НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Что происходит на российском рынке ECM-СЭД

Андрей Колесов
02.05.2012 08:05:00

Как это ни странно, но как раз май – это некоторое время подведения итогов. Очередного бизнес-года, который у нас живет, скорее, по допетровскому календарю, стартуя примерно 1 сентября и плавно завершаясь где-то в июне… В этом плане, очень характерно, что главное публичное событие рынке ECM-СЭД – DOCFLOW – приходится на середину мая.

Так что попробовать сейчас, в преддверие, проанализировать происходящее на рынке, - самое время. Но это – с одной стороны. Потому что с другой стороны – совершенно непонятно, зачем такой анализ нужен, кому он нужен.

Уже далеко не первый год по итогам очередного DOCFLOW я обращаю внимание на то, что вопросы анализа ситуации на российском рынке на этой конференции или представлены не очень сильно или не представлены вовсе. Показателен простой пример: уже много лет с заглавным докладом выступают представители AIIM с рассказами о некоторые мировых тенденциях. Но при этом все время присутствует ощущение, что эти рассказы воспринимаются аудиторией как нечто довольно далекое от нас. А вот обзоры о российских делах почему-то "отсутствуют как класс"…

Посмотрим, как будет на этот раз, хотя есть предчувствие, что будет так же, как и было…

Тем не менее. В канун старта массовых маевок в стране с набором событий государственной важности (в том числе ожидаемая рокировка на высшем уровне) Максим Галимов опубликовал свой "Персональный рейтинг наблюдений", в котором выделил пять современных тенденций. Как я понял, это относится к российскому рынку. Кстати, я сразу хотел бы отметить, что там нет таких вещей, как "облака" и СПО (с чем я согласен), что, кстати, очень характерно для понимания "специфики" нашего рынка.

Еще зимой мне тоже пришлось выступить на одном собрании с небольшим обзорным докладом на тему "О конкурентной ситуации на российском рынке СЭД/ECM"

Вот второй слайд из той презентации:



Кстати, вот еще одно наблюдение завершающегося бизнес-сезона: такое впечатление, что число публичных СЭД-мероприятий (типа конференций) заметно сократилось, а интерес, к тем, что были, также подуменьшился…

Возможно, ошибаюсь… Посмотрим, что покажет DOCFLOW.

Комментариев: 23

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

02.05.2012 10:34:31

Андрей, попробую прокомментировать слайд:
В принципе, все сводится к "невнятная политика регулятора", он же заказчик и т.д.
То есть ввиду того, что вся ИТ-политика государства на всех уровнях сводится к "каждый суслик в поле агроном", то мы получаем то что имеем.
Государство не имеет на местах никакой политики. То есть каждый "ИТ-специалист" "изобретает" свою систему, со своими характеристиками и т.д. и т.п. То есть - автономия полная. Как результат - "чудеса" автоматизации "разрабатывают" зачастую дилетанты или просто очередной интегратор "вписывающийся" в бюджет, когда нужно "поделиться" с заказчиком, и в накладе не остаться.
Никто даже не пытается разрабатывать ИТ-стратегию, хотя бы на несколько лет, ни на уровне министерств, ни на уровне муниципалитетов. Эффективностью вложения средств государство тоже никогда не интересуется. Я часто вижу отчеты типа "освоено", но не видел ни одного на сколько эффективно.
Я не понимаю, почему никто не привлекает сторонних аудиторов, которые могли бы провести независимый аудит, сделать рекомендации и т.д. И причины тут только в том, что аудиторы найдут вопиющее разворовывание средств и неэффективное использование тех, что не разворовали.
В государстве "контроль" всегда в кавычках, потому что его никогда не было. А в ИТ, и все что с этим связано, редко доходило по качеству выше чем в конторке из 5 человек, где автоматизацией занимался "специалист" за 10т.р.
На днях общался с одним ИТ-специалистом муниципального учреждения. Он мне сказал: "Женя, да какая разница, работает или не работает. Если не работает, то нужно говорить начальнику, что не работает, пусть готовит деньги на .... Женя, нужно брать чем больше тем лучше. Если ты не возьмешь деньги, другие возьмут... Я уважаю тех, кто "заработал"(то есть с своровал - комм.) себе на....". Для этого человека откаты - это премия, "работа". Причем эта "работа" не осуждается обществом на местах. Откатами занимаются открыто! Слово "коррупция" - это нечто эфемерное на уровне "верхов", но так живут все!
Единственное что можно сделать сейчас по борьбе с коррупцией:
1. Начать пропаганду, что налоги - это деньги налогоплательщиков! То есть не мы работаем на Путина, а Путин работает на каждого из нас за наши деньги!
2. Нужно сделать SaaS для видения бухгалтерии всех от министерств до муниципалитетов, и сделать открытым для чтения все эти бухгалтерии. Чтоб каждый видел как расходуются налоги. Согласен, что публиковать количество подводных лодок не стоит, но количество и цену купленной бумаги конкретным муниципалитетом право знать имеет каждый!

02.05.2012 11:02:52

Цитата
Единственное что можно сделать сейчас по борьбе с коррупцией:

Пока не выяснены два вопрос:
1) кому это надо?
2) кто это должен делать?


Все же регулятор и заказчик - это две разные роли, их нужно различать. Но проблема еще в том, правительственные структуры пытаются выступать еще и роли поставщика и внедренца...

02.05.2012 23:57:30

Цитата
Пока не выяснены два вопрос:
1) кому это надо?

Путину и Единоросам точно не нужно, они за 12 лет правления ее только разводили, наводили бардак, но вот что сделали отлично, так это сказки по телеку народу скармливают про хорошую жизнь, а русский дурак посмотрит "Богатые тоже плачут", и ощущает себя и богатым и счастливым...
Но самое отвратительное в этой ситуации, что кроме него реально никто ничего с коррупцией сделать не сможет.... Голикова сейчас добивает пенсионную систему, пытается вернуть ее в состояние 90х.
Цитата
Все же регулятор и заказчик - это две разные роли, их нужно различать.

Роли разные, только вот люди одни, с похожим менталитетом, потребностями и т.д.
Цитата
Но проблема еще в том, правительственные структуры пытаются выступать еще и роли поставщика и внедренца...

Как ни странно, но у них в любом случае получиться лучше, чем у народа на местах, в большинстве случаев.... Реально нужно делать SaaS, на все ИТ потребности чиновников, прикреплять к ним отдельную пачку специалистов, а на местах ставить тонкие клиенты определенной конфигурации и работать. Потому как иначе все идет на перекосяк... Гораздо проще сделать несколько более-менее рабочих ВЦ, чем содержать армию коррумпированных не подконтрольных ИТ-"ламеров", которые кроме, чем понтоваться и использовать аусорсеров на все случаи жизни, ничего не умеют.

04.05.2012 16:45:30

В последнее время всё чаще встречаюсь с формулировкой "новые горизонты" на рынке СЭД/ECM и кажется, что ситуация действительно меняется. За "горизонтом" пока видно только "облака", но востребованности и бума прямо скажем нет. Видимо все ждут, что скажет регулятор или когда появится ЦОД Ростелекома. Но прецеденты работы госов на облачных СЭД уже есть.
Андрей, согласна с вашим наблюдение, что СЭД-мероприятий стало меньше, делопроизводство и автоматизация бумажного документооборота обсуждаются всё меньше, зато заметно активизировались мероприятия и вебинары посвященные облачной концепции, социализации корпоративных приложений, мобильности и т.д.
Возможно, развитие новых трендов даст возможность появиться на рынке новым игрокам.

04.05.2012 16:57:09

Прошу прощения, но на рынке СЭД и ему подобных нет никаких регуляторов. Поскольку в русской википедии нет статьи о регуляторах (возможно, неспроста), можно для уяснения этого обстоятельства прочитать в вики англоязычный материал.

04.05.2012 18:11:22

Странный тезис и не менее странная аргументация.

07.05.2012 22:25:09

Если не затруднит, тогда назовите организацию, которая осуществляет регулирование рынка СЭД, какие именно параметры и каких именно продуктов и услуг (цены, качество, etc.) она регулирует и положение, на основании которого она это делает. По типу Федеральная служба по тарифам. Кого, собственно, вы имели ввиду, говоря о невнятной политике регулятора?

09.05.2012 11:54:10

Мне, кажется, вы как-то узко трактуете понятие "регулятор". Регулятор управляет рынком через законы и разного рода другие нормативные акты. Этим занимается парламент, президент и правителтьство.

09.05.2012 19:26:27

Ну, тогда вопросов, собственно, больше нет.

Мне только в этом случае кажется несколько непоследовательной ваша постоянная апелляция к опыту западных стран, где термин имеет вполне конкретное содержание. См. http://en.wikipedia.org/wiki/Regulatory_agency. Заметим, среди регулируемых рынков товаров и услуг (они перечислены) нет ничего даже близко напоминающего ECM/СЭД.

09.05.2012 20:04:43

Я думаю, что вы привели тут "частный случай" реализации функции регулятора. Вы привели тут описание "агентства, которре занимает регулирование отдельных сегментов рынка".
Я же веду речь о более широком понятии, которое, мне кажется, является общепризнанным. И сам термин "государство как регулятор" к нам пришло именно с Запада.

Я вам советую вот эту статью в Вики посмотреть: http://en.wikipedia.org/wiki/Regulatory_compliance
(соответствие нормативным требованиям)

13.05.2012 19:57:47

Воля ваша, но мне кажется, вы сами умножаете невнятность, называя одним и тем же словом и парламент, принимающий положение о центральном банке и сам центральный банк (обозначение функций центрального банка как функций регулятора является общепринятым, тут, я надеюсь, вы не будете спорить).

