НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Получение загранпаспорта. 20 лет спустя…

Получив еще один комментарий на прошлонедельный пост Получение загранпаспорта как госуслуга… Размышления в преддверии Дня России, вспомнил, что тот было только вступление, а нужно ведь рассказать, как было сейчас (есть интересные моменты с точки зрения и темы "госуслуги" и с чисто практического опыта – может, пригодиться кому).

"Андрей с Северов" (так представился комментатор) оценил прогресс в деле загранпаспортизации позитивно:
[spoiler]
- Жене новый загранпаспорт - очередь на сдачу документов -1 человек (раньше 2-3 часа). Правда, очередь на получение готового паспорта по времени всё так же осталось (но уже с электронной очередью и, соответственно, отсутствием конфликтов "вас тут не стояло")
- Знакомый машину купил - через госуслуги зарегался - гайцы, как время назвал, без очереди пропустили (видимо проинструктированы).
Мне всё равно - повысилась или понизилась производительность труда у чиновников, главное, что мы плюсы почувствовали.

Последняя фраза мне искренне удивила… Вспомнил, историю с "центральным туристическим ведомством МинОбороны". В конце 1960-х оно называлось "отдел туризма ЦДСА", им руководил полковник, у которого в штате было человек 3-4, из них только его зам. – офицер, остальные – штатские. В 1985 году это было "Управление по туризму Главного управления тыла", им командовал генерал-лейтенант (честное слово! сам общался), а только сотрудников-полковников было человека три, как минимум (видел, говорил). Еще: как в подчинении этой "турконторы" было 7 военных турбаз центрального подчинения в конце 1960-х, так 7 и осталось в 1985…
Хотя, возможно, посетили "конторы" плюсы чувствовали (я не ощутил).

Но вернемся к паспортам.
Что ж, классно… Пройдет еще двадцать лет, глядишь и очередь на получение паспортов исчезнет. Как говорили в советские времена – "не мы, так наши дети будут жить счастливо…" (еще была характерная поговорка – "… не беда, что все пропало, лишь бы не было войны").

Так вот, я получаю уже пятый загранпаспорт. Хочу обратить внимание, что с тех пор состав подаваемых документов, кажется, совсем не изменился. И заполняемой анкеты – тоже (хотя все же немного изменяется – исчез пункт "дети, вносимые в паспорт"). Анкета эта – намного "демократичнее" (короче, понятнее), что такие же подаваемые на получение визы (а уж американской – тем более).

Но есть там один пункт, который меня уже четвертый раз ставит в некоторый тупик (в первый раз не ставил).



Какое ведомство я должен указать в пункте "место работы"? В 1993 году я знал  – Госстрой РФ, а потом – не знаю.
Уже более 25 лет страна живет после отмены "министерского крепостного права", а в официальном государственном документе до сих пор присутствует требование – "с указанием министерства"!

Далее обнаружилось, что список документов (и порядок их заполнения) приведенный на официальном (!) сайте ФМС не очень точный. Что потребовало лишних два визита в местный УФМС. Кстати, когда я обратил внимание барышни, которая принимала документы, на не соответствие ее требований и требований ФМС, она мне вежливо и вполне логично ответила, что она подчиняется распоряжениям начальника местного отделения, а по поводу того, что написано на сайте, мне нужно обращаться к тем, кто там это пишет. Вот такая "вертикаль власти".

Посмотрим на список "центрального ведомства"
http://www.fms.gov.ru/documents/passport/



А вот что написано на сайте московского УФМС:
http://www.fmsmoscow.ru/docs/ipassport/doclist.html



тут появился дополнительный пункт – "Трудовая книжка". Кому верить?

Итак, вот что нужно на самом деле (многие вещи на сайте не прописаны)

1. Анкета, 2 экз. Для "обычного" и "чипированного" анкеты одинаковый, но
"чипированнные" нужно заполнять печатным образом (слава богу, не на пишмашинке, с таким требованиями я столкнулся, когда заполнял анкеты в Московский Союз Журналистов три года назад), а "обычные" – рукописно, печатными буквами (хотя, возможно, это требование лишь "нашего начальника отдела)
2. Два фото. Для обычного нужно "правильные фото" по старым требованиями (на сайте требований нет). Для "чипированного" – любые 3.5*4.5 (овальные, квадратные…), только для анкеты. На паспорт делают фото сами, на месте.

3. Трудовая книжка и выписка из нее – НЕ НУЖНЫ! (во всяком случае, для "чипированного", как у меня)

4. Квитанция об оплате – ОБЯЗАТЕЛЬНО. 1000 – обычный, 2500 – чипированный (неслабая сумма, банковская карта стоит много дешевле, хотя тоже с чипом). Банковские реквизиты в каждом регионе свои (на московском сайте есть бланк).

