый прайс-лист не менялся (а чего бы ему быстро меняться, например, на рынке услуг), то при том же объеме продаж в рублях, в долларах в нынешней ситуации мы наблюдали бы более крутой спад. А его ведь нет: кривые ведут себя синхронно. Отсюда можно сделать вывод, что большая часть железа, софта и услуг, продаваемых в России, по-прежнему имеет зарубежное происхождение и расценки на них изначально долларовые, а рублевая цена послушно повторяет изменения валютного курса. А если так, то не является ли подобное синхронное поведение двух кривых признаком отсутствия какого-либо импортозамещения? Отклонение же от такого шаблона, если оно когда-нибудь произойдет, стало бы наглядным свидетельством того, что наша ИТ-отрасль не просто перепродает западные продукты и услуги по их поддержке, но и производит в заметных масштабах что-то свое. К сожалению, проверить мою гипотезу можно только в случае повторения финансового кризиса, сопровождающегося резким изменением валютного курса.  :cry:
Нет уж, тогда лучше не надо.  :)
Колесов Андрей
ИТ-юиджеты корректируются в соответствии с экономической ситуацией. Сейчас они сокращаются, в рублях.
Свинарев Сергей
Еще раз напомню, я не о рынке как таковом писал, а о его отражении в разных валютах. Реально там, конечно, сложные процессы, которые по разному влияют друг на друга. Я же говорю о простейшей модели, очень грубой, и не описывающей сам рынок.
Представьте, что цена на нефть неизменна, физический объем рынка в точности тот же, что и раньше, но по какой-то неведомой нам причине курс рубля к доллару подскочил в два раза. Как после этого будет выглядеть объем рынка в деньгах? Если вы покупаете, к примеру, софт и услуги по его сопровождению у 1С, то в рублях объем рынка окажется тем же, что и до скачка курса. А в долларах он упадет вдвое. А если не у 1С, а у Oracle? Тогда в долларах объем останется тем же, а в рублях увеличится вдвое. Разумеется, все это при сохранении физического объема закупок. Сознательно, для "чистоты эксперимента", не усложняю свою модель допущениями о снижении объема закупок (тем более, что иногда это при всем желании сделать это невозможно, например, оплачивать ежегодную поддержку того, что уже установлено, нужно в любом случае).
Колесов Андрей
Тогда надо начинать с самого начала: какую проблемы мы хотим решить?
Нельзя строить модель, не сформулировав задачу.
А задача не сформулирована.

Что мы хотим - понять состояние рынка? Или перспектив его развития? И опять же - для чего нам это нужно знать?

Если говорить о денежном выражении, то, вроде бы нужно давать оценки в рублях. Все операции выполняются в рублях. Но только "рубль 2014 года" отличается от рубля "2010". Нужно учитывать инфляцию.
Но при этом нужно понимать и то, что "деньги" - не единственный показатель рынка, а часто не главный. Посмотрите на рынок акций. За каким параметрами следят биржевики. Ключевыми индикаторами экономики США являются число рабочих мест, число выданных пособий по безработице, число покупок домов и пр. А не какие-то "объемы" рынка.

Что касается данных IDC, то их адакватность вообще вызывает сомнения. Насколько их модель работает в "нормальных" экономических условиях - это один вопрос. Но совершенно точно можно сказать, что она не работает в новых экономичечских условиях Россиия, с  2014 года. Модели для "ненарушенных условиях" не работают в "нарушенных".