НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Чем "евангелизм" отличается от "маркетинга"

Андрей Колесов
19.09.2012 11:27:47

Вчерашний пост Почему на российском рынке СЭД мало (или просто нет) евангелистов? вызвал не очень большую, но все же очень характерную дискуссию, которая мне лично показала еще раз, что с евангелизмом у нас на СЭД-рынке дела обстоят на очень хорошо. Точнее, нет, по-другому, - наш СЭД-рынок еще до "евангелизма" не очень дорос. Что отражает уровень развития, зрелости рынка…

А дискуссия там пошла не о том "почему мало?", а "что такое евангелизм?". И сама постановка вопроса "что такое?" четко показала, что его нет…

Для понимания сути вопроса я предлагаю использовать такую упрощенную "реферативную модель".

Есть такое дело: убеждение "говорящими" (выступающими с трибун, пишущими в СМИ, блогах) в чем-то "слушающих".
Если мы говорим о евангелизме, то тогда мы обязаны сказать, что такое "не-евангелизм" (также как, говоря про "облака", мы должны сформулировать, что такое "необлака").

Так вот "не-евангелизм" – это то, что в народе называют "маркетинг" (не исходном смысле слова – "изучение рынка", а в бытовом смысле - "запудривание продавцами могзов покупателей").

Я предлагаю такое понимание:

Маркетинг – это продвижение товаров и услуг
Евангелизм – продвижение идей и концепций


Разница примерно на таком же качественном уровне как "реклама" и PR (хотя у нас тоже постоянно путают эти два дела).
Другие аналогии – ремесло и творчество, простое обновление оборудования и внедрение инновационных технологий…

Понятно, что граница между маркетингом и евангелизмом весьма условна, но смысл довольно очевиден: маркетинг решает краткосрочные вопросы бизнеса и имеет очень четкие критерии оценки (увеличение продаж, числа клиентов), которые достаточно легко считаются, евангелизм – это стратегия более отдаленного развития, когда посчитать эффекты порой просто не возможно.

По своей сути евангелистами изначально являются "независимые эксперты", интересы которых не связаны (во всяком случае, напрямую) с продажами. В том числе, аналитики, ученые, СМИ…

Маркетинг – это тактика, евангелизм – стратегия. Евангелизм появляется на рынке, когда появляется стратегия, его отсутствие отражает отсутствие стратегии, понимания и видения перспективы развития.

Алексей Воронин вчера по теме евангелизма написал свой пост, где отмечает, что евангелизм в ИТ пришел на вам от западных компаний. Это так. Но он у них появился не потому, что они западные и большие, а потому что у них есть стратегия
Хотя понятно, что наличие стратегии связано с размерами бизнеса, но не только. Она связана и с другими вещами, например, с наличием долгосрочного планирования (у нас в России "объемы" есть, а вот с долгосрочностью – намного хуже).

Так вот, возвращаясь с отечественному СЭД-рынку. Тактика у нас есть, а до стратегии нам еще предстоит расти. Тогда и евангелизм появится. А пока же занимаемся продвижением товаров (своих), а не концепций (общеотраслевых).

P.S. Уже написав этот текст, увидел небольшое обсуждение темы в ECM-записи на Фейсбуке.

Цитата
Константин Синюшин 19 сентябрь г. 10:50

Нет бюджетов на евангелизм smile:-)


Мне кажется, это демонcтрация такого "вульгарно-коммерческого" понимания темы, когда считается, продвижением (неважно чего, в том числе и идей) могут заниматься только специально "оплаченные" люди.

Хочу возразить Константину: бюджеты – это следствие, а причины – нет стратегии. А стратегии нет, потому что, как говорится в пьесе "Волки и овцы" –
"За что нас Лыняев волками-то называл? Какие мы с вами волки? Мы куры, голуби... по зернышку клюем, да никогда сыты не бываем".

Комментариев: 19

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

19.09.2012 12:19:37

Наш рынок (и не наш тоже) евангелизм уже давно перерос. Не буду повторять то, что сказал в О пользе неспешного диалога бизнеса с умным человеком, или еще раз о евангелистах

Это все от бессилия. Я что-то не помню евангелистов от PC и мобильных телефонов.