5. Местный паспорт – не смотрели, но потребовали (этого в требованиях нет) ксерокопии двух странниц – главная, прописка.

6. Текущий загранпаспорт – даже не смотрели, он остался при мне. Как и раньше – после выдачи нового, этот становится недействительным (там что-то вырезается ножницами), но по специального заявлению (при получении нового) он физически остается у меня. Это, конечно, нужно. "История поездок" будет полезна при получении новых виз, к тому же в старом у меня есть действующая виза США
(Она работает "сама по себе", не зависимо от действительности самого паспорта. При въезде нужно иметь новый действующий и старый с визой. Кстати, еще важный момент (не все знают): срок окончания визы США – это срок въезда в страны, а не выезда из нее (как в Шенгене). Если у вас виза заканчивается, сегодня, 17 июля, то это значит, что сегодня вы можете въехать в США. Срок пребывания "проставляет" их пограничник при въезде. Он действует по каким-то их правилам. Первый раз мне поставили, кажется, недели три, в последние годы – автоматом полгода).

Теперь о графике моих трудозатрат в бизнес-процессе "получение загранпаспорта".

1. Посмотрел на сайте ФМС список документов, скачал анкету (PDF-файл). Заполнил. Отправил письмо на работу нашему инспектору по кадрам (в сумме – 30 минут)
2. Позвонил инспектору и обсудил – правильно ли. Она посоветовала "на всякий случай" заполнить все заглавными буквами и полными ответами, типа не просто "нет", а "фамилию имя и отчество не менял". Исправил, отправил еще раз.
3. Заехал в наш ОФМС, сверил центральный список документов с местным (все же "не первый год замужем"). Минут 10 с парковкой велосипеда.
4. Фото для анкеты нашел среди уже имеющихся.
5. Поехал в редакцию забрать подписанную анкету (правда, еще одно полезно дело там было) – 1 час туда-обратно. Инспектор сделала еще и ксерокопию трудовой книжки (но на сайте УФМС говорится не о копии, а о самой книжке). Тут же распечатал квитанцию об оплате с сайта УФМС.
6. По дороге – Сбербанк, оплата 2500 руб., с парковкой и очередью – 15 минут.
7. Приехал в УФМС, пятница, 16:25, работают до 16:45.Народу – никого. Сдаю документы. Все Ок, но нужны ксерокопии местного паспорта. В конторе ксерокса нет (наверняка, не так). Авто-почта-копирование (16 руб)-УМФС. Сдаю, расписываюсь, меня фоткают.
"Приходите через месяц за новым паспортом". Время – 16:40.

Подведем итоги. Некоторые прогресс действительно наблюдается (в 2007 у меня все было также).

Но тут вспомнил давнюю вещь. В США еще в доэлектронные (бумажные) времена процедура получения загранпаспорта выглядела так (интересовался как раз 20 лет назад): все документы отправлялись по почте (обычной, в конверте с марками) и по почте же паспорт приходил заявителю.
Где находится их местный ОФМС никто из моих собеседников (говорил с несколькими) и знать не знал.
Колесов Андрей
Нет!
Как я понял, все же, анкета для паспортов "без чипа" и "с чипом" - одна и также. У меня все открылось и редактировалось без проблем (но у меня Reader постоянно обновляется автоматом). Единственная проблема - все поля там выравниваются по центру. Проблема с последним полем "инспектор отдела кадров" - мало места остается для самой подписи.
Колесов Андрей
Ну, вот... Теперь мне еще сделают упрек не только в "отсутствии позитива", но и в том, что из-за таких "журналистов-очернителей" наши граждане покидают Родину... :)
Хотя, конечно, скорее  :(  
Vladislav Artukov
Анкета одинаковая по содержанию, это верно.

Разница в реализации.

Анкета для паспортов "без чипа" не требует регистрации на сайте "госуслуги" (это очевидно).

Формирование анкеты несколько упрощено, благодаря "мастеру", в котором за несколько шагов собирается необходимая информация. Из-за того, что логика "мастера" недостаточно выверена - в одном случае пришлось прибегнуть к технологии "ретуширования" уже готовой анкеты, поскольку "мастер" неправильно обрабатывал информацию о месте рождения.

В другом случае проблемы появились из-за разных версий Adobe Reader (и сопутствующего ему "плагина" для браузера) - на одном компьютере некорректно отображался шрифт, на другой получилось выравнивание по двум сторонам в одном (только в одном!) поле, из-за чего короткое слово растягивалось на полэкрана . (Почему версии Adobe Reader были разными и почему они не обновлялись вручную/автоматически - это уже другой вопрос.)