НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Чем определяется динамика российского ИТ-рынка? Можем ли мы как-то влиять на нее?

Хотелось бы продолжить тему, поднятую вчера Сергеем Свинаревым в его посте Как связаны динамика российского ИТ-рынка, цена на нефть и импортозамещение?. Там он привел известные тезисы IDC о взаимосвязи объема объема российского ИТ-рынка с ценами на нефть.
[spoiler]
Я оставляю в стороне вопрос: насколько обоснованы сами оценки IDC российского (да и мирового) ИТ-рынка. Странно, но за 20 лет представления этих отчетов, сегодня никто так и не знает – по каким методиками получаются эти сведения и насколько эти методики (и получаемые результаты) близки к истине. Что, впрочем, не очень странно – это показывает реальную цену этих данных.

Но в целом наличие сильной зависимости ИТ-рынка от цены нефти не вызывает сомнения. Это вполне очевидно: ИТ-рынок зависит от состояние экономики страны, а экономика страны – от цены на нефть. Только я сразу хочу обратить внимание, что такая зависимость характерна именно для нашей страны. В мире в целом, в том числе в США и Европе, такой зависимости нет.
Такая зависимость сама по себе показывается, что слабость нашей национальной экономической модели, которая отличается от моделей передовых экономик. Это модель не "развития", а "проедания".

Отдельные вопрос: а как влияет на динамику ИТ-рынка концепция импортозамещения? Моя экспертная оценка (не на уровне интуиции, а на основе некоторых логических обоснований) – никак. Возможно, даже негативно.
Да, в случае импортозамещения российские поставщики могут что-то выиграть, в виде увеличение свой доли на рынке (хотя это тоже спорный вопрос), но рынок в целом (потребители и экономика) не выиграет ничего. А потерять может.

Потерять может, в том числе и потому, что самоизоляция экономики, понижение значимости рыночных методов управления в пользу государственного регулирования, автоматически снижает уровень конкуренции, а значит и спрос на ИТ, как на важное средство повышения конкурентоспособности.

Почему? Да, именно потому: ИТ являются у нас вторичным рынком по отношению к экономике, а экономика зависит от цены на нефть. Поэтому внутренние изменения ИТ-рынка на рынок в целом не оказывают влияния. Перераспредилить что-то могут (да и то – это нужно еще доказать), а изменить в целом – нет.

Не думаю, что я высказал какие-то новые открытия. Мне кажется, что довольно очевидно. Посмотрите на обсуждения темы аналитики отечественного ИТ-рынка за последние двадцать лет. Вопросы "как нам ускорить развитие ИТ-отрасли и ИТ-рынка в России", по-большому, счету отсутствуют как таковые. Точнее, они присутствуют в виде лозунгов с трибун, но никакого сколь-нибудь научно-обоснованных разговор по этой теме нет. Все давно смирились с тем, что ИТ у нас следуют в фарватере экономики, автоматически повторяя ее "зигзаги".

Но может ли ИТ перестать быть полностью зависеть от экономики и от цены на нефть? Может, но только для этого нужно провести реформирование структуры экономики, в том числе, чтобы она не зависила от нефти. Опять же, в этом тезисе не ничего нового. О том, что такие преобразования нужно проводить, речь идет уже пятнадцать лет, но только, как выяснятся, в каждый очередной кризис, ничего не делается. И тут с сожалением нужно отметить, что в последний год за разговорами об импортозамещении темы перевода экономики с "потребительской" модели на инновационную вообще не слышно. Все прогнозы по подъему экономики связываются сейчас с перспективами изменения цены на нефть, но не с какими-то структурными преобразованиями.

Перевод экономики на инновационно-рыночную модель развития должен автоматически повысить спрос на ИТ, как на средство повышения динамики и конкурентоспособности.

Вторая важная возможность: перевод нашей страны из сегодняшнего статуса потребителя ИТ (наше позиционирование в мировой системе разделения труда) в статус поставщика. Понятно, что это непростой и долгий процесс, но начинать когда-то нужно. Если бы начали это делать 15 лет назад, что сейчас многое выглядело бы иначе. К сожалению, за последний год мы во многом потеряли те позиции, которые все же удалось достичь.

Но в любом случае, если мы хотим что-то менять на ИТ-рынке, менять в плане позиционирования ИТ в экономике страны, то нужно сначала проводить серьезное исследование вопроса. Чего пока не наблюдается.
Митин Владимир
То, что я вижу в пресс-релизе - это перечисление известных банальностей... Подобные работы, без научного обсуждения, без "защиты" - это рекламная листовка, не более того

Да, пресс-релиз на редкость малосодержательный. Однако сей 80-страничный отчет легко скачать с сайта РВК. Он не является чьей-то диссертацией и потому не нуждается в публичной защите.

Однако построен он не только на анализе огромного количества фактических данных, но и на основе интервью с примерно полусотней известных ИТ-персон. А вот дискуссии, участники которых оперируют не столько фактами, сколько своими ощущениями, обычно бесплодны. Хотя порой и интересны...
Свинарев Сергей
Андрей, соглашусь практически со всеми вашими тезисами. Но, по-моему, главная проблема - как избавиться от "сырьевого проклятия"? Исторический опыт разных стран (например, Португалии) говорит о том, что от любого сладкого "проклятия" (будь то сырьевое, колониальное ...) избавиться очень трудно, и мало кому это удавалось. Особенно неудачное время для этого, когда "проклятие"  исчезает внезапно, как это сейчас и произошло с нашей страной. Инвестиционные ресурсы (и государственные, и частные) в такие времена крайне дефицитны, а надеяться на то, что образовавшийся от спада цен на нефть недостаток денег автоматически запустит внутреннее производство довольно наивно. Как это ни покажется странным, кризис начался не тогда, когда нефтяные цены упали, а тогда, когда они подскочили выше 100 долл. за баррель. Именно тогда, в тучные годы, нужно было принимать стратегические решения о стимулировании инвестиций в инновационный сектор, а сейчас уже поздно.
Остается только описывать три сценария, заранее зная, какой состоится на самом деле. :(  
Колесов Андрей
И ходить в церковь и там молиться...
Что, собственно, мы и делаем.

Как избавиться? Конечно, это сложный процесс, но совсем не безнадежный. Кстати, такой нефтяной зависимости в 90-е годы не было. Для нашей страны было несчастьем повышением цен на нефть, в результате чего страна пошла по пути "проедания", а не "созидания".
А возможность реализации модели "проедания" (жить на ренту) позволило создать тут бюрократическую вертикальную структуру, которая есть сегодня. И получается замкнутый круг, при котором наша государственная структура базируется именно на модели "проедания". Она не может перейти к "инновационной".
Т.е. переход к инновационной модели требует корректировки всей политической системы,
Именно поэтому разговоры о переходе к инновационности во время президенства Медведева выглядели совершенно несерьезно.
Обратите внимание: в последние пару лет о переходе к такой модели и не упоминается.

А переход будет, конечно, очень сложным, болезненным. Мы его переживали в течение 10 лет (1988-1998). Теперь нам предстоит сделать это еще раз.
А пример Португалии как раз говорит, что процесс сложных, но возможный. Сегодня Португалия не так уж сильно отличается от другой Европы. А посмотрите на Испанию, которая то же прошла такую ломку. А Германия, которая 70 лет назад была в руинах и нищите...