Сергей Стельмах
19.09.2012 12:32:01

А Балмер разве не в счёт? smile:)

19.09.2012 12:47:11

Категорически не согласен с Александром Сапожниковым.
"Евангелизм" - это из разряда вечных категорий, который определяется наличием прогресса, появлением новых идеи и технологий, а значит - необходимостью просвещения масс.

Евангелизм нужен для нового и, конечно, ненужен, для знакомого (тут маркетинга - более чем достаточно).
Евангелизм автомобилей нужен быть в начале 20-го века, и не нужен сейчас (но для электромобилей - нужен).

Странно, что Александр не помнит евангелистов от ПК (правильно - это ведь PC) и мобильных телефонов. Их не помнясь сегогдняшие выпусники вузов, а помню очень хорошо - в конце 80-начале 90-х, для мобильников - в конце 90х.
MS активно занималась евангелизмом планлетов в первой половине 2000х, и нунешний успех планшетов - во многом ее заслуга.
Я например, в 90х активно занимался (обратите внимание - не будучи на службе у MS и не получая какихто "вспомоществований" от нее) евангелизмом (хотя тогда слово это не использовалось) не очень известных у нас систем программирования - сначала QB, потом - VB, потом - VBA.

Евангелизм будет всегда, пока есть развитие.

19.09.2012 14:10:54

Цитата
Евангелизм будет всегда, пока есть развитие.


Я не утверждал, что евангелистов не существует.

Трудные для восприятия вещи действительно требуют поначалу для своего усвоения упертых сторонников. Сиречь евангелистов.

Ни ПК, ни мобильники никогда не были трудными для восприятия, совсем наоборот. Поэтому обошлись без евангелистов.

Современный ИТ-"евангелизм" маскирует собой отсутствие развития. Т.е. евангелисты есть, а развития нет.

19.09.2012 15:01:40

Продвижением мобильных телефонов я не занимался. Но в работал всю жизнь в ИТ, очень хорошо помню процесс продвижения ПК в нашу действительность с конца 80-х.
Крайне сложный, трудный процесс, которые требовал ОГРОМНЫХ усилий. Оргомных!
Боюсь, вы просто подзабыли....Старые проблемы всегда кажут проще современных, в том числе потому, что они (старые) уже позади...

19.09.2012 17:36:26

Цитата
вы просто подзабыли


Тут, конечно, пригодились бы более точные цифры и определения, но их под рукой нет. Только память. Это был бум. По типу железнодорожного бума конца XIX века. ПК отрывали с руками. Из воздуха делались огромные состояния. Большая часть первоначального накопления капитала в России - это компьютерный бизнес. См. историю Менатеп-Юкос. Интересно, что процесс мало зависел от общеэкономической динамики - в начале 90-х загибались все виды наук и производств, а компьютеры расходились как горячие пирожки. По типу потребления это напоминает крепкие алкогольные напитки и наркотики. Тем вовсе не нужен экономический рост чтобы продвигаться в массы, есть рост - хорошо, а нет - тоже хорошо.

Сейчас похожим образом распространяются гаджеты. Экономика стагнирует (теперь уже не только российская), а люди тратят деньги на экранчики и кнопочки. Но на настоящую технологическую волну (какой, как ни крути, была волна массовой компьютеризации, не говоря уже о железных дорогах) не тянет.

Так что никаких ОГРОМНЫХ усилий я не припоминаю. Не было их.

19.09.2012 18:02:10

Не буду спорить, повторю только - требовало больших усилий, в том числе именно на уровне продвижения идей. Причем - на многих направлениях.

19.09.2012 18:40:27

Было бы интересно познакомиться с конкретикой: каких идей? на каких направлениях?

Понимаю, что у вас может не быть времени для детализации, но все же, повторю, интересно.

По части мобильных телефонов, вы, как и я - рядовой потребитель. Вас долго убеждали купить трубку?

