С фразы моей давнего знакомого началась наша с ним беседа по телефону на прошедшей неделе.
- Какие проблемы и у кого именно?
- Вот опять по ТВ передали: большая группа наших туристов "зависла" на Балканах, потому что обратные билеты на самолет оказались неоплаченными турфирмой![spoiler]
- А при чем тут электронные билеты?
- Так все ведь раньше выдавали нормальные бумажные билеты, что являлось свидетельством того, что "услуга оплачена", что рейс будет и пр.
- А кто мешает сейчас, используя электронные билеты заранее убедиться, что услуга оплачена, что рейс существует и пр.?
- А как это сделать? Ведь турфирма говорит, что теперь никаких билетов не нужно и их нет как таковых. Нужно просто приехать в аэропорт, показать паспорт и все. А что делать: ты приезжаешь, показываешь, а тебе в ответ: "вашего билета у нас нет" или "билет забронирован, но не оплачен".
Этот пример: довольно типичная ситуация – с одной стороны, "создание мифов" (в данной случае негативных, бываю и позитивные, но от них проблем часто еще больше, Миф – это ведь несоответствие действительности), а с другой стороны – использование этих мифов, чтобы дурить народу головы ("надувать" – проще говоря).
Пример – бытовой, но на самом деле совершенно характерный и для профессиональной деловой жизни.
В методическом плане хотелось бы сказать вот что. Наши проблемы с внедрением электронного документооборота во много лежат в теоретико-методической плоскости, когда мы ЭД воспринимаем как нечто совершенно новое, а сам электронный документ – как некоторую качественно новую сущность. В то время, как на самом деле ЭД в своей сущности ничем не отличается от бумажного документооборота. Чтобы понять это нужно просто подняться на некоторый более высокий уровень абстракции, отрешившись от технических частностей.
Что же нам мешает подняться на этот новый уровень абстракции? Мешает другая коренная методическая ошибка: мы рассматриваем документ, как некоторую самостоятельную сущность, которая живет своей самостоятельной жизнью. Такой взгляд – принципиальная ошибка, которая лежит в основе нашей философии документоведения.
Давайте посмотрим на это с точки зрения на вопрос с электронными авиабилетами.
Вопрос к моему собеседнику: вам что нужно – авиабилет, как таковой, или же гарантированно прителеть-улететь, а в случае проблем – возместить убытки (в случае необходимости – по суду)?
Наверное, все же не билет, поскольку даже наличие "бумаги" не гарантирует, что полет для вас состоится, и что возмещение убытков пройдет на "раз-два".
В чем проблема с "отлетом туристов". Она очень проста: турфирма не производит полностью решение вопросов авиаперелетов до выезда туристов из России и откладывает вопрос "оттуда" на неделю (когда туристы уже "там").
Такое было и раньше: когда бумажный билет "оттуда" вручался туристам за день до выезда из отеля.
Делается это - в нарушении договора с туристом, который договор, как правило, не читает вовсе. И турист, "ведясь" на такой порядок, в общем-то сам виноват, что допускает нарушение договора.
Как должен действовать турист в случае электронного документа – это вполне очевидно. Он должен получить "авиаквитанцию" (в виде например, письма электронной почту) с указанием "полетной информации" и – что принципиально важно – с номер билета и указанием координат авиаперевозчика (еще лучше – что всегда делается – ссылкой на соответствующую запись о своем билете в базе данных).
Для проверки истинности данной информации, турист должен или зайти на сайт авиаперевозчика (по ссылке или по номеру) или позвонить туда…
По-моему, тут все достаточно просто...
Другое дело, что 90% наших туристов или
- верят турфирмам, что "никаких билетов теперь нет, нужно просто приехать, показать паспорт и …")
или
- не знают, как нужно проверить подлинность проведенного заказа (это – один клик и 5 секунд для отрытия сайта)
или
- знают, но не делают этого.
Но при чему тут электронный билет? Точно также они верили, что турфирма привет в аэропорт бумажный билет за 15 митут до вылета…
Да, конечно!