НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Как обстоят дела с фундаментальной подготовкой в вузах страны

После публикации поста Вспоминая о Эдварде Йодане – о человеке, который превратил программирование из искусства в технологию я получил несколько откликов по электронной почте от своих друзей и знакомых. В том числе мне напомнили еще о нескольких важных книгах, помогавших нам осваивать специальность в 70-80-е года. В том числе, о работе Р. Шеннона "Имитационное моделирование систем. Искусство и наука". Я в свою очередь вспомнил об афоризме тех же лет: "Пока мы спорили о том, что такое программирование – искусство или наука, Йодан дал правильный ответ – технология".
[spoiler]
В том числе мы обсуждали этот вопрос с давним приятелем (доктор наук, профессор, завкафедрой одного из естественных факультетов МГУ), который в конце поделился такой проблемой:

Из моей недавней переписки с магистрантом-отличником.
Я: посчитай взаимную корреляционную функцию двух рядов наблюдений.
Он: А что это такое?
Я: Объясняю что и пишу, что есть масса пакетов программ, позволяющих ее рассчитать. Но лучше в качестве упражнения написать самому небольшой код в VBA, MadCad, Mathematica, в общем в любой системе, которой владеешь.
Он. К сожалению не умею..

Мой лучший на сегодня студент...
А ректор наш везде говорит о том, какое у нас фундаментальное образование и как несправедливы рейтинги, ставящие МГУ во вторую сотню...

В общем-то, мы с ними подобные вопросы обсуждаем давно, и это его сетование не стало особой новостью для меня. Но тем не менее, я задал встречный вопрос: почему же так получается.

Эти вещи они должны получать в рамках базового цикла фундаментальных наук при изучении прикладной математики. Ты все время вспоминаешь, как вас в хорошем смысле мучали на разных курсах математики. А сейчас по-видимому у того же ВМК сил на мучения хватает только для своих студентов. А чужие идут по остаточному принципу: более слабые преподаватели, более слабая программа, более либеральное отношение: естественникам это не нужно... В наше время (он закончил МГУ примерно в 1980м), конечно, не любой студент 5-го курса мог бы написать такую программу, но лучшие бы смогли…

Впрочем, сравнивать "сегодня" с тем, что было много лет назад, крайне сложно, да и вряд ли это продуктивно. А вот сравнивать наше образование с зарубежными – можно и нужно. Если ли у нас методики подобных сравнений для, например, ИТ-специалистов? Мне видеть каких-то исследований на этой счет ни разу не встречал.
Колесов Андрей
С целью улучшения подготовки кадров в высшей школы.
С целью понимания того, какие вузы финансировать, а какие - прекращать финансировать.
С целью, чтобы абитуриенты знали - куда нужно идти учиться.
И на какие специальности - как специальности являются конкурентоспособными
Alexander Fields
Например, ИТ-специалист. Получил образование в вузе, находящемся в списке 10-ти лучших в России. И меня больше удивляет не то, как обстоят дела с фундаментальной подготовкой в вузах страны, а сама ситуация, когда инженер-{физик,химик,биолог,геолог,физиолог,etc} вынужден становиться так называемым ИТ-специалистом.

ИТ-специалист — тот, кто умеет применять компьютерные технологии для <чего-то>. Соответственно биолог применяет софт для своей прикладной области или фундаментальной научной деятельности. Но это в идеальном мире.

В реальности ~5% выпускников ведущих вузов страны в итоге занимаются в лучшем случае развитием бизнеса или другими словами как сделать так, чтоб продать потребителю побольше. Аналитики. Затем чуть потолще прослойка программистов ~10%, хотя для этого достаточно образования ПТУ. Далее масса 80%, кто где. Всякие менеджеры проектов и прочая административка/продажи. Причём трудятся в основном на зарубежный капитал, издалека похожий на российский. Компания Яндекс, например. ~1% уезжает в штаты или какую-нибудь Австралию. Единицы попадают в российскую нефтянку или металлургию, но, конечно, не просто так. Хотя им вряд ли позавидуешь, ибо воют с тоски. //данные о % взял из своего ближайшего окружения "однокашников"

К чему эта тирада? К тому что у нормального человека в нашей стране нет стремления идти учиться и узнавать, что такое корреляционная функция и как её применить. Потому что применить негде и это как-то ощущается ещё до поступления в ВУЗ. Наука выживает за счёт грантов, то есть наука в мейнстриме отсутствует. А для того, чтобы мониторить статистику поведения потребителя, хватит и отрывочных/остаточных знаний математики 1-го, 2-го курсов.

Что делать? Заполнять пустоту в середине между землёй и наукой. А для этого потребуется переосмыслить перспективность сырьевой экономики. А до тех пор выпускники так и будут зависать в воздухе, либо примыкать к силам "идеологического противника".

P.S.: этот ваш "MadCad" здорово повеселил :-)
Колесов Андрей
Тема, конечно, многогранная. Тут и вопросы - каковы требования по высшему образованию в целом, какова роль ИТ в подготовке "неИТ"-специалистов, каковы требования к ИТ-специалистам.
Каков уровень высшего образования в России по сравнению с передовым миром..
И пр....

Но вы написал о самом главном!
Речь о том, что высшая школа - это часть страны. Ее проблемы и перспективы определяются проблемами и перспективами страны.

У нас давно реализауется модель "консервации ситуации", а не "развития". Модель не создания инновация, а сугубо потребления. Продали нефть-газ - истратили деньги ("освоение бюджетов).
Депрессивная экономика, депрессивные настроения...
А учеба, высшее образование - это вопросы стратегии, будущего развития общества и конкретного человека на десятилетия вперед.
А что у нас будет через 5-10 лет?  Нужны будут стране физики и врачи?  Или спрос будет только на чиновников, военных летчиков и менеждеров сетевых супермаркетов?