Мне кажется, что все принципиальные технические новации - железные дороги, самолеты, радио, компьютеры и т.п., массовый потребитель встречал на ура, все это было, скорее, аргументом пропаганды (новой религии), но не ее результатом. Наверное, какие-то бабушки из каких-то предубеждений так и не попробовали полететь на самолете, но прогресс их не заметил. Не надо забывать, что возрастной состав населения начала XX века сильно отличался от нынешнего.

Специфика нынешней ситуации в том, что исчерпавшим свой заинтересовывающий потенциал ИТ никто не наследует. На смену технологической волне пришло затишье. Никакие евангелисты по должности сами по себе изменить эту ситуацию не в состоянии.

Я не согласен с вами, что евангелистов нет. Их с избытком, но никто не верит их проповедям.

19.09.2012 19:15:26

Разбираться в истории и в логике развития-продвижения ИТ - это отдельная тема, и я не считаю нужным для себя ее развивать.

Давайте разберем, о чем мы тут говорим.

Судя по всему, по тезисам данного поста у вас особых возражений нет.
Хочу напомнить, что тема началась с того, что топ-менеджер ведущей российской компани высказал мнение о том "что в СЭД отрасли наблюдается нехватка евангелизма." Я с ним этим согласен.

А вот в "облаках" евангелистов полно. Но они, по моему, в большинстве своем -- очень слабые. Потому им не верят. Тоже согласен.

19.09.2012 14:13:39

Хотелось бы еще обратить внимание на то, что все современные площадки постепенно проникаются квази-религиозной проблематикой и лексикой. Это явление отрефлектировано насмешливым (но за ним стоит серьезное явление) термином - холивар.

Сергей Стельмах
19.09.2012 12:46:29

Цитата
Маркетинг – это тактика, евангелизм – стратегия. Евангелизм появляется на рынке, когда появляется стратегия, его отсутствие отражает отсутствие стратегии, понимания и видения перспективы развития.

В целом согласен. Мне вообще интересно, откуда появился этот термин - "евангелизм". По существу, в моём представлении евангелист - это просто продвинутый маркетолог...

19.09.2012 13:10:55

Интересный поворот темы - в ее параллельном обсуждении в http://www.facebook.com/groupsECM-группе на Фейсбук.

Я бы не стал использовать термин "маркетолог". Мне кажется, оно используется у нас неправильно.
Маркетолог - это человек, которые занимает исследование рынка и выработкой стратегии и тактики работы на нем.
У нас же маркетологами называют чаще всего обычных рекламщиков. Тоже важная работа, но все же более узкая.

Мне кажется, что евангелизм - это столь же старое понятие, как человечество. У нас его обычно ассоциируют с ранним христианством, но это - лишь один из примеров.

Насколько я помню, термин "евангелист" появился в ИТ в конце 90-, начале 2000-х. Потому что появились такие новые для нас должности в "отделах продвижения". Первыми он в России появились у MS - однозначно.
Долгое время мы не знали как переводить из по русски, всячески избегали его, называли по-другому. Посмотрите в поиске на использование слова "евангелиста" на сайте www.pcweek.ru - очень интересная картина. Долгое время использовалось только для иностранных людей, для наших - нет.

Евангелист отличается от "продавца", "аккаунт-менеджера" в том, что он по статусу - у евангелиста нет плана продаж, которые он должен выполнить.

19.09.2012 14:07:17

Евангелист — это калька с английского, там это слово вполне отлично воспринимается, поскольку имеет значение «проповедник» + «апостол», т.е. не просто агитирующий за что-то, но являющийся активным участником этого самого «чего-то».

19.09.2012 13:31:25

Цитата
По существу, в моём представлении евангелист - это просто продвинутый маркетолог...

