НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Электронно-терминальный документооборот

Очень обрадовала меня реплика ведущего этого блога (Андрея Колесова) о том, что электронные билеты на поезда РЖД теперь можно не распечатывать на специальных терминалах, установленных на железнодорожных вокзалах. Но радость была недолгой. [spoiler]

В комментарии к одной из заметок г-н Колесов сообщил, что ему удалось сесть в поезд РЖД, показав проводнику только паспорт. А уж вся информация об его электронном билете проводнику была известна.

Черт дернул меня сообщить эту новость одной своей безкомпьютерной знакомой, которая довольно часто ездит из Москвы в Минск и обратно и при этом достаточно много времени проводит в живых билетных очередях. Она тут же попросила меня приобрести ей плацкартные билеты туда и обратно на определенные числа и определенные поезда. Ну и чтобы места были не боковые и не верхние.

Отказать ей в просьбе я не решился и, записав её паспортные данные, тут же принялся за дело. Зашел на сайт РЖД и нажал там кнопку “Купить билет”. Однако оказалось, что на этом сайте приобрести электронные билеты могут лишь владельцы личных кабинетов. Поэтому сначала пришлось создать там для этой знакомой личный кабинет, где в качестве параметров присутствуют пол, год и дата рождения и даже фотография. Зачем РЖД нужны эти персональные данные, я так и не понял, но соответствующие поля на всякий случай пустыми не оставил. Пришлось также придумать для моей знакомой логин и пароль.

Покончив с формальностями, перешел к поиску свободных мест на поезд определенного номера, идущий из Москвы в Минск. Однако оказалось, что в плацкартных вагонах там остались свободны лишь верхние полки...

Тут я вспомнил, что есть ещё сайт Tutu.ru, где также предлагаются электронные ж/д билеты. Зашел туда и без всяких проволочек (типа создания “личного кабинета”) выбрал там нужный поезд. И оказалось, что на этом сайте на этот поезд свободных нижних полок, что называется, выше крыши. Ну и дела, -- подумал я. – Видимо, сей сервис выкупил у РЖД все нижние места и теперь ими успешно торгует, взимая с покупателей 300 рэ комиссионного сбора (это, между прочим, почти треть стоимости плацкарты до Минска). Однако делать нечего, пришлось поделиться с этим сервисом данными своей пластиковой карты, с которой тут же списали требуемую сумму.

После этого на сайте Tutu появился 14-значный номер моего заказа. Этот же номер мне прислали по почте и предложили зайти на определенную страничку их сайта, где содержались инструкции о том, что делать дальше. Вот содержимое этой странички:



Как видите, чтобы по этому билету сесть на поезд, мало одного паспорта: надо сначала с заветным 14-значным номером этого электронного билета сунуться либо в кассу (где обычно всегда изрядная очередь и не факт, что вас пропустят), либо к терминалу регистрации (который ещё надо найти).

При этом о порядке пользования терминалами регистрации на сайте Tutu.ru было сказано следующее:



Никаких штрих-кодов в присланном мне письме не было. Да и не работают обычно у этих автоматов считывали штрих-кодов (мне уже доводилось раза два пользоваться такого рода автоматами). Одним словом, сервис Tutu мне как-то не очень понравился и для покупки обратного билета (из Минска в Москву) я решил воспользоваться сайтом РЖД. Благо, личный кабинет моей знакомой я там уже создал и довольно замысловатый интерфейс этого сайта освоил. Правда, это освоение заняло минут 30, так как меня постоянно заносило на какие-то боковые ветви меню, из которых нормального возврата назад уже не было. Ну да это мелочи.

На обратный поезд нижние места были аж в трех или четырех вагонах. Поставив где надо галочки, а где надо цифры, я перешел к следующему шагу (ввод имени-фамилии пассажира и номера его паспорта). При этом, однако, подумал – а зачем требовалось создавать личный кабинет и входить в процедуру формирования билета именно из этого кабинета?

После ввода имени-фамилии пассажира и номера его паспорта нажимаю кнопку “Купить билет”. На что сайт отвечает: “Вы не указали номер вагона”. Отлично помню, что галочку в нужном месте ставил. Но не спорить же с экраном монитора! Пришлось вернуться обратно, поставить галочку около выбранного номера вагона и снова ввести имя-фамилию пассажира и номера его паспорта. Затем нажимаю кнопку “Купить билет”. На что сайт отвечает: “Вы не указали номер вагона”. После третьей попытки я не выдержал и позвонил по “жалобному” телефону РЖД. “Да, с сайтом сейчас проблемы, -- ответили там. Они связаны с переходом на зимнее время. Попробуйте зайти на этот сайт завтра”. Спрашиваю: “А что, трудно было сообщить об этом прямо на сайте перед процедурой формирования билета или вообще закрыть эту процедуру?”. Ответили: “Это вопрос не к нам”. Но и к кому именно, не пояснили.

Ладно думаю. Утро вечера мудренее. Но утром следующего дня времени у меня было мало и решил я не включать свой старенький настольный WindowsXP-компьютер и ждать, пока-то он загрузится да обновит антивирусные базы. А решил произвести покупку билета с iPad 2, который “трогает с места” практически мгновенно.

Но споткнулся там, где меньше всего ожидал: на вводе логина “Личного кабинета” пассажира ж/д! Почему-то iPad 2, несмотря на все ухищрения, упорно присваивал первой букве этого логина верхний регистр! На всякий случай позвонил в справочную РЖД, где мне сообщили, что неполадки с Web-cервером ещё не устранены и когда устранят, никому не известно. Предложили приобрести билет в обычной кассе, но предупредили, что там он будет стоить на 120 рэ дороже, чем в онлайне.

Так как путь мой (на пресс-конференцию, посвященную обработке электронных счетов) лежал через Павелецкий вокзал, то не поленился я зайти там в зал “Кассы поездов дальнего следования”. Около каждого окошечка – достаточно приличная и очень медленно движущаяся очередь. А буквально перед самыми кассами – несколько тех самых “терминалов саморегистрации”, которые осуществляют таинство преобразования 14-значного кода электронного билета в “твердую копию”.

Но оказалось, что эти же терминалы могут не только преобразовывать цифру в бумагу, но и сами формировать и продавать билеты. Решил попробовать. Первым делом меня попросили вставить в щель пластиковую карту и ввести её PIN-код. Затем на интерактивном экране появилось меню, очень похожее на то, которое я видел в окнах браузеров iPad 2 и Windows-ПК. Но ни в какой “личный кабинет ж/д пассажира” зайти не предлагалось. Буквально две минуты мне потребовалось на выбор места в вагоне и ввод имени-фамилии пассажира и номера его паспорта. После нажатия кнопки “Купить” автомат списал с моей карточки стоимость билета (причем без всякой комиссии) и практически тут же выдал сам билет (см. ниже), напечатанный на бланке с водяными знаками и ничем не отличающийся от того, который выдается в обычной кассе. Пока билет печатался, на мой сотовый пришло из банка SMS-сообщение, что с соответствующего счета списана такая-то сумма.



Надо полагать, эти специализированные банкоматы-автоматы подключены напрямую к билетной АСУ и происки-падения всяких там Web-cерверов им не страшны. Но почему стоящий в билетной очереди народ ими не пользуется? Не имеет пластиковых карт или не верит в электронно-терминальный документооборот? А может, просто не знает про этот сервис? Что вы думаете на этот счет?


Народ стоит в очередях в билетные кассы, но автоматы-банкоматы по продаже билетов (они же – “терминалы саморегистрации”) почему-то обходит стороной
Митин Владимир
Уважаемый esquire!

Поделились бы c народом своим положительным опытом более подробно!

Через какой, к примеру, сайт вам удается систематически приобретать ж/д-билеты в течение нескольких минут?
Владислав Шушунин
Вспомнил параметры авторизации, так что я теперь не анонимный Гость.
Владимир! Я около года жил и работал в Нижнем Новгороде, не реже двух раз в месяц катался в Москву поездом.
Билеты покупал, как уже указал выше, на www.rzd.ru - официальном сервисе РЖД.
Бланки билетов распечатывал и через терминал, и через специальную кассу (там перед самым отправлением поезда действительно скапливается народ, все прибегают в последние 15 минут).
Но!
Распечатанные билеты нужны только в двух случаях - для отчета в бухгалтерию, если едешь в командировку, либо если не прошел электронную регистрацию на сайте РЖД, т.е не подтвердил не позднее чем за 1 час до отправления поезда свою поездку.
Во всех остальных случаях для посадки в поезд достаточно паспорта.
У проводников вся информация в мобильных терминалах, в крайнем случае - специальной ведомости (распечатка из базы  по конкретному вагону), которую им вручает начальник поезда перед объявлением посадки (мои наблюдения).
Замороки, которые Вы отметили и которые порочат саму идею Интернет-покупки билетов, видимо, связаны с агентами типа TUTU.  
Согласен с Ольгой, что причиной не очень активного использования без кассовой продажи билетов является сила привычки. Очень часто в вагоне приходилось проводить мини-консультации "что такое электронный билет", "разве так бывает, что билет не нужен" .. etc.
Сидишь вечерком дома в кресле возле своего ноутбука и войдя в личный кабинет на RZD, стыкуешь расписания поездов и свои планы, выбираешь место:  нижняя полка - верхняя полка, подальше от туалета - или около, в первом вагоне или в хвосте (как поезд приходит к вокзалу!), возле вагона-ресторана или "ну, его". Кайф!
Кстати, выписать билет своей знакомой Вы могли из своего личного кабинета, зачем же мудрить с ее логинами  и паролями?
Вот.
Андрей Колесов говорил истинную правду.
:D    
Колесов Андрей
Я пользуюь поездом крайне редко. Вот этим летом один раз.
А до этого - года три назад.

В целом мне не очень понравилась сама процеруда покупки билета на РЖД-сайте. Для новичка - сложнее и неудобнее, чем с авиабилетами.
Начиная с простых вопросов юзабилити (если возвращался - чтобы поправить имя, вернуться на первый шаг, нужно было вводить все данные по-новой) и вопросам выбора типа вагонов.

Вы заходите и понимаете, что это - недружелюбный сайт, не любят тут пользователя. Хотя, конечно, разобрашись и пользуясь регулрно (!) - нет проблем.

И еще я обратил летом внимание на такую штуку. Я несколько раз в августе едил на электричках.  И что выяснил - практически НЕВОЗМОЖНО найти актуальное расписание поездов (!) и электричек (!). Даже на сайтах вокзалов они не соответствуют дейстительности.

В целом РЖД явно отстает от Авиа. Я вижу в этом прямое следствие монополизма...