Блог

Документационное обеспечение управления и делопроизводство. В чем разница?

Андрей Колесов
16.08.2011 15:23:19

Краткий ответ – ни в чем. У меня и раньше было ощущение, что это именно так, но весной услышал об этом из первых уст. Но сначала про другое.

После летнего перерыва Владимир Андреев возобновил публикацию своего цикла статей Создание системы автоматизации документооборота. Часть 4. Классификация функций и приложений автоматизации документооборота. У нас на сайте представлена "Часть 4. Классификация функций и приложений автоматизации документооборота". Там рассматриваются типы разных СЭД-приложений. Хотя, мне кажется, что называть это "типами" приложений – не очень верно. Наверное, все же речь идет о функциональных блоках система, а как именно реальзован этот функционал – в виде отдельных приложений или каких-то встроенные функций единой системы – это совсем другой вопрос. Наверное, говоря о приложения, было бы лучше говорить о архитектурно-техническое организации ПО.

Так вот в статье это поминается понятие "документационное обеспечение управления" (ДОУ), но кроме того присутствует и слово "делопроизводство". А в чем разница?

Замечательную историю по этому поводу я услышал в докладе Александра Пшенко (завкафедной ""Документоведение и ДОУ", государственный университет управления)…на апрельском Инфодокуме 2011. Содержание ее было примерно таково.

В начале 90-х годов формировались предложения для какой-то госпрограммы. И нужно было туда включить направление автоматизации делопроизводства. Но под "автоматизацию делопроизводства" было трудно получить деньги, так как под это уже много раз брали раньше. Известное дело: если нельзя поменять суть дела, то нужно поменять название. Сидели-сидели эксперты на кухне в ночных разговорах и придумали – ДОУ. Так и записали в заявке на программу.

Предложения в целом начальством были принятны, но было высказано встречное пожелание: заменить непонятный терним ДОУ на что-то более знакомое. Например, на делопроизводство…

Но ДОУ уже был придуман и стал жить своей жизнью. Звучит, конечно, намного солиднее и инновационней…

Доклад Александра Пшенко, кстати, назывался "Терминологические проблемы в сфере ДОУ", но разговор так был, как мне показалось тогда, не только о терминологии, но и о вопросах подготовки специалистов-документоведов. Я с ним немного поговорил в перерыве, предложил ему подготовить статью по этой теме для публикации у нас, принимать участь в блоге…
Но как-то, видно, пока не складывается у него. Что ж, возможно, в новом учебном сезоне подключиться….

Комментариев: 8

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

Andrew
16.08.2011 16:35:38

Цитата
Замечательную историю по этому поводу я услышал в докладе Александра Пшенко (завкафедной ""Документоведение и ДОУ", государственный университет управления)…на апрельском Инфодокуме 2011. Содержание ее было примерно таково.

В начале 90-х годов формировались предложения для какой-то госпрограммы. И нужно было туда включить направление автоматизации делопроизводства. Но под "автоматизацию делопроизводства" было трудно получить деньги, так как под это уже много раз брали раньше. Известное дело: если нельзя поменять суть дела, то нужно поменять название. Сидели-сидели эксперты на кухне в ночных разговорах и придумали – ДОУ. Так и записали в заявке на программу.
Андрей, проверьтесь у специалистов - у Вас серьёзные проблемы со слухом и/или с памятью (возможно, на фоне экстремальных температур). Термин ДОУ появился совсем в другое время, и обоснование было другим. Лишь фамилию рассказчика Вы почему-то не исказили smile;) smile:evil:

Andrew
16.08.2011 17:20:16

Цитата в тему:

«Третье теоретическое направление в документоведении – разработка научного представления о содержании документационного обеспечения какой-либо деятельности. Понятие «документационное обеспечение», как нам представляется, должно заменить устаревшее понятие «делопроизводство». Наполнение его конкретным содержанием является актуальной задачей в современных условия, поскольку его отсутствие может служить тормозом в практических работах. В качестве рабочей гипотезы можно предложить следующее: документационное обеспечение есть та практическая деятельность, исследованием которой занимается документоведение; в него входят: унифицированные формы документов, обеспечивающие выполнение организацией всех присущих её функций; информационно-поисковые системы по этим документам, включающие регистрацию, учёт, хранение и поиск документов в период их функционирования; контрольные системы, обеспечивающие выполнение заданий и поручений по всем функциям; системы управления документацией, имеющие целью разработку форм документов, правил их подготовки и использования, установление ответственности и организацию работ в сфере документации.»

