Блог

РоПД. Для кого предназначены документы

Андрей Колесов
24.08.2011 09:03:10

Лето (а значит, и отпускная пора) еще не закончилось, можно еще не торопясь поразмышлять о природе документов. Итак, в прошлые разы мы выяснили, что документ – это некий информационный объект некоторой информационной системы (в широком понимании "информационной", не только с использованием ИТ). И я предложил подправить формулировку, приведенную сейчас в Википедии, представив ее в таком виде:

Документ — информационный объект некоторой системы управления информацией, содержащий сведения в зафиксированном виде и специально предназначенный для ее передачи во времени и пространстве.

Но все же эта формулировка также требует уточнения в части "ее передачи". Со временем и пространством – тут все, в целом, понятно. Но нужно еще понять – для чего передаются сведения, между кем и кем.

Ведь информация хранится (передача во времени) и передается в пространстве не просто так, для хранения. Это делается для того, чтобы информация могла использоваться для решения каких-то задачах, а значит – могла быть обработана (в том числе, как частный случай - принята к сведению).

В общем-то, в трактатах о природе документов (в том числе и где-то в Википедии) часто приводится такая классификация документов – машиночитаемые и человеко-понимаемые.
Опять же, мне кажется, что такое разделение не очень верно (или вовсе не верно), т.к. тут делается акцент на инструментальные моменты, а не на целевые задачи.

Для чего нужны документы? Не для того, чтобы их читать и даже обрабатывать. А для того, что на содержащихся в них сведениях принимать решения.
"Принимать решения" – опять же – в широком понимании этого слова, в том числе пополнять знания, которые в принципе также нужны будут для принятия решения, но не сейчас.
Раньше принимал решение только человек. Но сейчас – опять же в широком понимании – решения могут принимать и компьютеры. Решения, на основе которых выдаются управляющие воздействия.

Короче говоря, получается, что документы предназначены для понимания их содержимого человеком, который на основе этого содержимого принимает решение. Например, пограничник в аэропорту принимает решение – пропускать или не пропускать прилетевшего через границу. Сотрудник, получивший приказ директора, вносит какие-то коррективы в свою работу.

И как следствие получается, что ключевой функцией информационной системы является представление содержимого документа из какого-то внутреннего вида в человеко-понимаемый вид. И обратно.
Далее получается, что человек, в общем случае, имеет дело не самим документом, а с его представлением, сделанным системой…

Легко понять и то, что привычный бумажный документ – это частный случай описанного выше. Ведь о того, что текст отпечатан на бумаге, понимание его не становится автоматическим. Как минимум нужно, что человек, принимающий решение, умел читать. Да еще и знал язык, использованный в документе. А кому-то еще нужны очки…

Комментариев: 8

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

Андрей Стесин
25.08.2011 10:55:45

Целевая функция документа, как основания для принятия решений - по-моему это вы очень хорошо и точно подметили. Наверное, новое полное и уточненное определение документа вам уже пора как бы "официально" предложить сообществу в некой оформленной редакции, пора уже.

Но с чем я резко не соглашусь - с тем, что якобы решения могут принимать и компьютеры пусть даже и в каком-то мифическом "широком смысле". Право принимать решения исключительно принадлежит тому субъекту, который в состоянии нести ответственность за эти решения. Тупая железка нести ответственность неспособна; максимум - это снова-таки человек, автор реализованного железкой алгоритма принятия решений.

Так что давайте принятие решений навсегда и безоговорочно оставим за человеком. Пусть даже при принятии решений он использует (программные) инструменты - все равно субъект решения это человек. Кесарю - кесарево, а слесарю - слесарево.

Стас
25.08.2011 11:30:07

Что-то поздновато вы спохватились – в ряде государственных органов, во многих коммерческих организациях принятие некоторых решений давно уже автоматизировано smile:) Можно, конечно, сказать, что решение на самом деле принял человек, утвердивший выполняемую автоматом процедуру/программу, но, как показывает опыт, более-менее сложные программы способны на чудеса - поэтому обычно предусматривается какой-то "человеческий" контроль (правда, он не всегда эффективен).

25.08.2011 12:11:47

А можно привести примеры такой автоматизации принятия решений? И в коммерческих и в гос структурах?

Стас
25.08.2011 15:10:16

Что-нибудь в срок не уплатили или ещё чем проштрафились, соответствующий периодический процесс, работающий с базой данных, это устанавливает, и автоматически формируется извещение, предписание или квитанция. От кого эти бумажки приходят, известно smile:) А в бизнесе может быть очень сильно автоматизирована, скажем, выдача массовых кредитов.

26.08.2011 19:12:54

Да, это все справедливо. Можно также привести в пример электронные госуслуги, когда документы выдаются автоматически.

Но все же я думаю, что "автоматические" документы нужно выделить в какую-то отдельную категорию.

25.08.2011 12:10:38

Я согласен с вашим замечанием.
Даже, если компьютер управляет посадкой самолета или запускает ракету-перехватчик, ответственность лежит на конкретном человек.
Наверное, лучше использовать такое понятие: человек делегирует компьютеру принятие решения. Но ответственность лежит на том, кто делегировал такое право.

Стас
25.08.2011 15:16:38

Пример с посадкой - просто отличный. Так кто же в этом случае "конкретный человек": тот, кто алгоритм "нарисовал"; те, кто его зашил в бортовую систему управления; проверявший систему перед полетом инженер; или пилот, нажавший соответствующую кнопку? А ведь проблемы могут возникнуть из-за сбоя в датчиках или в работе наземного оборудования.

