НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Терминология как отражение реального состояния дел

Андрей Колесов
09.03.2012 12:17:59

На предыдущий СЭД-пост получил комментарий Сергея Бушмелева. Полностью его можно прочитать там, а тут я приведу только некоторые тезисы оттуда

Цитата
"Современные информационные системы, называемые по привычке СЭД, фактически уже переросли этот термин.

Не думаю, что стороны (заказчик, исполнитель) сильно заботят вопросы формулировок, они функционал системы сверяют с ТЗ, спецификациями системы, если хотите, с рекламными материалами вендора, а не с абстрактными формулировками в научно-популярных статьях и блогах. И как называется система, тоже не так важно, лишь бы у заказчика была уверенность, что именно эта система решит его задачи".


Терминология – это самоцель. Нельзя заниматься терминологией ради терминологии.
Но нужно понимать, что между терминологией и предметной областью, есть непосредственная диалектическая связь, как между такими известными категориями как "форма и содержание", "явление и сущность".

Сама по себе терминология отражает сущность рыночных дел. Как известно, словарь Шекспира составляется более сотни тысяч слов (а это, не будем забывать! – конец 16-го века), а словарь племени "мумбо-юмбо" – 100 слов. И это само по себе отражает уровень развития общества Шекспира и этого племени.

Известно и то, что для реализации конкретных проектов никакой особой терминологии вообще не нужно. Точно также, как объясняться в любви при личном общении вообще можно (и более того, наверное, и нужно) без слов вовсе.

Но, если человество выходит на некоторый другой уровень своего развития, пытается осмыслить свое бытие, прогнозировать свое развити, активно заниматься своим развитием, то одного языка жестов и осяззательных способов восприятия действительности уже явно недостаточно.

При этом никто не говорит, что нужно "бросить все" и заниматься развитием терминологии. Для этого нужен объективный спрос на такие вещи. Но нужно отдавать себе отчет, что если мы все сферы применения ИТ называет один термином СЭД, то это отражает наш уровень применения ИТ.

Однако согласно логики тезиса "терминология не нужны" вытекает и то, что нам не нужны публикации по теме, не нужны конференции, обсуждения, круглые столы…
Зачем тогда изучать чужой опыт (который просто невозможно пересказать)? Зачем эти разговоры – "нужны ли СЭД?" и "каковы перспективы мобильности в СЭД?" (не понимая при этом, что такое "мобильность" и что такое "СЭД").

Будем просто общаться с заказчиками в режиме "объяснения в любви без слов",..

Комментариев: 11

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

09.03.2012 12:46:06

Цитата
Но нужно отдавать себе отчет, что если мы все сферы применения ИТ называет один термином СЭД, то это отражает наш уровень применения ИТ.


Если я тебя правильно понял, то так и есть. Хотя я бы сформулировал это иначе. Для практических задач, решаемых большинством пользователей, терминологической точностью можно пренебречь.

Владис
09.03.2012 14:00:12

По моему, отсутствие достаточно стойной и развитой терминологии показывает, что развитие области СЭД у нас не дошло до индустриальной эпохи, а застряло где-то между шаманизмом и разрозненной системой цехов и гильдий.

09.03.2012 22:00:31

Спасибо!
Вы очень точно сформулировали то, что я хотел сказать. smile:)

Vladislav Artukov
10.03.2012 09:26:51

Печально, что это можно сказать не только о СЭД.

Usvad
09.03.2012 19:59:37

Цитата
они функционал системы сверяют....если хотите, с рекламными материалами вендора....


Интересно как это они делают??

Vladislav Artukov
10.03.2012 09:25:47

Основная задача вендора - продать. А это идет вразрез с глубоким ознакомлением потенциального клиента с функционалом. Чем дальше в лес, тем больше дров. И система перестает выглядеть глянцевой, а ценник - таким привлекательным.

Поэтому выяснение функционала системы на базе глянцевых листовок - самый хороший вариант для вендора. А техподдержку он продаст дополнительно.