Приведенная вами ссылка немного проливает свет на природу наблюдаемой двусмысленности. Закон SOX затрагивает (в частности) вопросы предоставления компетентным органам (как правило, комиссии по ценным бумагам) информации при расследованиях недобросовестного поведения эмитентов. SOX не может никаким образом рассматриваться как регулирование рынка ECM - он вообще его в упор не видит. Действительно, действия регуляторов (regulations) часто оказывают стимулирующее (или дестимулирующее) воздействие на спрос и предложение некоторых товаров и услуг. Так требования SOX стимулировали спрос на решения ECM (точнее, records management). Аналогично, например, намечаемое в России усиление регулирования рынка туристических услуг может привести к сокращению спроса на ПО для туроператоров в связи с вынужденной консолидацией клиентуры. Однако, это не делает рынок такого ПО регулируемым и говорить о внятности политики регулятора здесь не приходится, так как тот регулирует совсем другой рынок, а последствия его действий для поставщиков каких-то там информационных систем его не волнуют и волновать никак не могут.

14.05.2012 08:27:15

А мне, признаться странно говорить о таких довольно очевидных вещах, вроде бы вы не новичок в этом деле.
Могу посоветовать посмотреть последнюю публикацию по теме: http://www.pcweek.ru/ecm/article/detail.php?ID=139220

14.05.2012 09:12:44

Я читал этот материал и, мне показалось, что все участники разговора как-будто понимают регуляцию как предписание государства (какого именно его агента?) участникам рынка (покупателям или продавцам) ECM/СЭД. Отсюда постоянное употребление слова "регулятор" в единственном числе (государство ведь у нас одно). Я же хотел подчеркнуть, что государство представлено массой вполне конкретных регуляторов вполне конкретных рынков (например, банковских, финансовых или туристических услуг), а их регулятивные действия косвенно влияют на состояние нерегулируемых рынков типа рынков ПО.

Разговорам на эту тему уже много лет, на мой взгляд, в частности из-за непроясненности вышеуказанных обстоятельств, они имеют (IMHO) невеликое отношение к существу дела.

14.05.2012 09:19:45

Очень изысканный стиль изложения (не большой знаток, но кажется, середины 19-го века), но содержание от этого не становится понятнее smile:)
Не хочу втягивать в дискусию по вполне понятному вопросу.Скажу только, что требования, например, к делопроизводству определяются государством. Государство же издает акты определяющих юридическую значимость документов, использования ЭЦП, электронных документов. Форматы МЭДО, СМЭВ...
Странно, что это нужно пояснять.

14.05.2012 09:34:23

Форматы МЭДО, ... - при чем здесь регуляция рынков?. Или вы считаете требование вести деловую переписку на русском языке требованием регулятора? Тогда, ой...

14.05.2012 09:38:18

Ok!
Мы уже повторяемся. Не стоит продолжать

14.05.2012 09:44:40

Согласен, что не стоит. Предлагаю писать далее слово Регулятор с большой буквы, а смысл придет сам собой smile;)

14.05.2012 09:29:21

Если уж собирать до кучи слова "СЭД" и "регулятор", я бы под углом в 90% заметил, что деятельность регуляторов создает огромный фронт работ для разработчиков ECM/СЭД и BPM-решений. Примером тут выступают масштабные многолетние проекты автоматизации процессов в Центральном банке, ФСФР и т.п. Это влияние регуляторов на обсуждаемый рынок мне кажется, не менее значимым .

04.05.2012 18:12:46

Цитата
Но прецеденты работы госов на облачных СЭД уже есть.


А можно привести какие-то примеры? Хотя бы иносказательно. Потому что я просто не очень понимаю, о чем идет речь.

Татьяна Князева
04.05.2012 18:31:45

Андрей, к примеру СЭД Правительства Москвы (вот новость http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2012/04/16/485865), она же и в Татарстане работает.

04.05.2012 20:33:19

Таня, большое спасибо за инфо.
В статье есть много интересного, но много и непонятного. Одно непонятное - при чем тут "облака"? Что облачного в этой системе?
Не говоря уже о том, что вообще не понятно - что же эта система делает, как она устроена и пр.

05.05.2012 19:21:33

Принцип работы с системой заключается в том, что пользователи вводят в браузере адрес и могут работать с любого компьютера и отовсюду. Что касается СЭД Правительства Москвы, то там ЦОДом выступает компания Электронная Москва.
Где и как будут храниться данные и предоставляться услуги для других клиентов пока не понятно. На сайте разработчиков http://sd-praktika.ru/ тоже пока никакой внятной информации нет.

05.05.2012 20:44:16

Все же не любое Web-приложение является облаков...
Я зашел по ссылке, но ничего не увидел, кроме весьма банальных обещаний. Отсутствие хоть какого-то описания.
Возникает просто масса вопросов, начиная с простого - какие офисные приложения они используют? Google Docs, Web Office? Или "Лексикон"?

При этом я давно придерживаюсь простой стратегии - есть компании (поставщики, заказчики) сами не хотят о себе рассказывать, то и я заниматься ребусов-кроссвородов заниматься не собираюсь. Это относится и таким именам, как MS или "1С". А "Практика" - тем более.
Захотят общаться с общественности - тогда и поговорим.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии