НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Есть ли новые горизонты у СЭД?

Через неделю состоится очередное собрание из серии "СЭД – строим открыто", на этот раз с темой "Новые горизонты СЭД".

Организаторы предлагают обсудить вопрос " чем еще, кроме автоматизации классического документооборота технологии СЭД/ECM могут быть полезны бизнесу".

Так вот я со своей стороны хочу повторить тезис, который озвучивал уже не раз.

Для "расширения горизонтов" нашим российским СЭД-вендорам было бы полезно поскорее избавиться от использования термина "СЭД", а возможно и "документооборот". Чем скорее, они перейдут на международно принятую терминологию – тем будет лучше.
[spoiler]
Проблема – точнее, дилемма – тут вполне понятна. "СЭД, документооборот" – знакомые названия, привычные. Понятные.
Но "понятные" – только в том ограниченном понимании, которое у нас существует на рынке.
И это создает серьезные препятствия для того, что выйти за рамки существующего круга.

Приведу пример. Раньше считалось, что СЭД – это основной продукт для госорганизаций. Поскольку там главной задачей было автоматизация канцелярии.

А сегодня главной для госов является задача "электронные услуги". И получается, что СЭДы в этот новый круг задач не очень вписываются. Причем не вписываются в том числе из-за терминологии, потому что заказчики не связывают СЭД с решением задач "госуслуг".

Я выскажу сильно утрированный тезис, но основная идея его мне представляется правильной

Нет никаких новых горизонтов у СЭД. Горизонты есть у систем управления документами, у ECM-систем. В том числе у российских ECM-решений, которые могут и должны выйти (и во многом уде вышли) за рамки СЭД и расширяют горизонты применения ECM в России.

Василь Хатимов
Евгений, по существу на вопрос уже ответила Ольга Подолина, и она совершенно права. Однако исходная заметка касается не столько содержания, сколько терминологии, как я понял. Странно только, что пишет об этом обозреватель PCWEEK/RE с большим стажем :-)
Он-то должен помнить, что в середине 90-х годов равноправно использовались многие названия, в том числе СУД (система управления документами), в том числе и на страницах родного журнала :-)
На сегодня из всех русскоязычных сокращенных названий выжило только СЭД. Ну, еще иногда используеся СЭДО, но редко. Почему? Не знаю. Наверно оно самое понятное заказчикам. Вот как Вы назовете систему, в которой разрабатываются, согласуются, собираются, хранятся, используются письма, договоры, протоколы всевозможных совещаний, проектно-конструкторская документация, лицензии и т.д. и т.п. В моей практике это обычное дело. Также обычным делом является "маленькая хитрость", когда разработчики подобных решений называет свой продукт ECM только потому что не обеспечивают защиту аутентичности электронных копий. Бывают проблемы и с актуальностью версий. О юридической значимости (что есть суть документа, но не document) уж не говорю. Вот и избегают слова "документ" в формулировках.
В мартовской заметке, на которую ссылается Андрей Колесов, он пишет, что термин СЭД скомпрометирован. Но сегодня и термин ECM у нас скомпрометирован в той же степени. С точки зрения пользователя там фигурирует что угодно, только не документ. Ну, может быть document :-) Только пользователю-то что с того, если ему нужен документ?
Вот строительная документация, срок хранения которой совпадает с временем существования здания/сооружения. Можно иметь сколько угодно контента, но и без документов обойтись невозможно.
Вот проектно-конструкторская документация на военную технику, срок хранения которой определяется временем резервного хранения техники, а также международными контрактами по военно-техническому сотрудничеству. Всё аналогично.
Ну, хорошо. Предложите какой-нибудь свой термин вместо СЭД, объединяющий: а) все возможные типы документов в разных комбинациях; б) все функции, связанные с полным жизненным циклом всех этих видов документов. Не зря же сам Андрей Колесов, несколько лет упорно критикуя СЭД, так ничего и не предложил :-) Не может придумать, IMHO...
Колесов Андрей
Не зря же сам Андрей Колесов, несколько лет упорно критикуя СЭД, так ничего и не предложил  Не может придумать, IMHO...

Довольно странный тезис. Международно признанная терминология и классификация задач давно существует и тут придумывать ничего не нужно. И если вы следите за моими публикациями, то может увидеть, что у меня есть вполне четкие предложения. А именно отказаться от наших "национальных" терминов и перейти на международные стандарты и терминологию.
Для начала...
И ничего придумывать не надо.
Василь Хатимов
Ну хорошо. "Отказаться" - значит чем-то заменить, правильно? Не в словаре заменить, а в жизни, в живом языке, на котором люди общаются устно и письменно. Смотрите, даже в своем ответе Вы не пишете того слова, которым предлагаете заменить СЭД. Вот Вы общаетесь с потенциальным заказчиком на том самом рынке, о котором периодически упоминаете. Когда Вы показывете и озвучиваете ему ECM, CMS, портал и т.п. умные слова, он смотрит на Вас как на мошенника, который жонглирует буквами и звуками, ничего не означающими для заказчика. При слове SaaS он вообще перестает что-либо воспринимать. Он свои потребности формулирует по-русски и ждет, что предложение будет сделано на том же языке. Вот как Вы напишете русскими буквами ECM?
СУС - система управления содержанием? СУК - система управления контентом? Для русскоязычного человека это совершенно пустые названия, не означающие ничего, как и СУЗ - система управления записями. Не используется в русском языке термин "запись" в том смысле, как в "международно признанной терминологии". Я ведь не зря вспомнил благополучно погибшие СУД, САД, АСУД... Это были осмысленные названия, но имели лишние созвучия. По моим наблюдениям термин СЭД выжил только потому, что воспринимался именно как термин, не имеющий лишних аналогий. А то, что в центре такой системы находятся функции учета и атрибутирования документов, называемые в обиходе канцелярией, не так уж и плохо. А кроме этих функций еще много, много всего другого. Для пользователя контент - это развлекуха: музыка, кино, фотки... Это то, что на многих предприятиях запрещено в рабочее время и вообще на рабочем месте. Для работы ему нужно то, с чем он работает. Кто работает с контентом? Музыканты, фотографы, видеоинженеры. А вот менеждер, ведущий договоры по направлению - ему нужны договоры, письма, лицензии, доверенности, накладные... О контенте ему думать некогда :-)