А.Н.Сокова «Современные исследования в области документоведения», Советские архивы, 1978, №4, с.42-50

16.08.2011 17:37:45

Очень хорошо, но тут я выступаю только как пересказчик: что и как слышал, то и рассказал. Пусть Александр Пшенко поправит, если посчитает нужным.

16.08.2011 17:35:00

Тогда я, как модератор блога, должен высказать вам предупреждение: если вы еще раз будете нарушите правила блога (тут обсуждаются не личности авторов и их состояние здоровья, а написанное ими), то будете еще раз (помните, как это было в прошлый раз?) наказаны - будете лишены права писать комметарии, на этот раз (поскольку это будет уже повторно, красная карточка) - на месяц.

И хочу заодно напомнить, что замечания модератора не обсуждаются и не комментируются.

Andrew
17.08.2011 16:49:07

Ещё одна цитата:

"Термин "документационное обеспечение управления" вошел в научный оборот примерно с середины 1970-х гг. в связи с изменением организационно-технической основы делопроизводства и методологических подходов к его совершенствованию благодаря активному внедрению в сферу работы с документами средств вычислительной техники и появлению новых информационных технологий. Однако, новый термин менее удобен в употреблении, так как он является словосочетанием из трех слов. Скорее всего, из-за сложности его употребления не произошла замена терминов ("делопроизводства" на "документационное обеспечение управления"), которые употребляются сегодня как синонимы.

Тем не менее между данными терминами все-таки существуют некоторые различия. Термин "документационное обеспечение управления" подчеркивает информационно-технологическую составляющую в современной организации делопроизводства и его лучше употреблять, когда речь идет о компьютерных технологиях работы с документами. Термин "делопроизводство" преимущественно используется при описании организационной стороны и традиционных приемов работы с документами."

Энциклопедия делопроизводства, http://www.edou.ru/enc/vvedenie.php

NB Я добыл-таки аудиозапись выступления Пшенко на Инфодокуме, и, справедливости ради, должен признать, что в возникшем недоразумении во многом виноват именно он. Уж больно лихо он перескочил по ходу рассказа с событий 1980-х годов (появление термина ДОУ) на Егора Гайдара (частичный отказ от термина ДОУ в пользу "делопроизводства"), поэтому слушателям, не знакомым с историей ГС ДОУ, сориентироваться "во времени и пространстве" было, наверное, непросто. В то же время, как я и предполагал, в записи нет ни единого слова о "трудностях с получением денег" .

17.08.2011 17:05:44

Т.е. извиняться за
1. Откровенную грубость
2. Ложное обвинение в неправде

не собираетесь?
Понятно...

Andrew
17.08.2011 17:27:17

Ложное обвинение? Вы 1) грубо ошиблись, 2) показали своё незнание предмета - что простительно случайному слушателю, непростительно специалисту, 3) изоврали-таки слова Пшенко по поводу причин появления термина ДОУ. Подобные "неточности" Вы позволяете себе регулярно, так что не нужно строить из себя незаслуженно обиженного. Да и что обидного в том, что кого-то беспокоит Ваше здоровье? Лучше выпейте-ка холодного пивка для снижения температуры процессора, - и модератору тоже налейте smile;)

17.08.2011 17:44:22

Тогда как было обещано вчера (по поводу "здоровья" и "пивка")
Как модератор сообщаю вам:
до 17 сентября 2011 вы лишаетесь права писать в данном блоге. Любые ваши комментарии до этого времени будут удаляться.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

Интересно

Статьи

АО “Транснефть — Прикамье”: опыт создания электронных хранилищ документов
Полноценная реализация процессного подхода к управлению бизнесом возможна только на прочном фундаменте …

ИТАР-ТАСС создает национальное хранилище печатных и электронных изданий
Постановлением правительства РФ от 07.04.2017 N 420 утверждено положение о деятельности …

Государственная электронная почта: опыт Германии и России
Электронные средства коммуникации развиваются уже не один десяток лет, обеспечивая быструю и удобную передачу …

“1С” обкатает новую версию “1С:Документооборота” на проекте в “Почте России”
С конца прошлого десятилетия автоматизация управления документами из нишевого направления информатизации …

