НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
ИТ-бизнес:

Блог

Плохие и хорошие новости интернет-компаний

Владимир Митин
21.10.2015 20:25:45

Хорошие новости состоят в том, что объемы продаж товаров и услуг, предлагаемых российскими интернет-компаниями, если измерять их в рублях, как правило, растут, даже несмотря на кризис. Плохие же новости заключаются в том, что темпы роста этих продаж почти повсеместно падают. Разумеется, есть и исключения.

Ниже вы видите три слайда из сегодняшнего доклада директора РАЭК (Российская ассоциация электронных коммуникаций) Сергея Плуготаренко, с которым он на форуме RIW-2015 (Russian Interactive Week 2015) выступил перед участниками топ-панели “Интернет и экономика: война или кооперация” в рамках презентации очередного ежегодного исследования “Экономика Рунета 2014-2015”, организованного РАЭК и Национальным исследовательским университетом Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ).



Из этих слайдов, в частности, следует, что по итогам 2014 г. в нашей стране рынок SaaS (ПО как услуга) хотя и увеличился на 26% (c 4,3 до 5,4 млрд. рублей), но темпы этого роста упали с 34% до 26%. Эксперты, привлеченные к проведению упомянутого выше исследования, полагают, что по итогам нынешнего года отечественный рынок SaaS вырастет до 6,3 млрд. долл. Но темпы этого роста составят лишь 17%.

Несколько лучше выглядит динамика отечественного рынка хостинга. По итогам 2014 г. он увеличился на 15% (до 5,6 млрд. руб), что даже выше темпов роста, наблюдавшихся годом ранее (+12%). Предполагается, что по итогам нынешнего года рынок хостинга также вырастет (до 6 млрд. руб.), но лишь на 8%. А вот рынок, связанный с продажей доменов в нынешнем году, как предполагают эксперты, останется на том же уровне, что и в прошлом.



Также в нашей стране уменьшается динамика темпов роста рынка мобильной и веб-разработки: если в 2013 г. этот рынок вырос, по сравнению с 2012-м, на 71% (до 21 млрд. руб.), то по итогам 2014 г. рост составил всего 15%. А в нынешнем году, по оценкам экспертов, он увеличится лишь на 5% (до 25,4 млрд. руб.). Хуже обстоит ситуация с динамикой роста рынка поисковой оптимизации. Если по итогам 2014 г., он вырос на 9%, то по итогам нынешнего года он, предположительно, уменьшится на 3%



Ещё более плачевная ситуация складывается с рынком медийной рекламы, которая по итогам 2014 г. упала на 5%, а по итогам нынешнего года, как предполают эксперты, рухнет (по сравнению с 2014-и) ещё на 10%. А вот рынки контекстной рекламы и видеорекламы, выросшие в 2014 г. на 23% и 30%, соответственно,

В целом же, по данным упомянутого выше аналитического труда, объем исследованных интернет-рынков (контент и сервисы) по итогам 2014 г. составил 1094 млрд. руб., а объем рынка электронных платежей — 476 млрд. руб, что в сумме эквивалентно 2,2% ВВП России за 2014 год. А объем экономики интернет-зависимых рынков составил более 11,8 трлн. рублей, что сравнимо с 16% ВВП России.

На вопрос о том, какие компании следует считать интернет-зависимыми, главный аналитик РАЭК Карен Казарян отвечает так: “Если говорить в общих чертах, то это компании, деятельность которых могла бы существовать и без интернета, но они перевели в него свою деятельность на уровне маркетинга и дистрибуции продуктов и услуг, ключевых бизнес-процессов, других составляющих бизнеса”. Согласитесь, что это достаточно расплывчатое определение. Однако понятно, что прогресс неизбежен и по мере цифровизации бизнеса -- в том числе, благодаря внедрению концепций IIoT (ndustrial Internet of Things, Промышленный интернет вещей) в деятельность реальных предприятий разных отраслей экономики – количество интернет-зависимых (а также “интернет-полузависимых”) предприятий в нашей стране будет расти.

Интересно отметить, что растет и количество людей, работающих в интернет-компаниях. Согласно прошлогоднему отчету РАЭК и НИУ ВШЭ “Экономика Рунета 2013-2014”, в нашей стране общее количество сотрудников интернет-компаний составляло 1,2 млн. В нынешнем же отчете говорится: “В компаниях, относящихся к 17 сегментам экономики Рунета, включая самозанятое население, работает порядка 2 млн. человек”.

Понятно, что чем глубже Интернет будет проникать в жизнь людей и деятельность предприятий, тем выше будут доходы интернет-компаний и шире общее количество работающих в них специалистах.
Из слов главы Минкомсвязи Николая Никифорова, произнесенных в рамках упомянутой выше топ-панели “Интернет и экономика: война или кооперация” следует, что главное внимание его ведомство уделяет трем проблемам: протягиванию оптоволокна до самых отдаленных и небольших населенных пунктов России (это базис для организации интернет-сервисов), улучшению работы “Почты России” (ведь товары, заказанные в онлайне, сами по проводам не бегают, их кто-то, в случае необходимости, должен доставить до самых отдаленных медвежьих углов) и подготовке достаточного количества квалифицированных ИТ-кадров, которые необходимы не только ИТ- и Интернет-компаниям, но и обычным предприятиям и организациям, лишь потребляющим информационные технологии.

Комментариев: 0

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии