НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Поручение Путина: смогут ли тут помочь СЭД?

Вчера газета "Ведомости" сообщила новость, которая была сразу же продублирована другими СМИ:

Правительство подготовило список поручений к госкомпаниям, которые включают требования раскрывать информацию о контрагентах и отчитываться о доходах топ-менеджеров и их родственников…
До февраля госкомпании обязаны обеспечить безусловное раскрытие бенефициаров, в том числе конечных, своих контрагентов. Информация должна быть подтверждена документально и направлена в Минэнерго, Минтранс, Минфин и Минкомсвязь, сказано в поручении.
До 14 января госкомпании и госбанки должны внести во внутренние документы поправки, позволяющие им заключать новые контракты только с контрагентами, согласившимися раскрыть структуру собственности, и расторгать уже заключенные контракты, если контрагенты отказались раскрыться.
«У нас вся компания будет работать только на эти поручения, объем бумажной работы просто дикий», – пожаловался газете один из источников. Два других источника выразили надежду на то, что чиновники либо скорректируют сроки, либо сократят объем требуемой информации.
Конечно, тут можно поговорить-посетовать о не очень прозрачной деятельности госкорпораций, об их, наверное, не очень высоком уровне автоматизации ("уровень бумажной работы просто дикий" – было бы давно полезно снизить уровень бумажной работы как таковой).
[spoiler]
Но все же проблема видится в другом: а можно ли повысить эффективность заведомо неэффективной модели управления с помощью средства автоматизации? Вопрос риторический, ответ давно известен – нет, это может только усугубить проблему.

Да, задачку госкорпорациям подбросили не простую. Но на самом деле задача сложная и для контролирующих органов. Вся надежда для них заключается в том, что госкорпорации не справятся и не выдадут нужно инфо. Типичный вариант русской народной сказки, когда царь дает поручения женихам-претендентам в полной уверенности, что те его не выполнят.

Правительство пытается административными путями повысить управляемой госкорпорация, уходя при этом от принципиального вопроса – а нужны ли стране подобный госкорпорации (кстати, кажется, года два назад этот вопрос был поставлен, но его как-то быстро "замяли").

Разговоры о том, что выстроенная в стране вертикаль власти исчерпала свой потенциал и стала тормозом в развитии страны, начались еще года два назад. Сейчас начинается процесс ее демонтажа. И это – не только под действием требований оппозиции, руководству страны тоже в целом уже очевидны все проблемы такого управления. Впрочем, это было видно и на примере "промышленной эксплуатации" такой системы в течение большей части 20-го столетия.

В начале этого года в СМИ впервые за все эти годы стала публиковаться информации о системе оценки деятельности регионов. Теоретически (точнее, не теоретически, а обывательски, теория как раз давно говорит, что это порочный путь) все выглядит очень симпатично: регионы отчитываются по 300-м (более) параметрам. Мы полученные данные по некоторым математическим моделям складываем-умножаем, и в результате получает некий интегральный рейтинг.

Люди, которые хорошо в свое время изучали линейную алгебру, а тем более имели реальное дело с ней, знают, что такой подход к управлению, мягко говоря, весьма сомнителен. А по мере увеличения числа исходных параметров быстро стремиться к переходу в категории "псевдонауки".

Руководство страны уже начало говорить, что для оценки деятельности региональных начальников нужно опираться на мнение населения…

Поиск "особого национального пути" опять выводит нас на давно известную дорогу, о которой уже довольно давно сказал Черчилль: "Демократия - самый худший вид правления, не считая остальных".

Но вернем к ИТ и СЭД. И повторим не менее известную ИТ-истину: "автоматизация бардака приводит лишь к его увеличению".
Иван
Ответ на риторический вопрос автора о перспективах автоматизации заведомо неэффективной модели управления, действительно давно известен, но на мой взгляд звучит он несколько иначе - нет, но грамотный подход к внедрению автоматизации может дать информацию необходимую, для улучшения (оптимизации) имеющейся модели. Внедрению системы автоматизации управления должно предшествовать описание процессов, а эта работа обычно способствует выявлению недостатков конкретной модели. Поручения правительства здесь, конечно, не достаточно, нужны усилия исполнителей, из числа тех, кто действительно хочет снизить объем бумажной работы, а не просто прекратить сбор и анализ информации необходимой для эффективного управления под лозунгом снижения уровня бумажной работы как таковой. Сам занят снижением объема бумажной и таким внедрением систем автоматизации управления, которое не приведет к увеличению объема работы для сотрудников. Надеюсь на успех, а упоминание автора про невыполнимые поручения сказочного царя только вдохновляет - ведь сказки учать, что грамотный исполнитель добивается успеха, вопреки ожиданиям скептиков.
Vladislav Artukov
"До 14 января госкомпании и госбанки должны внести во внутренние документы поправки"

С учетом того, что рабочие дни начались с 10-го, тут как раз случай "Берите девять баб, и чтобы к концу месяца одного ребенка родили!".