Андрей Стесин
25.08.2011 11:01:40

И еще, я остаюсь при мнении, уже высказанном тут мною ранее, что определение документа и определение записи должны оба быть, и документ основывается на информации из 1й или более записей. В итоге получим достаточно целостную и непротиворечивую аксиоматику (онтологию?) на которой можно строить дальнейшее "здание" современной понятийной системы ECM.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

Интересно

Статьи

АО “Транснефть — Прикамье”: опыт создания электронных хранилищ документов
Полноценная реализация процессного подхода к управлению бизнесом возможна только на прочном фундаменте …

ИТАР-ТАСС создает национальное хранилище печатных и электронных изданий
Постановлением правительства РФ от 07.04.2017 N 420 утверждено положение о деятельности …

Государственная электронная почта: опыт Германии и России
Электронные средства коммуникации развиваются уже не один десяток лет, обеспечивая быструю и удобную передачу …

“1С” обкатает новую версию “1С:Документооборота” на проекте в “Почте России”
С конца прошлого десятилетия автоматизация управления документами из нишевого направления информатизации …

Языково-независимая обработка документов: нахождение связей с помощью статистики, машинного обучения и графов
Вы бы хотели иметь возможность находить близкие вашим интересам научные работы независимо от предметной …

Мы в социальных сетях

PC Week/RE в Facebook PC Week/RE в Контакте PC Week/RE в Google+ PC Week/RE в Одноклассниках PC Week/RE в Twitter

Решения

Исследование DIRECTUM: Готовы ли российские компании к облакам?
Изменения отношения к облачным технологиям — очевидны. Но нам интереснее увидеть больше конкретики по рынку СЭД, тем …

Анализ и визуализация данных в СЭД CompanyMedia
Универсальное аналитическое решение в составе СЭД CompanyMedia, ориентировано на сбор, агрегацию, обработку и …

«ИнтерТраст» предлагает готовые проекты документов, регламентирующих использование электронной подписи и электронного контента
Компания «ИнтерТраст» расширяет спектр услуг по обеспечению правомерности использования электронных документов …

Автоматизация работы с агентами. Опыт Synerdocs в СПАО «Ингосстрах»
В 2014 году одна из крупнейших страховых компаний России — СПАО «Ингосстрах» — приняла решение …

Переход на электронные документы в отдельно взятой торговой сети. Пример Synerdocs и Wildberries
В конце 2014 года крупнейший российский интернет-магазин Wildberries объявил своим партнерам о переводе обмена …

Блог

Второй экземпляр счета-фактуры налогоплательщик не вправе хранить в электронном виде, если покупателю он был выставлен на бумаге
Уже несколько лет как счет-фактура обрел электронный формат и далее, на волне развития инфраструктур ...

О странностях (давних и продолжающихся) электронно-бумажного государственного документооборота
Могут ли ИТ сами по себе улучшить нашу жизнь?
Вопрос это, конечно, является риторическим. Ответ изв ...

Расчетный листок может быть направлен работнику в электронной форме
В условиях удаленной работы и взаимодействия с сотрудниками, которые работают дистанционно, безуслов ...

О перспективах хранения электронных документов архивным ведомством
На эту тему сегодня удалось поговорить с одним из ведущих представителей архивного сообщества страны ...

Что нам делать с нашей электронной подписью? (продолжение)
А делать что-то надо…
После публикации две недели назад поста под таким же названием прошли диску ...

 

Лидеры читательского рейтинга

Статьи

Записи в блогах

Панорама

Облачные вычисления с VMware vCloud Air Network
Для разных компаний требуются разные стратегии облачных вычислений, но все они будут использовать облако.
Гиперконвергированная инфраструктура, отвечающая современным требованиям ведения бизнеса
Цифровая экономика изменила все аспекты ведения бизнеса. Пользователи становятся более требовательными, технологии постоянно развиваются, и от ИТ-отделов ожидают большей адаптивности и быстроты реагирования, чем прежде.
ASUS Transformer 3 Pro: непревзойдённый универсал
В ходе масштабной пресс-коференции, которая предваряла открытие прошлогодней выставки Computex 2016, глава ASUS Джонни Ши продемонстрировал немало выдающихся новинок, от смартфонов серии ZenFone 3 до домашнего робота-помощника Zenbo.
4 способа повышения рентабельности инвестиций (ROI) при использовании не только решения ERP по планированию ресурсов предприятия, но и системы управления складами WMS
Основная задача складского хозяйства — идеальное выполнение заказов. Модуль складского учета, входящий в состав решения по планированию ресурсов предприятия (ERP), решает эту задачу в условиях очень малых и малых складов.
История успеха: Ferrari реорганизует процессы поставок и оптимизирует управление материалами с помощью Infor LN
Компания Ferrari — один из мировых лидеров по проектированию, конструированию, производству и продаже самых узнаваемых спортивных автомобилей класса люкс. Для повышения эффективности и упрощения управления своими внутренними процессами компания приняла решение о внедрении системы управления ресурсами предприятия Infor® LN.

Интересно

 

Создание сайта - студия iMake
© 2017 АО «СК ПРЕСС».
Информация об авторских правах и порядке использования материалов сайта.
Правила поведения на сайте.

На главную PC Week/RE  |  Об издании  |  Архив номеров  |  Подписка на бумажную версию
Другие проекты «СК ПРЕСС»ITRNБестселлеры IT-рынкаByte/РоссияCRN/REIntelligent Enterprise/REPC Magazine/RE.