10.03.2012 23:18:08

Андрей, я не понял Ваш пример с Шекспиром и мумбо-юмбо. Не хотите же Вы сказать, что здесь собираются исключительно Шекспиры, а заказчики поголовно дикари? Чтобы "дорасти" до уровня иного заказчика, скажем, из крупного банка, консультантам бывает надо здорово "прокачать" свой словарный запас. Чтобы просто понять заказчика. Да и вообще, задача любого продавца и консультанта, да и что греха таить, журналиста, излагать свои мысли так, чтобы целевая аудитория тебя понимала.

Цитата
Однако согласно логики тезиса "терминология не нужны" вытекает и то, что нам не нужны публикации по теме, не нужны конференции, обсуждения, круглые столы…
Зачем тогда изучать чужой опыт (который просто невозможно пересказать)? Зачем эти разговоры – "нужны ли СЭД?" и "каковы перспективы мобильности в СЭД?" (не понимая при этом, что такое "мобильность" и что такое "СЭД").

Такого посыла в моем комментарии не было. И встречи нужны, и изучение чужого опыта. Просто у меня складывается впечатление, что когда упоминается слово СЭД, когда обсуждаются, скажем, СЭД в госорганах или тема мобильности, Вы словно говорите: "Стоп, стоп, стоп! Нельзя двигаться дальше, нельзя говорить на эти темы, не определив, что мы подразумеваем под термином СЭД!". Не вижу ничего плохого, когда каждый использует свое определение. В каждом грамотно составленном документе есть тезаурус, где можно дать определение, которое будет использоваться в данном документе. Есть хорошие примеры, тот же MoReq2, где есть определение ERMS. Или DoD 5015.2, где есть определение RMA (Records Management Application). Какой смысл, если мы здесь дадим свое определение СЭД (DMS, RMS, ECM, CMS и т.п.)? Кто будет его использовать, ссылаться?
Цитата
Основная задача вендора - продать. А это идет вразрез с глубоким ознакомлением потенциального клиента с функционалом.

Наверное, Вам раньше встречались только нечестные и корыстные вендоры smile:) СЭД - сложный продукт, и чтобы заказчик принял решение, он должен ознакомиться и с функционалом системы, и с объемом настроек и прикладной разработки. Скажу больше, мы создали и поддерживаем образовательные медиаресурсы, чтобы заказчики, действующие и потенциальные, равно как и всякий желающий, мог больше узнать, понять, обсудить. Впаривать - не наш метод.

11.03.2012 10:30:57

Тем не менее... Если мы говорим и публикуем статьи сугубо информативно-рекламного характера, что обсщий термин СЭД - это очень даже хорошо. Потому что - не понятно, что за ним срывается.

Но если все же пытаемся перейти на какое-то более глубокий анализ пробел - возникают трудности.
Например, применеи ЭЦП. Где и когда она нужна? Она нужна только для небольшой части задач, но или по разному нужна для разных задач. А для каких именно?

То же самое можно сказать про мобильность, облакам, догосрочное хранение документов,... про все

В результате отсутствия выделелния отдельных областей мы не можем вести обсуждение проблем, потому что все путаем в одну кучу.

Павел Исопенко
11.03.2012 09:40:40

Цитата
СЭД (DMS, RMS, ECM, CMS и т.п.)


"Импеданс, капацитанс, резистанс – когда техники не знают, что происходит, они богатством лексикона не уступают медикам во время консилиума у постели безнадежно больного." C.Лем "Мир на земле"

Елена
11.03.2012 17:01:32

Андрей, если уже в Википедии появилась страничка «Система автоматизации документооборота»:

http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D0%B0%D­0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D­0%B8%D0%B8_%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%­D0%BE%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0

значит, спорить о терминологии уже поздно smile:)

12.03.2012 11:02:39

Вы меня сильно удивили... Вы почитаете Википедию за Библию или за Коран с вечными истинами? Я с уважением отношусь к этому источнику, но все же его пишут такие же смертные, как вы и я. Если вы или я решим написать там иначе, то будет написано по-нашему.

Википедия хорошо, когда нужны факты... А мнения - этом мнения...

P.S. Страничка эта появилась там очень давно, ее не раз обсуждали в публикациях.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии