НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

"Цифровая экономика" и "цифровой бизнес" – в чем разница?

Где-то года два-три назад на ИТ-мире начала обсуждаться тема "цифрового бизнеса", которая весной прошлого года пришла и в Россию. Лично для меня самым запоминающимся обсуждением этого вопроса стала весьма насыщенная дискуссия в пленарной части конференции DigEn ("Digital Enterprise by Docfow", май 2016, см."Вступая в эпоху цифрового бизнеса"), которая по замыслу организаторов (компания ABBYY) должна была стать логическим продолжением DOCFLOW (многолетнего хита российского ИТ-рынка). Что-то вроде "от использования информации для поддержи бизнеса до бизнеса, основанного на знаниях".
[spoiler]
Однако, надо сказать, что уже тогда, на той прошлогодней конференции было видно, что это переход от DOCFLOW к DigEn выглядит как-то не очень естественно, не очень гладко. Если вспомнить о языке математики, то наблюдался какой-то явный "разрыв функции", отсутствие "непрерывности функции": мероприятие явным образом состояло из двух частей – традиционное DOCFLOW и новой DigEn, которые совершенно не пересекались друг с другом. Было впечатление, что вы сначала посмотрели научно-фантастический фильм о будущем (DigEn), а потом, выйдя из зала попали в "сегодня"...

Осенью прошлого тема "цифровой бизнес" как-то сникла, а потом даже, скорее, затухла.

Но в марте поднялась новая "цифровая волна", но несколько в другом антураже – "цифровая экономика". Причем, что было несколько неожиданно, поднял эту волну не ИТ-бизнес (как в случае с "цифровым бизнесом), а наша отечественная государственная машина. И поднятая тогда ею (госмашиной) PR-волна этим летом получила некоторую типичную для государственных обсуждений "материализацию" в виде очередной госпрограммы "Цифровая экономика", одобренной в конце июля в виде Постановления правительства, подписанного премьером Дмитрием Медведевым.

Казалось бы, все выглядит вполне логично: представители бизнеса выступили с идей "цифрового бизнеса", которую поддержали властные структуры выведя темы с уровня "частных инициатив" на некий "национальный" уровень.
Однако, на мой взгляд, дело обстоит иначе. Очень виден какой-то "разрыв функции", причем с уходом не в будущее, а скорее, в прошлое.

Считается, термин "цифровая экономики" впервые ввел в обиход в 1995-ом году американский информатик Николас Негропонте. Вот как сегодня определяет его понятие –Википедия:

Электронная (цифровая, веб, интернет) экономика — экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях[1]. Речь идёт не столько о разработке и продаже программного обеспечения, сколько об электронных товарах и сервисах, производимых электронным бизнесом и электронной коммерцией.
Давайте посмотрим, что авторы программы "Цифровая экономика" подразумевают под этим термином?

Цифровая экономика – экономика, "в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан.

Из этого определения видно суть ЦЭ – использование ИТ, использование данных в цифровом виде, использование современных электронных средств коммуникаций.

Задача эта понятная и тут есть много, что делать, но все это совсем не новая задача. Она активно решается ИТ-сообществом уже лет 15-20, и, кажется, еще 10 лет на нее обратило внимание наше государство в формате программы построения "Информационного общества".
Во всяком случае это существенно отличается от формулировки целевых задач "цифровой бизнес".

Отличие это видится во так: одно дело перевести решение учетных задач в цифровой вид (автоматизировать существующие деловые процессы), другое – использовать аналитику цифровых данных для создания качественно новых деловых процессов.

Прошлогодняя статья о называлась "Вступая в эпоху цифрового бизнеса". Но, похоже, тогда вступление было несколько преждевременным. Расширения темы за прошедший год не было вмдно, скорее, наоборот. Это видно, в частности, и потому что второй конференции DigEn в этом году не случилось.

Эпоха DOCFLOW закончилась, а эпоха экономики знаний не началась.
Пока будем строить "цифровую экономику"...
Павел Исопенко
По теме будут две мысли. Первая - в чём разница. Предположительно в том, что одно есть часть другого. "Цифровая экономика" в той формулировке, которая даётся программой - целое. "Информационное общество" и "цифровой бизнес" - подмножества. Совершенно необходимые подмножества, без них целое будет ущербно, но всё же лишь части общего.
Вторая мысль касается аналогии между цифровой экономикой и строительством метро, в смысле мотивов решения о начале строительства того и другого. Невозможность (неспособность?) наладить наземный транспорт в Москве в начале 1930-x привело к решению о  развитии подземного. Как оно было и к чему привело - всем известно, теперь это критически важная часть городской инфраструктуры.  С экономикой страны без малого век спустя выглядит как-то очень похоже.
Вячеслав Полионов
Павел! Во-первых, конечно, понятие "инф. общество" более общее, охватывающее все стороны жизни общества. ЦЭ, это все-таки экономика, хотя, судя по определению в Программе, это слово надо понимать широко: как "хозяйство". Но, во-вторых, не понятен смысл этих программ. В условиях рынка внедрение того или иного инструментария является делом субъекта хозяйствования. Т.е. в реальную то экономику государство на уровне "обязать" использовать тот или иной инструментарий не может. А внедрять ИТ на госпредприятиях без участия широкого круга потребителей внедряемых ИТ продуктов не мыслимо именно по настоящим экономическим причинам. Таким образом, ИМХО, это все шуршание бумажками не имеющими никакой перспективы. ИТ технологии будут развиваться именно в русле развития хозяйства страны, а не в роли локомотива. Если мы  и дальше будем проваливаться в экономическую яму, то ... А аналогия с метро не вполне уместна. Это была хорошо продуманная и блестящая идея планового хозяйства.