
"Миграция" – это общий термин, означающий "географическое перемещение населения". Если же говорить о проблемах отраслевых кадров, то кроме традиционного географического аспекта, в этом термин нужно включать и перемещение кадров в более широком смысле: перетоки между отраслями, приход молодых специалистов (из вузов, школы), уход на пенсию. В очень упрощенном постановке вопроса (с точки зрения отрасли в целом) эта задача похожа на традиционную задачу с бассейном, в которые есть "входные" трубы и есть "выходные", и нужно с их учетом, понять текущую ситуацию и оценить динамику.
Правда, нужно подчеркнуть, что кадры – это все же вода. Вода – везде одинакова, а кадры – очень разные. Если у вас в отрасль втекают, скажем, исключительно выпускники школ, с минимальной ИТ-подготовкой, а вытекают самые квалифицированные и опытные (для программистов - в возрасте от 25 до 35), то баланс будет трудно назвать положительным. (В этом случае нужно строить более сложную "водяную модель" – с учетом не только объемов, но температуры и химсостава воды).
Так вот, в разосланном пресс-релизе, рассказывается не о "миграции", а только об "иммиграции" (входной внешний поток в страну). При этом ничего не говорится не об "эмиграции" (выезд из страны), ни о притоке молодых внутренних кадров. Ни о показателях безработицы, которые важны сами по себе всегда, но становятся еще более актуальными во период затяжного экономического спада (появляется еще один "вектор" движения кадров – за пределы отрасли по причине сокращения потребности в кадрах).
Странно и то, что, приводя абсолютные оценки по притоку программистов (в основном из Украины) – 5-10 тыс. человек, авторы пресс-релиза, не приводят никакие данные по рынку в целом. Если в некие водоем втекает 1 куб вод в секунду – это много или мало? Без знания объема водоема (выпопанные на даче пруд или озеро Байкал) ответить на этот вопрос невозвожно.
Вообще-то, данные пресс-релиз – это просто вырезка из годового отчета РУССОФТ, опубликованного еще в октябре 2015 года. Там есть отдельный раздел

Но хотя в нем довольно много страниц, вопросы миграции в нем тоже фактически никак не рассматриваются, все, основном, сводится к той же "иммиграции". Но в начале раздела есть интересная информация.
Дело в том, что РУССОФТ, давая свои оценки рынка "российского экспорта ПО", никогда не уточняет, как эти доли распределяются между собственно "российской" и "внероссийской" составляющих (хотя вопросы по этому поводу ему задаются много лет).
Вот и сейчас, в конце этого года РУССОФТ анонсировал свои оценки рынка (которые быстро были растиражированы СМИ), в которых, частности, приводилась такая величина – 190 тысяч российских программистов, работающих в профильных ИТ-компаниях (а с учетом компаний-заказчиков – 450 тысяч). Но что понимается по "российские программисты"? Оказывается, в это число РУССОФТ включает и сотрудников внероссийских центров разработки (принадлежащих, чаще всего, совсем не российским компаниям).

Причем о динамике процесса (как изменяются "внутренняя" и "внешняя" части) ничего не говорится. Однако имеющиеся сведения говорят о том, что соотношение сейчас заметно меняется в сторону внешний составляющий (есть данные о закрытии центров разработки в России и о создании вне страны).
При том, что вопросу об эмиграции ИТ-кадров в исследовании РУССОФТа отведено всего несколько строк.
Скорее всего, даже если количество выезжающих за рубеж программистов из России и увеличилось после падения курса рубля и связанного с этим снижения уровня зарплат в долларовом выражении, то оно вряд ли превысило 1-2 тысячи специалистов. Выезжают наиболее грамотные разработчики, владеющие иностранными языками. На отдельных компаниях такой отток может отразиться негативно, но для всей отрасли он пока не является значимым явлением. |
Хотя в другом месте отчета говориться, что по данные кадровых агентств говорится, что интерес к работе за границе усилился.
В целом, из отчета РУССОФТ можно сделать вывод о том, что основным источником ИТ-кадров у нас является Украина (а не, скажем, высшая школа). К сожалению, авторы отчета не дают своего прогноза развития ситуации. Тогда я позволю это сделать на основе общего анализа ситуации: украинский источник будет быстро иссякать. Вполне очевидно, что этот поток будет все сильнее разворачиваться с Востока на Запад. А может быть, эмиграция оттуда будет вообще быстро спадать, в том числе, за счет создания центров разработки (в том числе "российским" компаниями) внутри страны.
На то этот и "исследование", чтобы искать ответы на непростые вопросы.
Но дело не в этом. Проблема исследования РУССОФТ заключается в том, что у них вообще нет "модели рынка" (я это кратко пояснил на примере с бассейном и трубами). Идет какой-то набор слов (что-то в стиле Остапа Бендора, который развлекал публику в шахматном клубе анекдотами), а системы, модели нет.
У них половина текста раздела посвящена Украине. Например, приводятся данные официальной миграционной службы России, сколько людей прибыло. А сколько выбыло и из России? ФМС знает, но этих данных нет.
Наверняка, в EC и США известно (и опубликовано), сколько они выдают рабочих виз, в том числе из России. Но этим просто никто не интересует.
Ни слова не говорится: столько пришло программистов из вузов? Получается НОЛЬ? А куда же идут "ИТ-бюджники", которых принимают десятками тысяч?
Короче, сам раздел отчета (наверное, и другие) - крайне слабый чисто в методическом плане.
Что касается "удаленных программистов" - опять же это нужно изучать. Я думаю, что таких КРАЙНЕ мало (только индивидуалы). Такого практически не бывает, чтобы центр был в одной месте, а сотрудники - в другом. Обычно - они и локально сидят.
даже с определения кого считать программистом
в реальности программистов-разработчиков тысяч 20-40 если набёрётся в РФ, хорошо - а если отсюда утекёт около 2-3 тысяч то это уже очень существенно проседание
а удалёнщиков действительно много стало