Языково-независимая обработка документов: нахождение связей с помощью статистики, машинного обучения и графов
Вы бы хотели иметь возможность находить близкие вашим интересам научные работы независимо от предметной …

Мы в социальных сетях

PC Week/RE в Facebook PC Week/RE в Контакте PC Week/RE в Google+ PC Week/RE в Одноклассниках PC Week/RE в Twitter

Решения

Исследование DIRECTUM: Готовы ли российские компании к облакам?
Изменения отношения к облачным технологиям — очевидны. Но нам интереснее увидеть больше конкретики по рынку СЭД, тем …

Анализ и визуализация данных в СЭД CompanyMedia
Универсальное аналитическое решение в составе СЭД CompanyMedia, ориентировано на сбор, агрегацию, обработку и …

«ИнтерТраст» предлагает готовые проекты документов, регламентирующих использование электронной подписи и электронного контента
Компания «ИнтерТраст» расширяет спектр услуг по обеспечению правомерности использования электронных документов …

Автоматизация работы с агентами. Опыт Synerdocs в СПАО «Ингосстрах»
В 2014 году одна из крупнейших страховых компаний России — СПАО «Ингосстрах» — приняла решение …

Переход на электронные документы в отдельно взятой торговой сети. Пример Synerdocs и Wildberries
В конце 2014 года крупнейший российский интернет-магазин Wildberries объявил своим партнерам о переводе обмена …

Блог

Второй экземпляр счета-фактуры налогоплательщик не вправе хранить в электронном виде, если покупателю он был выставлен на бумаге
Уже несколько лет как счет-фактура обрел электронный формат и далее, на волне развития инфраструктур ...

О странностях (давних и продолжающихся) электронно-бумажного государственного документооборота
Могут ли ИТ сами по себе улучшить нашу жизнь?
Вопрос это, конечно, является риторическим. Ответ изв ...

Расчетный листок может быть направлен работнику в электронной форме
В условиях удаленной работы и взаимодействия с сотрудниками, которые работают дистанционно, безуслов ...

О перспективах хранения электронных документов архивным ведомством
На эту тему сегодня удалось поговорить с одним из ведущих представителей архивного сообщества страны ...

Что нам делать с нашей электронной подписью? (продолжение)
А делать что-то надо…
После публикации две недели назад поста под таким же названием прошли диску ...

 

Лидеры читательского рейтинга

Статьи

Записи в блогах

Панорама

Облачные вычисления с VMware vCloud Air Network
Для разных компаний требуются разные стратегии облачных вычислений, но все они будут использовать облако.
Гиперконвергированная инфраструктура, отвечающая современным требованиям ведения бизнеса
Цифровая экономика изменила все аспекты ведения бизнеса. Пользователи становятся более требовательными, технологии постоянно развиваются, и от ИТ-отделов ожидают большей адаптивности и быстроты реагирования, чем прежде.
ASUS Transformer 3 Pro: непревзойдённый универсал
В ходе масштабной пресс-коференции, которая предваряла открытие прошлогодней выставки Computex 2016, глава ASUS Джонни Ши продемонстрировал немало выдающихся новинок, от смартфонов серии ZenFone 3 до домашнего робота-помощника Zenbo.
4 способа повышения рентабельности инвестиций (ROI) при использовании не только решения ERP по планированию ресурсов предприятия, но и системы управления складами WMS
Основная задача складского хозяйства — идеальное выполнение заказов. Модуль складского учета, входящий в состав решения по планированию ресурсов предприятия (ERP), решает эту задачу в условиях очень малых и малых складов.
История успеха: Ferrari реорганизует процессы поставок и оптимизирует управление материалами с помощью Infor LN
Компания Ferrari — один из мировых лидеров по проектированию, конструированию, производству и продаже самых узнаваемых спортивных автомобилей класса люкс. Для повышения эффективности и упрощения управления своими внутренними процессами компания приняла решение о внедрении системы управления ресурсами предприятия Infor® LN.

Интересно

 

Создание сайта - студия iMake
© 2017 АО «СК ПРЕСС».
Информация об авторских правах и порядке использования материалов сайта.
Правила поведения на сайте.

На главную PC Week/RE  |  Об издании  |  Архив номеров  |  Подписка на бумажную версию
Другие проекты «СК ПРЕСС»ITRNБестселлеры IT-рынкаByte/РоссияCRN/REIntelligent Enterprise/REPC Magazine/RE.