Маркетолог определяет потребность рынка. Но что делать, если рынок не понимает всех возможностей продукта, который, может быть, уже купил?
Все мои статьи написаны по результатам реальных проектов, когда я видела недопонимание перспектив.
И я как -то скептически отношусь к "освобожденным" проповедникам. Нужно работать с реальными заказчиками и видеть их насущные проблемы, чтобы понимать, какие инструменты и методы предлагать для их решения.
А по поводу того, нужно ли продвигать в СМИ идеи.
Года три назад я была на очень интересном тренинге "Написание статей для продвижения сложных идей и услуг". Подробно рассказывать не буду, это все-таки ноу-хау автора, но там разбирался жизненный цикл продукта и методы его продвижения на разных этапах.
Сложность рынка ECM в том, что у заказчиков очень разный уровень, в каждой организации, можно сказать, разный уровень зрелости продукта, я про это даже написала статью про уровни зрелости организации.
С каждым уровнем нужно работать по-разному. Да, есть и очень продвинутые и знающие пользователи, для которых сложно написать что-то новенькое.
Но большая часть требует преподавания основ, поэтому приходится писать и о том, "Зачем нужна СЭД". А для продвинутых - о необходимости стратегического соответствия ECM-системы.
В общем-то это маркетинг, но с прицелом в далекое будущее

19.09.2012 14:10:10

Получается, что СПО-бизнес в России самый зрелый, поскольку евангелизм там присутствует в полной мере и занимаются им не только "оплаченные" люди? smile:)

19.09.2012 14:55:00

Евангелизм - как и любая инновационная сфера (продвижение нового) требует сочетания "любительского" (как хобби) и профессионального (как работа) начала.

Но "евангелизм" для конкретной области - это явление с органиченными временными рамками. Например, есть идея SOA. Ее продвижение - как идеи - занималась 2006-2009 года. Больше нельзя заниматься продвижением идей, должна начинаться практика.
Потому что иначе получается, что вы продвигаете нереальные идеи, ненужные.

Вот примерно такое получается в СПО, когда продвижение новых идей, которые не находят поддержки у общества, превращаются в религиозный фанатизм.

Сергей Якимчук
19.09.2012 15:59:14

Цитата
Что касается СПО, то проблему тут заключается в том, что

smile:?:

19.09.2012 18:03:40

Это просто "мусор" (забыл удалить). Спасибо!

leonid
24.09.2012 17:18:27

Проповедники - люди из народа, рыбаки. пахари, мытари и работали среди народа, "на земле". Книжники и фарисеи никому не нужны, умников во все времена не очень любят. Разработчики, аналитики, консультанты посмотрите на адрес ваших идей. Низший и средний офисный персонал не искушенный в IT-технологиях. Они освоили WORD, OUTLOOK и им достаточно. Внедрение какой-либо системы учета - для них напасть и лишние проблемы. На обсуждениях вопросов внедрения начальник отдела делопроизводства говорила: "Вы не знаете. как мы работаем". А я и не знал, зачем? У меня красивые идеи, пусть они поднимаются, проникаются. Огромная организация - структура аморфная. Что ни сотрудник - звезда и сам себе начальник. А учетная политика!!! Господа, никогда не забывайте об учетной политике.Что, как, какими способами учитывать. Море живых юридических лиц и у каждого свои особенности. Ныряйте туда. Поработайте на внедренных системах, повводите документы и попробуйте потом их найти, посмотрите как останавливаются пайдоксы и глобусы на второй тысяче единиц хранения, пообщайтесь с персоналом и узнайте их мнение.
Разработчики, аналитики. консультанты - вы слишком высоко и с сожалением смотрите вниз.
Нда.... Среди вендоров большого количества евангелистов не будет.
Андрей, в одной из заметок по внедрению АйТи элементов бизнес-процессов в ECM вы еще удивились, что бывают ECM без процессов. И посетовали, что, возможно, отстали от жизни. На самом деле, это одна сторона жизни, сторона разработчиков и победных рапортов о внедрениях. Я предлагаю посмотреть на вопрос со стороны организаций, куда это все внедрялось, мнение руководителей, сотрудников - какую-то информацию я могу предоставить.
Кстати. у Ньютона (Документум, Альфреско) были похожие рассуждения. За Альфреско его можно считать евангелистом.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии