[spoiler]
Я оставляю в стороне вопрос: насколько обоснованы сами оценки IDC российского (да и мирового) ИТ-рынка. Странно, но за 20 лет представления этих отчетов, сегодня никто так и не знает – по каким методиками получаются эти сведения и насколько эти методики (и получаемые результаты) близки к истине. Что, впрочем, не очень странно – это показывает реальную цену этих данных.
Но в целом наличие сильной зависимости ИТ-рынка от цены нефти не вызывает сомнения. Это вполне очевидно: ИТ-рынок зависит от состояние экономики страны, а экономика страны – от цены на нефть. Только я сразу хочу обратить внимание, что такая зависимость характерна именно для нашей страны. В мире в целом, в том числе в США и Европе, такой зависимости нет.
Такая зависимость сама по себе показывается, что слабость нашей национальной экономической модели, которая отличается от моделей передовых экономик. Это модель не "развития", а "проедания".
Отдельные вопрос: а как влияет на динамику ИТ-рынка концепция импортозамещения? Моя экспертная оценка (не на уровне интуиции, а на основе некоторых логических обоснований) – никак. Возможно, даже негативно.
Да, в случае импортозамещения российские поставщики могут что-то выиграть, в виде увеличение свой доли на рынке (хотя это тоже спорный вопрос), но рынок в целом (потребители и экономика) не выиграет ничего. А потерять может.
Потерять может, в том числе и потому, что самоизоляция экономики, понижение значимости рыночных методов управления в пользу государственного регулирования, автоматически снижает уровень конкуренции, а значит и спрос на ИТ, как на важное средство повышения конкурентоспособности.
Почему? Да, именно потому: ИТ являются у нас вторичным рынком по отношению к экономике, а экономика зависит от цены на нефть. Поэтому внутренние изменения ИТ-рынка на рынок в целом не оказывают влияния. Перераспредилить что-то могут (да и то – это нужно еще доказать), а изменить в целом – нет.
Не думаю, что я высказал какие-то новые открытия. Мне кажется, что довольно очевидно. Посмотрите на обсуждения темы аналитики отечественного ИТ-рынка за последние двадцать лет. Вопросы "как нам ускорить развитие ИТ-отрасли и ИТ-рынка в России", по-большому, счету отсутствуют как таковые. Точнее, они присутствуют в виде лозунгов с трибун, но никакого сколь-нибудь научно-обоснованных разговор по этой теме нет. Все давно смирились с тем, что ИТ у нас следуют в фарватере экономики, автоматически повторяя ее "зигзаги".
Но может ли ИТ перестать быть полностью зависеть от экономики и от цены на нефть? Может, но только для этого нужно провести реформирование структуры экономики, в том числе, чтобы она не зависила от нефти. Опять же, в этом тезисе не ничего нового. О том, что такие преобразования нужно проводить, речь идет уже пятнадцать лет, но только, как выяснятся, в каждый очередной кризис, ничего не делается. И тут с сожалением нужно отметить, что в последний год за разговорами об импортозамещении темы перевода экономики с "потребительской" модели на инновационную вообще не слышно. Все прогнозы по подъему экономики связываются сейчас с перспективами изменения цены на нефть, но не с какими-то структурными преобразованиями.
Перевод экономики на инновационно-рыночную модель развития должен автоматически повысить спрос на ИТ, как на средство повышения динамики и конкурентоспособности.
Вторая важная возможность: перевод нашей страны из сегодняшнего статуса потребителя ИТ (наше позиционирование в мировой системе разделения труда) в статус поставщика. Понятно, что это непростой и долгий процесс, но начинать когда-то нужно. Если бы начали это делать 15 лет назад, что сейчас многое выглядело бы иначе. К сожалению, за последний год мы во многом потеряли те позиции, которые все же удалось достичь.
Но в любом случае, если мы хотим что-то менять на ИТ-рынке, менять в плане позиционирования ИТ в экономике страны, то нужно сначала проводить серьезное исследование вопроса. Чего пока не наблюдается.
Да, пресс-релиз на редкость малосодержательный. Однако сей 80-страничный отчет легко скачать с сайта РВК. Он не является чьей-то диссертацией и потому не нуждается в публичной защите.
Однако построен он не только на анализе огромного количества фактических данных, но и на основе интервью с примерно полусотней известных ИТ-персон. А вот дискуссии, участники которых оперируют не столько фактами, сколько своими ощущениями, обычно бесплодны. Хотя порой и интересны...
Остается только описывать три сценария, заранее зная, какой состоится на самом деле.
Что, собственно, мы и делаем.
Как избавиться? Конечно, это сложный процесс, но совсем не безнадежный. Кстати, такой нефтяной зависимости в 90-е годы не было. Для нашей страны было несчастьем повышением цен на нефть, в результате чего страна пошла по пути "проедания", а не "созидания".
А возможность реализации модели "проедания" (жить на ренту) позволило создать тут бюрократическую вертикальную структуру, которая есть сегодня. И получается замкнутый круг, при котором наша государственная структура базируется именно на модели "проедания". Она не может перейти к "инновационной".
Т.е. переход к инновационной модели требует корректировки всей политической системы,
Именно поэтому разговоры о переходе к инновационности во время президенства Медведева выглядели совершенно несерьезно.
Обратите внимание: в последние пару лет о переходе к такой модели и не упоминается.
А переход будет, конечно, очень сложным, болезненным. Мы его переживали в течение 10 лет (1988-1998). Теперь нам предстоит сделать это еще раз.
А пример Португалии как раз говорит, что процесс сложных, но возможный. Сегодня Португалия не так уж сильно отличается от другой Европы. А посмотрите на Испанию, которая то же прошла такую ломку. А Германия, которая 70 лет назад была в руинах и нищите...