НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Импортозамещение как серьезная дополнительная нагрузка на экономику

Разговоры об импортозамещении (и о развитии экспортной составляющей) идут уже более года, а жизнь демонстрирует обратную картину. Об этом говорится в посте Петра Чачина "Импортозамещение наоборот".

«В 2014 году внешнеэкономическую деятельность осуществляли 127 предприятий {речь идет об радиоэлектронной промышленности}. Объем экспорта составил 1797,3 млн. дол. США, что на 16,7% меньше по сравнению с 2013 годом. Объем импорта составил 773,4 млн. дол. и увеличился по сравнению с 2013 г. в 2,5 раза». Основную долю внешнеторгового оборота составляет экспорт военной продукции (75%).
[spoiler]
А что в этом удивительного? О том, что так и будет – и речь касается не только про электронику, но и про ИТ – было понятно с самого начала, на основании достаточно простой прогнозной модели, о которой говорилось еще год назад.
И тогда же говорилось, что разговоры об импортозамещении совсем не являются "правильными" – как можно называть гипотезу правильной, если она противоречит объективным фактам?

Я еще год назад писал, что от идеи реализации импортозамещения в нынешних экономико-политических условиях, российские разработчики могут скорее проиграть, чем выиграть. Причины противоречия идеи "импортозамещения" и возможностей экономики страны представляются вполне очевидными.

Реализация импортозамещения в экономике – это серьезная дополнительная нагрузка для экономики. Простая замена "импорта" на существующие отечественные продукты автоматически приводит к снижению параметра качество/цена (или снижается качество или растет цена, а чаще – и то и другое). Это хорошо видно на примере продовольственной продукции. Но там параметр "качество" не является критичным, без многих продуктов человек может вполне обойтись без заметного ущерба для здоровья. А вот в самолетостроении отказаться, скажем, от автопилота, невозможно.

Если же мы хотим создать конкурентоспособные продукты мирового уровня, то нужны три вещи:
1. Очень серьезные долгосрочные инвестиции, чтобы создать продукты по функционалу на уровне пилотных экземпляров.
2. Выход на мировой массовый рынок, чтобы иметь конкурентную стоимость продукта.
3. Нужен выбор ПРАВИЛЬНОЙ модели реализации этой идеи. В упрощенном варианте, нужно выбрать оптимальную схему участия государства, местного бизнеса и зарубежного бизнеса..

Так вот: у нас есть серьезные проблемы по всем трем пунктам.

Успешная реальзация импортозамещения – это очень дорогостоящая и долгосрочная штука, которая может окупиться только через 10-15 лет. Начинать ее нужно в благоприятных для страны условиях, когда есть нужные "жировые запасы", устойчивость развития и перспективы развития.
Это было бы вполне реальным для нас в середине прошлого десятилетия… Но мы решили продолжать движение по укреплению государственной экономике с полной ориентацией на нефтедоллары.

Почему-то, говоря об импортозамещении, забывают, что страна находится в глубоком экономическом кризисе (экономисты говорят, что наш Резервный фонд будет исчерпан уже в 2016 году) и в серьезной международной изоляции. Все это наносит серьезный удар именно по российскому производителю. Да, он может получит преференции на уровне тендеров, но только для начала ему нужно сделать требуемую продукцию, а для этого нужны деньги… И время.

Импорт в российском ВПК растет не потому, что так решила Минпромторг, а потому, что у предприятий ВПК для продолжения выпуска продукции нет другого выбора. И экспорт падает, поскольку предприятия работают в сложных экономических (бюджетные накачки сокращаются) и внешнеполитических условиях.
Чачин Петр
Я поддерживаю позицию автора, но хочу отметить еще одну сторону нашего импортозамещения - политическую. Нашему руководству очень хочется показать "супостатам", что все эти санкции для нас ничего не значат, вот, мол, возьмемся и легко сделаем все сами. Но пока это не очень удается. Например, сетевое оборудование у нас по большей части используется американское. С ходу заменить его на отечественное не получается. Поэтому делается переход с Cisco на Huawei. Российские производители при этом, как правило, оказываются вне игры. Самое большее, что нам удается - это заместить некоторые изделия украинского ВПК, да и то не всегда.
Колесов Андрей
Я думаю, что "супостаты" не дураки. И они отлично понимают реальную цены подобных "пугалок". Все настолько очевидно...

Все эта шаманство - это исключительно PR для внутреннего потребления. Показать народу, что никакого кризиса нет, что дела идут отлично.
Масса наших людей, и даже из числа "экспертов", искренне уверены, что санкции - это благо для нас. Что вот теперь, сбросив оковы западных технологий, мы сможем выпустить на свободу свои....

Что значит "пока не удается"? Мы все как-то считаем, что делала свершаются сами собой по приказу сверху. Huawei начинала свою работу 30 лет назад. Ей понадобилось более 20 лет, чтобы выйти в число мировых грандов. А мы хотим это сделать за год! Иллюзии...

Хуавей начинала, когда считалось, что СССР в технологическом плане намного впереди Китая. Почему же "отсталый" Китай смог создать компанию мирового уровня в области сетей и аппаратуры, а мы - великая технологическая держава - не смогли?
Колесов Андрей
Посмотрите очередную новость МКС: http://minsvyaz.ru/ru/events/33297/

Они отметили... необходимость создания сильной российской промышленности и насыщения рынка высокотехнологичной продукцией отечественного производства с высокой добавленной стоимостью.

Это что-то в жанре посиделок бабушек у подъезда, которые "отмечают, что для хорошего урожая нужны дожди".

А что они делали 10 лет раньше, чтобы "создавать сильную промышленность"? Если у них ничего не получалось в течение многих-многих лет, то с какой стати у них получится что-то сейчас.

По вопросу дополнения плана по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности проектами Минкомсвязи России было отмечено, что десять проектов учтены в утвержденном плане в полном объеме, по девяти проектам имеются аналогичные номенклатурные позиции, а по шести проектам принято решение о включении их в корректировку плана.

Какие именно проекты? Сколько денег? Когда и какие результаты ожидаются? Кто за них отвечает?
Ни слова...